Как начать действовать? Тревога и напряженность.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Раньше в далеком детстве было просто я всегда действовала, ничего не ожидала и все получалось. В течении всей жизни я начала много думать и сейчас чтобы что то сделать я миллион раз думаю. И все будто происходит в голове. Я застреваю в своих мыслях. Я начала слишком много думать, от того что боюсь ошибиться. Появились тревоги, за чтобы я не взялась начинается напряжения. В отношении с людьми мне всегда кажется что я им мешаю. Не скажу что я неуверенная. Вроде все нормально, но мои мысли путают и тормозят меня. Я боюсь что меня отвергнут, неловко себя чувствую в компании людей. У меня трудная профессия, и все напряги начались в основном в универе, чтобы стать хорошим специалистом я много училась. И сложилось так что я стала напряженной, слишком много теории. Страх ошибиться доставило мне немалых тревог и я перестала верить в себя. Сейчас я работаю, стараюсь со всеми общаться, думать только о хорошем и на практике вижу что все намного проще, чем я думала. Но все же по ночам у меня бывает бессонница, я до сих пор много думаю и да я не могу свободно общаться со всеми. Но в голове всегда накручиваю все. Лишь только у себя дома среди своих старых друзей в основном я не напрягаюсь.
Автор вопроса: Ажара Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Гончаренко Екатерина Анатольевна.
Здравствуйте, Ажара! Меня зовут Екатерина.
Спасибо Вам за Вашу историю. Насколько я поняла, Вы трудолюбивы, многое делаете для своего успеха, обучились и работаете в «трудной и ответственной» профессии. Но в то же время у Вас появилось очень ответственное отношение к деталям, большое желание всё знать («много теории») и делать в соответствии с этим всё только правильно. Как будто Вы не даёте себе право на ошибку или пробелы в знаниях, боитесь, что о чём-то не подумаете или не вспомните в нужный момент. Это приводит к тому, что голова не может отключиться даже ночью. Единственное место, где Вы можете отпустить этот контроль – это дома среди друзей. Возможно, потому что там не нужно постоянно соответствовать чему-то идеальному.
1. Для начала, Ажара, отдайте ответственность тем, кому она действительно принадлежит. Ведь результат Вашего труда (деятельности и общения) зависит не только от Вас (есть ещё работа и настроение Ваших коллег, форс-мажор, условия работы и многое другое, на что Вы не сможете повлиять).
2. Разрешите себе не соответствовать идеалу (т.к. именно это делает Вашу работу трудной и тревожной). «Что» делать – Вы знаете (у Вас хорошая подготовка), «для чего» - понимаете (у Вас есть желание делать). А что касается понимания «как» делать – придёт только с опытом, с опытом преодоления трудностей и ошибок. Действуйте, принимая результаты, которых достигаете! Оценивайте то, что Вы делаете только в понятиях «что мне понравилось (получилось)» и «что я могу сделать по-другому в следующий раз». Действие поможет справиться со страхом, а такая техника оценки – конструктивно использовать опыт успехов и ошибок.
3. Попробуйте в работе замечать моменты, которые приносят Вам удовольствие, моменты, которые приносят Вам что-то новое, ощущайте интерес от Вашего развития в профессии.
4. Очень знакомое состояние для меня в недалеком прошлом – рой мыслей перед сном и связанная с этим бессонница. Ажара, постарайтесь перед сном выделять себе 15 - 30 мин. Для того, чтобы выразить эти мысли на бумаге. Если нужно разделите их на группы (мои тревоги, страхи, надежды, мнения, уверенность, сомнения и т.д.) Это даст возможность им «выйти» и «навести порядок в голове». Если что-то остается на ночь, скажите тревожащим Вас мыслям: «Я подумаю об этом завтра, т.к. завтра у меня будут новые силы и возможности». Не забывайте выделять время на отдых в течении дня/недели – на дела без мыслей о работе, которые приносят удовольствие (в том числе забота о себе любимой).
Ажара, в Вашем письме я обратила внимание на Ваши слова «я боюсь, что меня отвергнут». Мне кажется они очень важны. Конечно, при возможности было бы важно поговорить об этом поподробнее, так как, на мой взгляд, это ощущение может иметь большое значение для того, что с Вами происходит.
Но в данном формате у меня появилось ощущение, как будто Вы считаете, что если Вы ошибётесь, то будете отличаться от других и поэтому Вас могут не принять как равную. Мне хочется Вас поддержать и прежде всего сказать, что «Ошибаются все!» Никто не является идеалом ни в общении, ни в работе. Вы даете им право на ошибку? Дайте и себе.
А ещё можете взять листок бумаги и выписать на нем все Ваши качества, которыми Вы гордитесь, которые помогают/помогали Вам раньше в общении или в достижении успеха. Сохраните его, перечитывайте, добавляйте, ощущайте себя такой и проявляйте эти качества.
Ажара, желаю Вам удачи! С уважением, Екатерина.