Как перестать ненавидеть себя?

Вопрос психологу:
Каждый день проходит так же, как и вчерашний. Ничего не меняется и вроде все хорошо. Но я чувствую, что со мной что-то не так, что-то, что мешает мне жить и брать от жизни наслаждения, эмоции и т.д. Каждый день я боюсь, что, если вдруг я хоть немного расслаблюсь и дам волю эмоциям, это кончится плохо. Я ненавижу себя за это, за то, что не могу жить полной нормальной жизнью. Ведь мне сейчас важно найти себя и свой путь в жизни. Но пока что я нахожу только разочарования. Я устала от себя и от своих странных капризов. Будто во мне просыпается какая-то странная женщина и делает все за меня, а потом я начинаю жалеть и винить себя в содеянном. Каждый раз я жалею обо всем и причем только я. Будто я окружила себя людьми, которые специально показывают то, что виновата я. Но вроде действительно виновата я. Иногда кажется, что легче было бы не рождаться и не чувствовать ничего. Но, когда я уже родилась и привязала к себе определенных людей, уходить в иной мир будет уходить сложно. Я часто задумываюсь о суициде, но вспоминаю про тех людей. С одной стороны кажется, что есть для кого жить, но в первую очередь я хотела бы жить для себя. Я не знаю, что делать. Я учусь, развиваюсь, гуляю и вообще живу нормальной жизнью. Но вот что-то не дает мне покоя. Мне кажется это я сама. Единственный виновник - я. Но я не понимаю, как это исправить. Я боюсь себя прощать за ошибки, боюсь быть счастливой, боюсь совершать ошибки. Я очень устала от этого чувства. Помогите, иначе я убьюсь, ибо это уже невыносимо.
Автор вопроса: Адель Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Картвели Эрика Шалвовна.
Здравствуйте Адель!
Давайте разбираться.
Вы пишите:
"Каждый день проходит так же, как и вчерашний. Ничего не меняется и вроде все хорошо."
В Вашем возрасте Адель, свойственно мечтать о яркой и интересной жизни, Вы же угнетены тем, что реальность настолько единообразна, настолько выглядит ловушкой, которая не позволит осуществить желания, что Вы боитесь их самих, чтобы не разочаровываться. Но поверьте, что это скорее связано с тем, что Вы пока зависите от людей, взгляды, которых, возможно противоположны Вашим. Это значимые люди, вероятно авторитетные или близкие. Если Вы определитесь с тем, что же Вы на самом деле по настоящему хотите делать в своей жизни и со своей жизнью, наметите план по осуществлению цели, то почувствуете себя более значимой и уверенной в себе личностью.
Вы пишите:"..чувствую, что со мной что-то не так, что-то, что мешает мне жить и брать от жизни наслаждения, эмоции и т.д."
Это что-то и есть взросление. Ведь брать наслаждения, эмоции и т.д., как Вы пишите, скорее позиция ребенка. А Вам приходится сейчас перестраиваться на то, что называется ответственность. Психологически Вы к этому не были готовы. Отсюда такое смятение, неуверенность, страхи.
Вы пишите:"... я боюсь, что, если вдруг я хоть немного расслаблюсь и дам волю эмоциям, это кончится плохо."
Давать волю эмоциям необходимо. Иначе "крышку с парового котла" может снести в самом разрушающем виде. Опять же, возвращаясь к вышесказанному, негативные эмоции могут измениться на позитивные, если решите проблему самоидентификации. В Вашем письме мало конкретики, посему посмотрите на нашем сайте статьи и тесты по этой тематике. Поработайте для самопонимания. Посоветуйтесь с тем, кому доверяете, сходите к бесплатному психологу, который есть в каждом районе, если город большой или областном центре, если маленький.
"Я ненавижу себя за это, за то, что не могу жить полной нормальной жизнью."
Ненависть очень сильное чувство, посему Вы скорее смятение и неуверенность в себе, принимаете за слабость, а хотите быть уверенной и сильной -это непринятие себя. Вероятно это связано с теми установками на успешность, которые Вы получили в процессе воспитания. Получается, что сами по себе Вы ценности никакой не представляете, а это не так Адель! Каждый человек приходит в этот мир не просто так, мы все действительно взаимосвязаны. Интуитивно Вы это чувствуете, так как пишите о тех людях, которые вошли в Вашу жизнь и Вы их огорчать не хотите.
"...сейчас важно найти себя и свой путь в жизни."
Это очень верно Адель! Именно этим Вы сейчас и занимаетесь. Это трудно, и всё же другие смогли и Вы сможете!
"...нахожу только разочарования."
Это естественные спутники жизни, как радость и удовлетворение.
"...устала от себя и от своих странных капризов."
А может и не капризов? А просто желания почувствовать себя значимой? Вы сами по себе имеете ценность. Ну это ведь естественно в Вашем возрасте что-то не знать, что-то не уметь! Главное, что Вы в этом состоянии временно, все получится.
"Будто во мне просыпается какая-то странная женщина и делает все за меня, а потом я начинаю жалеть и винить себя в содеянном."
Когда эта 'странная женщина" делает что-то, где Вы? Зачем Вы дистанцируетесь от неё? И почему Вы тогда за неё испытываете чувство вины? Пусть бы она и испытывала. Вы получаете жизненный опыт, который опять же, видимо идёт в разрез с той системой ценностей, которую Вы получили в семье.
"Каждый раз я жалею обо всем и причем только я." Действительно жалеете? Есть хороший способ изменить это Адель! Или не делайте то, о чём будете жалеть или раз уж делаете, то получайте удовольствие и никогда более не жалейте, а делайте выводы о том, насколько это действительно было необходимо! Тогда не будет сомнений, упрёков, смятения. И люди, которые Вас окружают, да и Вы сами, будете воспринимать более цельной.
"Иногда кажется, что легче было бы не рождаться и не чувствовать ничего."
Жизнь это дар, по сравнению с небытием. Чувствовать -это огромное счастье. Разве лучше быть камнем? Вы же имеете много степеней свободы, выбор всегда за Вами, надо только учиться его делать, а значит получать опыт(разный, а не только "розовый"). Это и есть жизнь. Ваша задача определить для себя шкалу именно Ваших ценностей, целей и способов их реализации так, чтобы одно с другим не входило в противоречие.
"... уходить в иной мир будет уходить сложно....задумываюсь о суициде....вспоминаю...людей...есть для кого жить..... я хотела бы жить для себя."
Уходить сложно всегда, даже если тебе 100 лет. Это Вы очень верно отметили, что в первую очередь надо жить для себя, тогда и другим сможете что-то давать. А иначе будете бесплатным приложением к чужим жизням. Это преступно по отношению к своей личности.
"....учусь, развиваюсь, гуляю...живу нормальной жизнью....что-то не дает мне покоя....кажется....виновник - я.....не понимаю, как это исправить."
Вы уже делаете это Адель! Единственное с чем не согласна, так это то, что Вы исправлять себя хотите. Как можно исправить, то, что пока ещё не знаешь. Себя Вы познаете, а это главное. Научитесь принимать все грани себя. Тогда и исправить можно то, что на определённых этапах жизни будет Вам мешать!
"...боюсь себя прощать за ошибки, боюсь быть счастливой, боюсь совершать ошибки"
Страх-это часть личности. Если бы его не было, человек просто давно бы исчез с планеты Земля. Он успокоится, как только Вы начнёте идти своим путём, делать то, что определите своим предназначением, Адель!
Так что вперёд! Успехов Вам!