Как заставить себя что-то делать?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я даже не знаю как назвать свою проблему, но понимаю, что она существует. Я не могу себя заставить что-то делать, каждый раз когда начинаю и у меня хоть что-то не получается, то сразу впадаю чуть ли не в депрессию от того что не знаю, корю себя за это, хотя я только начала это учить. С таким «успехом» я уже второй год учу немецкий и стою на одном месте, уже второй год устраиваюсь на работу. В школе я должна была учиться на «отлично», в университете должна учиться на 5, чтобы получать стипендию, с детства мне привили это чувство что во всем нужно быть лучше, и теперь когда я что-то начинаю, то опускаю руки при первой же проблеме, могу даже начать рыдать от того что не знаю как это делать, начинаю обзывать себя и тд, потом забрасываю все и начинаю заново через определенное время. У меня есть куча планов того что я хочу сделать, но даже не начинаю, потому что думаю, что опять не получиться, что чего-то не знаю. Хочу устроиться на работу, но когда читаю требования к кандидату, то расстраиваюсь, что не подхожу под что-то. Я боюсь даже попробовать. Всегда строю огромные планы, но выполнять их не спешу. А еще мне кажется, что я «живу» будущем. Все думаю что тогда будет лучше, но по факту сейчас я для этого ничего не делаю. Я все время сравниваю себя с другими, меня очень сильно волнует что подумают обо мне другие люди. Иногда во время урока в университете я могу не пойти отвечать, потому что думаю что мой ответ или доклад не такой идеальный, что чего-то не хватает, хотя по сути я готовилась и могла бы хоть что-то сказать, но не делаю этого. И после урока я опять себя корю за то что не сделала, но в следующий раз все так же. Я думаю, что должна быть лучше во всем, должна знать все по предметам, которые мне преподают, я все время и во всем завышаю себе планку, но добраться до нее мне очень сложно, поэтому ничего и не делаю, точнее начинаю по 100 раз. От этого всего у меня бывает резкая смена настроения, в один момент могу быть радостной, а через 5 минут рыдать от того какая я никчемная. Меня могут раздражать окружающие, я могу грубо ответить и потом думать зачем я это сделала. Об этом ни с кем я поделиться не могу, знаю, что не поймут. Помогите мне разобраться, пожалуйста.
Автор вопроса: Екатерина Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Алферова Маргарита Олеговна.
Уважаемая Екатерина, здравствуйте!
Начну с конца письма. Зря Вы думаете, что никто Вас не поймет. Очень много людей с подобными проблемами и страхами. Как часто бывает у Вас Екатерина проблема с самооценкой - ее штормит и раскачивает, то в очень низкую, и Вы ругаете себя, не верите в себя, то в завышенную, и Вы начинаете ставить завышенные цели, низко ценить других людей. Отсюда и агрессия на окружающих и депрессии.
Екатерина очень важно научиться ПРИНИМАТЬ себя, принимать такой какая есть, принимать и любить, принимать других людей и ситуации в жизни такими какие они есть.
Очень важно научиться брать на себя ответственность за все, что происходит. Неважно какие установки давали в детстве, но зато очень важно какие установки даете Вы себе сами сейчас. и в это уже Ваша и только Ваша ответственность.
Давайте вернемся к началу письма. А зачем Вы заставляете себя что-то делать? Здесь вопрос мотивации, т.е. зачем, а что Вы за это получите, какой пряник, если осилите.
Екатерина важно заменить слово должна на слово (восприятие) ХОЧУ. Очень важно заменить слово проблема (восприятие) на слово ЗАДАЧА. Вспомните, когда Вы были малнькой , разве Вы сразу научились писать, читать? Или все таки прикладывали усилия, раз за разом, день за днем. И так до тех пор пока не научились. Разве была депрессия, что в первый же день ничего не получилось? Равзе Вы комплексовали, что не получилось сразу красиво и правильно написать крючок или прочитать первый слог. Понимаете смысл?
Что еще важно - ставить себе посильные , маленькие цели, которые ведут к основной большой цели. Например, на листе бумаги нарисуйте свою цель. Напишите или нарисуйте путь к этой цели. Разбейте этот путь на множество маленьких этапов, пропишите их. Это Ваш план действий. Обязательно награждайте себя за каждый маленький пройденный этап. ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С МАЛОГО. И не беда, что сразу может не получится. Это же задача!!!! Значит возможно, что применили не все силы, а может не тот инструмент/метод/не ту дверь выбрали. Это задача. Значит просто надо еще продумать решение этой задачи. У Вас обязательно все получится! Еще Гете говорил, что падая и вставая - мы растем.
Почему Вы считаете , что страшно начинать что-то новое только Вам?! Очень многим. Но победители просто преодолевают свой страх, идут навстречу своему страху и побеждают. Страх исчезает как только мы начинает ДЕЙСТВОВАТЬ! страх существует только когда мы находимся в своих мыслях. Запомните это.
По поводу Ваше самоопределения. Напишите на листе бумаге свои характеристики (можете это делать несколько дней), как сильные стороны, так и слабые. Напишите - чем бы Вам хотелось заниматься, а что Вы точно никогда делать не будете. Здесь два варианта:1 - проанализируйте эти списки и решите- какая профессия соответствует таким данным. 2- возьмите описание должности о которой Вы , например, мечтаете и сравните. НО!!!! сравнивая пропишите прям по каждому пункту описания обязанностей. напишите напротив каждой, что это Вы умеете , а где нет такого навыка или не хватает знаний, то напишите ЧТО необходимо, а лучше , что Вы ХОТИТЕ и МОЖЕТЕ сделать, чтобы развить в себе этот навыки и /или получить эти знания (например пойти на курсы, выучить язык и т.д.). Это и будет план Ваших действия, план Вашего и только Вашего развития. А далее ставьте себе цели, затем задачи, разбивайте крупные задачи на более мелкие и ДЕЙСТВУЙТЕ. при этом награждая себя за сделанное!!!
Прекратите сравнивать себя с другими, только себя саму с собой прежней. У каждого своя дорога, свой путь, свои задачи и время достижения. Вспомните М.Ломоносова, который сидел в школе переростком с маленькими. Но зато чего он достиг!
Еще Екатерина, Вам необходимо разрешить себе быть неидеальной. ПРОСТО РАЗРЕШИТЬ! Разрешить себе и дать право на ошибки. Что самого плохого случится, если доклад будет не самым лучшим? Если Вы дадите себе право быть неидеальной и разрешите ошибаться, то достигнете намного большего. разве есть идеальные люди??? Почитайте биографии великих. Разве они не ошибались? Растет тот кто признает это право и извлекает из него уроки! станьте учеником по жизни, учитесь у жизни, воспринимайте все, как урок, а не как оценку!!! Уберите оценку. По этим темам написано много книг.
Я верю Екатерина, что у Вас все получится и Вы все сможете, если начнете действовать. Я желаю Вам счастья!
Я много отвечала на подобные вопросы. Можете посмотреть ответы, например этот: https://psycabi.net/vopros-psikhologu/neuverennost-v-sebe-depressiya-apatiya-trevoga/22034-ne-mogu-izmenit-sebya