Ненавижу себя настолько сильно, что хочется от себя избавиться.

Вопрос психологу:
Сразу скажу, что я студентка, не замужем и детей у меня нет. Проблемы в моей жизни начались с класса 5-ого, когда после перехода в новую школу меня начали травить. Меня обзывали толстой и бежали от меня, как от чумы. Никто не хотел сидеть со мной за одной партой, а если дотронутся до меня - тут же бежали мыть руки. Прошло несколько лет активной агрессии. После одного из инцидентов мои родители не выдержали моих постоянных истерик, как они это называли, и перевели меня в другой класс той же школы. Ситуация изменилась и я смогла спокойно окончить школу. Парней я боюсь до сих пор, а так же вечернего времени суток и пьяных людей.
Мне часто снятся кошмары, в которых я возвращаюсь в школьное время. Меня мучают приступы самокопания и ненависти к себе. Масла в огонь подливает мама - то сутулюсь, то потолстела, то походка не такая, то зубы некрасивые, то нос большой. Это заставляет меня ненавидеть себя ещё больше. Со школьного времени у меня остался сколиоз и ещё проблемы с сердцем из-за постоянных стрессов.
Я просила маму обратиться к психологу, но она ссылалась на то, что я себя накручиваю. Чувствую, что нет смысла продолжать жить. Мне кажется, что на улице все смотрят только на меня и кривят лица от отвращения. Я противна себе. Чтобы я ни делала - худела, красилась, выпрямляла спину вопреки боли и красиво одевалась - мне кажется, что я всего лишь уродливая обезьяна, которая возомнила о себе слишком много. Что делать с этим - не знаю, но я уже не могу себя терпеть! Спасибо, если ответите!
Автор вопроса: Ксения Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Хомякова Светлана Ивановна.
Здравствуйте, Ксения. Вы большая умница, что обратились за помощью. К сожалению, не всегда мы с близкими находимся «на одной волне». «Наш дом-наша крепость», гласит народная мудрость, именно там мы получаем базовое доверие к миру, там ищем поддержки и утешения, похвалы и одобрения. Ненависть к себе - проблема людей, которые в детстве по тем или иным причинам недополучили в семье тепла, любви, понимания, были отвергнуты. Негативные эмоции (гнев, злость/ненависть, агрессия) носят разрушительный характер, могут быть направлены во внешний мир или, как в Вашем случае, Ксюша, на себя. При этом они не являются первичными, а прячутся за так называемыми страдательными эмоциями: боли, обиды, страха («Кувшин эмоций» В.Сатир), напрямую связанными с нашими неудовлетворенными потребностями. Список последних достаточно емкий: от элементарной потребности каждого в воде и пище до принятия в обществе и самоценности. Как правило, гармонично растущие дети не стесняются хвалить себя, искренне верят в свою красоту, ум, уникальность. И родители поддерживают их уверенность в этом. Ксюша, Вы датируете начало проблемы 5-м классом. Если я правильно понимаю, до этого времени и в семье, и в школе у Вас все было более менее благополучно. Могу предположить, что «травля» началась на фоне Вашей неуверенности на новом месте и усугубилась длительным отсутствием реакции со стороны близких.
Ваши страхи, Ксюша, тема отдельной беседы. А вот ненависть к себе заслуживает первоочередного внимания. Очень рекомендую прочесть Вам книгу О’Коннора Ричарда «Психология вредных привычек». Там есть содержательная глава под названием «Сам себе враг». Вернемся к Вашему вопросу-утверждению: «Ненавижу себя настолько сильно, что хочется от себя избавиться». Начните с переформулировки фразы. Например: «Что поможет мне прекратить себя ненавидеть настолько сильно, что хочется от себя избавиться?» А далее Ваш личный список вариантов. Среди техник осознанности (когнитивно-поведенческая терапия, метод осознанности) есть простое упражнение, помогающее справиться со страхами, тревогой, негативными мыслями, - «Подсчет вдохов и выдохов». Вы можете сесть, лечь и даже идти. Нужно сконцентрировать свое внимание на вдохе (я вдыхаю, раз….) и выдохе (я выдыхаю, раз), мысленно осознавая их. Следить за дыханием из живота, считать до 10.
Ксюша, Вы учитесь, а значит у Вас есть цель, Вы хотите перемен, а значит у Вас есть мечта, Вы молоды, а это значит Вы – сама Жизнь!!! Берегите себя!!!