Ненавижу себя. Не понимаю, зачем мне нужно жить.

Вопрос психологу:
Добрый день. Моя проблема заключается в том, что я постоянно чувствую свою никчемность, особенно когда оказываюсь в коллективе. У меня хорошие и доброжелательные отношения с моим окружением, но мне часто кажется, что все только претворяются, что хорошо ко мне относятся. Если человек по отношению ко мне ведет себя обычно, мне кажется, он меня недолюбливает.
Из-за того, как я отношусь к себе, я не могу понять, чем мне заниматься в жизни. Мне кажется, все, за что я возьмусь всерьез, не выйдет, и будто весь мир будет презирать меня. Мне ничего по-настоящему не интересно, и я не понимаю, зачем мне нужно жить.
Рационально я понимаю, что нет объективных причин, чтобы так думать. Я симпатичная, у меня все хорошо в отношениях, я заканчиваю ВУЗ на отлично, стажируюсь в хорошей компании. При этом иррационально я живу с чувством постоянного падения в пропасть и что меня окружает обман. Я не понимаю, как его убрать, и мне с ним очень тяжело. В самые сильные моменты я чувствую его физически, как разрывается в груди и голове. Мне хочется, чтобы все меня жалели, но не понимаю за что.
Автор вопроса: Инна Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Гришугина Наталья Анатольевна.
Здравствуйте Инна. Ваш запрос достаточно «объемный» и для его полного разрешения подошла бы личная терапия в несколько встреч. Тем не менее, хочу помочь Вам насколько это возможно в рамках письма, дав простые задания для самостоятельной работы. Но сначала хочу прокомментировать некоторые мысли из Вашего обращения.
Начну с темы Вашего письма. Хорошая новость в том, что даже испытывая такие сильные эмоции, Вы продолжаете заботиться о себе, иначе бы помощь не искали. Ненависть к себе говорит о том, что ПОКА Вы еще не осознали своей ценности как личности и не нашли способ ИЗМЕНИТЬ КАЧЕСТВО СВОЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ и отношения к себе, чтобы жить интересно и осмысленно. К счастью, это поправимо, если только захотите.
Никчемность, которую Вы испытываете в коллективе, отчасти связана с тем, что Вы сравниваете себя с более уверенными в себе / опытными или успешными людьми (то есть возможно смотрите «через лупу» на их достоинства и преуменьшаете или не замечаете их слабости, и ту же «лупу» используете для разглядывания своих слабостей и недостатков и преуменьшаете свои достоинства и достижения. А Вы ведь их осознаете: «Я симпатичная, у меня все хорошо в отношениях, я заканчиваю ВУЗ на отлично, стажируюсь в хорошей компании»). Перестать себя сравнивать с другими, поможет ПОНИМАНИЕ того, что:
- пользу может принести «соревнование» только с собой, а с не другими. Ведь правда в том, что всегда будет кто-то лучше нас в чем-то, и это здорово, так как мы можем относится к чужым успехам как к НЕКОТОРЫМ ОРИЕНТИРАМ, а не КРИТЕРИЮ оценки своей личности;
- опыт приобретается, уверенность МОЖНО РАЗВИТЬ через постановку СВОИХ ИНТЕРЕСНЫХ целей, их достижение и СВОЕЙ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ оценки результатов.
Следующая цитата: «..мне часто кажется, что все только претворяются, что хорошо ко мне относятся. Если человек по отношению ко мне ведет себя обычно, мне кажется, он меня недолюбливает», показывает проблему недоверия и подозрительности к себе и окружению. И сейчас у нас нет возможности заниматься «раскопками» причин, ясно что это складывается из первичного отношения в семье. Итак, что можно сделать самостоятельно?
Любое изменение требует времени, так как это процесс. Отнеситесь к этому процессу как к интересному путешествию с ясным пунктом назначения. Подумайте какой Вы хотите стать, как относиться к себе.. Поехали. Вместо недовольства ситуацией, сначала ПРИМИТЕ свое эмоциональное состояние как ВОЗМОЖНОСТЬ для позитивных изменений в себе.
Задание 1: посмотрите мысленно фильм о себе и своей жизни с момента рождения. ЗАМЕТЬТЕ фрагмент, когда Вы нуждались в любви и поддержке, а может и объяснении каких-то событий. Сделайте это сейчас по отношению к себе «той и тогда» с позиции взрослого человека. Можно проявить сочувствие к себе, найти подходящие теплые слова внимания, любви и поддержки и тд. Цель: заменить прошлый негативный эмоциональный опыт (или его негативную интерпретацию), на признание и принятие своих чувств, а не их подавление; осознать что нравится, а что - нет; сделать НОВЫЕ выводы, которые будут Вас поддерживать по жизни, а не угнетать. Дайте себе все, что посчитаете нужным. Примите решение БЫТЬ счастливой. Подумайте что для этого нужно? Другие - ни при чем. Теперь Вы сами - СИЛЬНОЕ ЗВЕНО в своей жизни. КАЖДЫЙ человек обладает тем, что ему действительно необходимо, и Вы - не исключение. Так чего Вы хотите? Подумайте и запишите. Продолжайте знакомство с собой новой. Отмечайте ЧТО важно для ВАС. Какими ценностями и правилами Вы ХОТИТЕ руководствоваться, какие качества развить и проявлять, каких целей достичь, КАК прожить СВОЮ жизнь?
Задание 2. Представьте себя довольной, счастливой и успешной личностью. Чем Вы заняты? Как Вы достигли этого? Что конкретно делали и о чем думали? Запишите СВОЙ план действий.
Обращайте внимание на свой внутренний диалог. Если он негативный, отметьте как это на Вас влияет, на учебу/работу/отношения? Нравится? Так замените свой диалог на поддерживающий! Следующее задание поможет Вам в этом.
Задание 3. Станьте себе лучшей подругой (как ведет себя лучшая подруга известно, даже если на данный момент у Вас ее нет). Радуйтесь своим успехам и поддерживайте себя, когда что-то не так. Ошибки/трудности - часть нашей жизни и обучения. Ну не получилось сразу, что ж, стали опытнее :) жизнь-то все-равно продолжается! Помните, что Ваша ИНТЕРПРЕТАЦИЯ чего-либо, существенно влияет на КАЧЕСТВО Ваших эмоций, а значит и жизнь.
Если Вы ОТВЕТСТВЕННО и СЕРЬЕЗНО займетесь своим проектом изменения себя и своего состояния, поверьте, у Вас не останется ни времени ни беспокойства по поводу оценок Вас другими людьми, как Вы пишите: «Мне кажется, все, за что я возьмусь всерьез, не выйдет, и будто весь мир будет презирать меня». В том то и дело, что это только кажется.. Проверьте на практике!
Успехов Вам, Инна.
Более глубинная работа возможна на личной консультации (через Скайп), обращайтесь, буду рада помочь.
С уважением,