Преодоление барьера в общении в компаниях, коллективах.

Вопрос психологу:
Давно сталкиваюсь с такой проблемой, что мне комфортнее общаться и взаимодействовать с одним человеком или двумя. В компаниях, где больше людей я уже начинаю чувствовать скованность и стеснительность. И так получается, что в компании я обычно теряюсь и часто молчу. Общаться в компании для меня сложнее потому, что там уже сложнее найти тему для разговора и иногда даже нечего рассказать. Самое проблемное, что с возрастом начинаешь привыкать к такому образу жизни и общаешься только с определенными людьми и игнорируешь коллективные вылазки и встречи, потому что чувствуешь на них себя белой вороной. Наверное, это должно выходить само собой (потребность в общении и компаниях). Но мне хоть и комфортнее одному, часто не хватает. Еще проблема это, то что я обычно все коплю в себе, погружен в своих мыслях. Скорее всего это интровертивность, но мне хотелось бы измениться в сторону экстраверта. Иногда бывают депрессии, когда накапливается много негатива, так как все обычно коплю в себе. И такое депрессивное состояние может длиться месяц, а может чуть больше. В такие периоды еще сложнее общаться с людьми, так как обычно только одни негативные мысли и подавленное настроение. Иногда бывает, что чем то отвлекаюсь и депрессивное состояние проходит, а на след день все заново (негативные мысли и подавленное настроение). Как преодолевать такие моменты и быстрее выходить из депрессии?
Автор вопроса: Максим Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Максим!
Умение общаться, способность чувствовать себя безопасно и уверенно в кругу других людей, конечно, зависит от множества факторов – доверие к миру, принятие в собственной семье, уверенность в себе, уровень образованности, способность коммуницировать с другими и желание это делать, особенности характера, да много еще чего. Поэтому, чтобы понять как преодолеть именно Вам проблемы подобного рода, хорошо бы разобраться в причинах, которые актуальны для Вас.
Из Вашего письма, я поняла, что для Вас потребность в общении с другими все-таки актуальна, просто чувствуете Вы себя не совсем комфортно в такой обстановке. И то, что Вы испытываете своеобразный «голод» в таком общении, говорит еще и наличие депрессивных состояний в Вашей жизни.
Умение строить и поддерживать контакты, обычно, формируется в нашем детстве. Желание ребенка общаться с другими детьми, обычно, поддерживается родителями, когда они дают ребенку возможность самостоятельно познавать мир, искать единомышленников в таком познании.
Однако, излишняя опека, страх за ребенка, страх остаться в одиночестве самого родителя все чаще приводит к тому, что подобные контакты у детей сводятся к минимуму в этот период.
Вы, похоже, того возраста, когда Ваши родители тоже могли ощущать подобные страхи и переживания, а возможно и сами находились в достаточно тревожном состоянии по поводу собственного будущего, не говоря уже о Вашем. Такие переживания могли сформировать такую среду, где потребность в другом заменялась для Вас большим присутствием в Вашей жизни взрослых, возможно, Ваше внимание перенаправлялось на другие способы, в том числе и получающие распространение гаджеты разного уровня, что тоже не способствовало научению заводить новые знакомства и их поддержание.
Еще очень важно, в какой среде растет и формируется ребенок. Если его постоянно критикуют, выдвигают требования, которым необходимо соответствовать, чтобы быть принятым близкими, если он подвергается критике и его инициатива не поддерживается, а пресекается в моменты проявления, если интересы ребенка не развиваются и не являются ценными для родителей в силу множества причин, иногда совершенно не зависящих от самого ребенка, то не удивительно, что со временем он перестает ощущать себя важным, интересным другим, способным привлечь чье-то внимание. Ну а если привлекаемое внимание оборачивалось для него очередным сеансом обесценивания его или, того хуже, за этим следовало наказание, то избегание внимания других стало для него нормой жизни, спасающей от этих болезненных реакций на него.
Что было из всего этого многообразия в Вашей жизни? Где Вы потеряли уверенность в себе? Почему отказались от общения? От чего спасались, оставаясь в тени, незамеченным? Если ответы на эти вопросы кажутся для Вас затруднительными или болезненными, можете быть уверенным, что именно в них Вы найдете разгадку особенностей Вашего взаимодействия с окружающими.
Но чтобы не было причиной, в Ваших силах всегда изменить ситуацию в ту сторону, которая для Вас необходима и важна на любом этапе Вашей жизни. Начните с понимания себя и своих потребностей, вспомните о своих желаниях, оглянитесь на возможности. Вы много нового сможете узнать о себе, своих ожиданиях, своих стремлениях, своих страхах и даже о своих сильных сторонах, которые сегодня не могут проявиться по тем или иным причинам.
Говорят, человек рождается много раз. И факт его физического появления на свет лишь один из них, иногда не самый тяжелый. Гораздо сложнее родиться человеку социальному, способному строить контакты с другими, способного обмениваться опытом и знаниями, эмоциями и чувствами. И если на этапе физического рождения на помощь матери и ребенку приходят врачи и акушерки, то в социальном рождении человека помощниками могут быть все – родители, знакомые, значимые люди, коллеги, хорошие собеседники и специалисты помогающих профессий – психологи и психотерапевты.
Так что, не отчаивайтесь и просто найдите такого помощника для себя.
С уважением, Елена Гладкова