Как это побороть? Не верю, что я чего-то стою.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Я не могу толком понять, что это именно за проблема, но попытаюсь объяснить. Проблема заключается в том, что я к себе отношусь чересчур ровно, безразлично. Т.е. я не верю, что кто-то ради меня может чем-то пожертвовать, ради меня пойдёт и свернёт горы. Мне кажется всем все равно, есть я или нет. Но это не в страдальческой форме. Для меня это просто данность, факт. Хотя это не так! Некоторые близкие меня ценят и хотят сближаться, а я проявляю некое равнодушие по отношению к ним, потому что мне кажется, что я навязываюсь и я им не нужна, мешаю. Я вообще не могу поверить, что я кого-то интересую, что за меня кто-то переживает. Мне смешно от этого, кажется абсурдом. Например я не могу сказать своему жениху, чтобы он шёл работать, чтобы обеспечивать нашу семью, потому что я не понимаю зачем ему вообще тратить СВОИ силы, чтобы содержать МЕНЯ. Зачем я ему нужна? Чтобы создавать проблемы? И так со всеми. Когда задаю себе тот же вопрос, я отвечаю, что я люблю его, поэтому и хочу, чтобы он радовался, жил в достатке и мы были рядом друг с другом. Но я не верю, что он может испытывать ко мне такие же чувства! Я не чувствую ни жалости по отношению к себе, ни заботы что ли. И при этом я морально не страдаю. Но сердцем я понимаю, что эта безразличие по отношению к себе просто ужасно, но что с этим делать? Я ведь совершенно ничего не чувствую.
Автор вопроса: Анна Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Башкатов Николай Николаевич.
Здравствуйте, Аня!
В своем вопросе, Вы, может быть даже неожиданно для себя, затронули одну очень важную вещь. А именно то, что наше отношение к окружающим во многом зависит от того как мы относимся к себе. Это, можно сказать, зеркало нашего отношения к себе. И эти два вида отношений очень тесно связаны.
Из чего складывается отношение человека к самому себе? Давайте обратимся к такому свойству как самооценка. Сначала попробуем разобраться что это такое: из чего она состоит, от чего может зависеть и какой она бывает.
Итак, самооценка, как говорит само название, выражает то, как мы себя оцениваем. Она начинает формироваться с самых первых минут нашего существования. Это сложное свойство. В нем можно выделить несколько составляющих. Для простоты и ясности понимания их можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним можно отнести наши физические, умственные и нравственные качества. Физические - это такие наши природные данные как внешность и состояние здоровья. Умственные - это уровень наших знаний (общих знаний, так называемых житейских, и каких-то специальных знаний, которые определяют уровень нашей компетентности). Нравственные - определяют те ценности, на которые мы ориентируемся. К внешним можно отнести отношение к нам нашего окружения. И здесь немаловажную роль играет общественное признание. То есть, то признаются ли нашим окружением те качества, которыми, по нашему мнению, мы обладаем. Далее следует выделить качественные виды нашего самооценивания. Самооценка может быть заниженной, завышенной и нормальной (т.е. адекватной). От того как человек себя оценивает, насколько его самооценка реалистична, зависит его мироощущение. Ощущение своего места, своей роли и значимости для окружающих людей.
Для того, чтобы понять свою роль в жизни окружающих Вас людей, постарайтесь разобраться в том, как Вы сами себя оцениваете. Попробуйте беспристрастно (хоть это и не всегда легко) оценить свои достоинства и недостатки. Обратите внимание на то, как люди (близкие и не близкие) реагируют на Ваше поведение в различных ситуациях. Это могут быть ситуации, например, в которых Вы должны высказать свое собственное мнение или принять какое-то решение. Обратите внимание как люди относятся к Вашему мнению, насколько оно для них важно. Насколько Важно для Вас то, как к Вашему мнению прислушиваются другие. Обратите также внимание на то, как Вы себя чувствуете и как себя ведете, в случае если Ваше мнение не принимается. Социальное благополучие человека во много зависит от того, насколько он понимает себя сам, свои смыслы и мотивы поведения. От готовности и желания контактировать с людьми и идти им навстречу.
Скорректировать свою самооценку можно только путем самопознания. Когда Вы научитесь понимать себя, Вам будет легче понять насколько оправданы Ваши ожидания, связанные с окружающими Вас людьми.
Немаловажную роль в построении отношений, и наших ожиданиях от этих отношений играют наши "идеальные" представления о себе и об отношениях. Чем больше человек сравнивает себя, свои способности и достижения с другими, те более отдаленным и размытым становится "идеал". И тем не адекватнее становится его самооценка. Тем запутаннее представления о себе.
Возможно, за Вашим "безразличием" к себе скрываются завышенные требования к окружающим. Ведь то, верим ли мы, что ради нас может кто-то чем-то пожертвовать, во многом зависит от того, насколько мы сами готовы к самопожертвованию. Это с одной стороны. С другой стороны, нужны ли нам эти жертвы, насколько они оправданы и готовы ли мы их принять.
Поработайте над своей личностью и Вам откроются многие ее стороны, как «светлые» так и «темные». А это, в свою очередь, позволит Вам реалистичнее оценивать себя, корректировать свои ожидания. Вы научитесь лучше понимать других и выстраивать с ними близкие доверительные отношения.