Чувство, будто сделала что то не так.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут София, мне 20 лет. Хотела бы спросить у вас об одной проблеме и о том как с ней бороться, потому что я не очень могу разобраться и сосредоточится что бы ее решить. Дело в том что я часто испытываю чувство будто сделала что то не так. Например, переписываюсь я с человеком, неважно парень девушка, если мне долго не отвечают я думаю что я сказала не так. Вдруг я что то сказала не так или например мне не охота разговаривать, переписываться ( устала или хочу спать ) но я боюсь сказать это человеку, что бы не быть неправильно понятной, боюсь что подумают что я не хочу разговаривать, что я отталкиваю, что я скучная и не напишут больше. Бывает из за этого отвечаю односложно и потом виню себя, мол теперь если мне не напишут моя вина, надо было быть более общительной. Желание извиниться, оправдаться присутствует очень часто. Из этого возникает только больше проблем, потому что в паническом состоянии я начну писать, или говорить что нибудь в оправдание или вести диалог до той поры пока не убеждаюсь что мой собеседник не обижен На меня. Или если не пишу но не успокаиваюсь пока этот человек не напишет мне и я не убеждаюсь что все а порядке и я все таки не сказала ничего такого что бы могло показаться глупым или неправильным, неуместным. Это постоянно так. Думаю надо было сказать не так, а вот так и тд.
Автор вопроса: Сафия Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Гончаренко Екатерина Анатольевна.
Здравствуйте, София. Меня зовут Екатерина.
Спасибо за Ваш вопрос. Настолько я понимаю, в общении Вам очень важно получать обратную связь. Но воспринимаете Вы это не просто как информацию, а как оценку Вашей личности. Как будто Вы ищете себя в глазах других. Как будто то, какая Вы, зависит от мыслей и чувств других людей.
С этим связано много неопределенности, т.к. мы не умеем читать чужие мысли и можем лишь догадываться, что чувствуют другие. Неопределённость вызывает постоянную тревогу, переживания, которые реализуют в голове наши самые плохие представления о себе. Но ведь это лишь фантазии..
Ещё по чувствам. В том, что Вы описываете в своем письме, очень много страха. Страха быть неидеальной, показаться «глупой или неправильной, неуместной». У меня возникло ощущение, что Вы стремитесь «оценить» каждое слово в письме или разговоре, возможно, каждое своё действие во взаимодействии с другими людьми. Это очень сложно. Поэтому и общаться в конечном итоге нелегко.
В связи с этим, София, ещё один момент, о котором хотелось бы написать. Вина, о которой Вы пишите, вытекает из очень большой ответственности. Всю ответственность за общение Вы берёте на себя (а ведь с другой стороны тоже есть люди), плюс ответственность за реакции других людей, плюс ответственность за то, чтобы «быть общительной». И эта ответственность настолько велика, что Вам панически нужно быть уверенной, что «собеседник не обижен» на Вас.
София, думаю, Вам хотелось бы чувствовать себя более уверенно и легко в общении, не зависеть от чужого мнения (если я, конечно, правильно поняла). Давайте посмотрим, что Вы можете для этого сделать.
1) Мы ищем одобрения и признания в глазах других людей, когда по каким-то причинам не можем найти это в себе, когда почему-то отдаляемся от себя. София, попробуйте вернуться к себе.
Подумайте, что Вы любите, чего хотите, что ценно и важно для Вас. Возьмите листок бумаги и выпишете те Ваши качества (случаи, поступки), которые Вам нравятся, вспомните, моменты, когда Вам удавалось справиться с чем-то (даже если это мелочь). Перечитайте список. Ощутите себя такой.
О недостатках. Подумайте о людях, с которыми Вы общаетесь. Они идеальны? Не думаю. Позвольте и им, и себе не быть «идеалом». Ведь мы все живые. В этом-то и прелесть. Выпишите то, что Вас в себе беспокоит. Подумайте, что из этого Вы можете изменить и как (ведь Вы уже описали Ваши сильные стороны, используйте их). Запишите эти решения и попробуйте что-нибудь предпринять в ближайшее время. Если что-то изменить не удастся, вспомните про Пизанскую башню (как метафора), её недостаток – это её изюминка.
2) Что же делать со страхом быть не такой, «неправильной»? Прежде всего повернуться к нему лицом и сказать «Да, я боюсь». Опасаться того, что нам неприятно – нормально. Но жить постоянно с этим крайне сложно. Поэтому далее важно понять откуда этот страх, для чего обязательно быть хорошей, «чего я боюсь на самом деле». Но это, конечно, лучше не делать в одиночку, а поработать с психологом.
3) И об ответственности. Уверенный человек – это не тот, кто держит всё под контролем, это тот, кто четко понимает, где границы его ответственности и даёт это понять другим. София, Вы можете отвечать только за свои мысли и чувства. Так же, как и изменять их. То, что думают и чувствуют другие – это их ответственность. Если Вам очень важно чьё-то мнение – просто спросите его/её об этом. Так Вы будете знать точно. Но помните, это всегда лишь ИХ реакция на мир, в том числе и на Вас. Позвольте себе не соглашаться с их мнением.
И напоследок, я хочу Вас поддержать. В копилку Ваших «плюсов» из п.1: Вы, София, определили у себя трудность, нашли способ, как получить помощь в её разрешении, обратились к психологу, описали свою проблему. Вы кратко, но вполне понятно описали Ваш вопрос, Ваши чувства и то, что происходит в Вашей жизни.
Поэтому, София, я в Вас верю. У Вас всё получится! Удачи!