У меня перфекционизм или какая-то другая навязчивость?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Меня очень мучают "детали". Я не припоминаю за собой подобных тенденций в поведении раньше, но в последние годы, года так 3-4 назад, эта хворь взялась откуда-то, но не пойму, откуда. Я не уверена, что это перфекционизм - может, какая-то другая навязчивость, но, вроде, похоже на перфекционизм. Уже устала от этого. Я могу стоять в магазине, например, и 2 часа выбирать пакет с чаем, пока не выберу такой, чтоб у него была красивая упаковка, чтоб на ней ничего не было "невпопад". Разумеется, то, как должно всё выглядеть, идеал - находится у меня в голове. И так со всем. Если предмет поцарапан, помят, с какими-то огрехами - я не могу его видеть в своём интерьере. Убираю с глаз долой, даже если он нужен. Возникает желание окружить себя идеальными вещами - чтоб всё под друг друга подходило, начиная от цвета, до того, чтоб всё лежало ровно и на своих местах. Но так как я этого добиться не могу, то дома у меня чаще царит подобие хаоса. Посуда должна вся идеально блестеть, как и мебель. Иначе я просто испытываю дискомфорт. И эта беда просто повсюду в моей жизни - то мне шрифт в документе не нравится, то мне не нравятся "угловатые" цифры, типа 1,7,4, а только округлые 2,6,8. Знаю, звучит смешно, но доходит до маразма, я стараюсь их не использовать в своих работах, текстах, чтоб для меня было "красиво". Я очень внимательна к своей одежде, внешности. Что касается более глобальных проблем в жизни - у меня много хобби, но я уже несколько лет откладываю и ничем не занимаюсь просто из страха, что будут недостатки в моих рисунках, которые я рисую, в музыке, которую создаю! Это касается просто всех сфер моей жизни, каждую минуту. Я понимаю, что это нездорово, но ничего не могу с собой поделать. Меня так мучает, если что-то не так, как я себе это вижу. Это как сыпь, которая чешется, и если не почесать, то ты только об этом и будешь думать, а если начнешь чесать - она распространится на всё остальное. Умоляю о совете, что со мной и что с этим делать, и надо ли? Или это не лечится? Я не хочу просто стараться "не обращать внимания", я хочу чтоб во мне искоренилось само это "идеальное" видение, но это кажется нереальным.
Автор вопроса: Анна Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Гришугина Наталья Анатольевна.
Здравствуйте Анна. Честно говоря, считаю неразумным, в рамках письма ставить диагноз Вашего состояния, так как произойдет еще более сильная фиксация на том, от чего Вы хотите так избавиться. В данном случае, личные беседы со специалистом, могли бы существенно Вам помочь. А сейчас я предлагаю сосредоточиться на том, на что Вы сами способны повлиять, чтобы ОБЛЕГЧИТЬ свое состояние.
Вы пишите, что «3-4 года назад, эта хворь взялась откуда-то, но не пойму, откуда». Постарайтесь вспомнить, что 3-4 года назад произошло, после чего Вы сделали вывод, что все должно быть идеальным? Важно ПЕРЕСМОТРЕТЬ СВОЮ ИНТЕРПРЕТАЦИЮ события или общение с человеком, после которого у Вас появилось желание окружить себя идеальными вещами. Можно ли ставить знак "равенства" между идеальностью (которая Вас так изматывает) и настоящей реальной жизнью (которая может приносить радость)? Однозначно - нет! Конечно, чувство вкуса и гармонии - прекрасно, но оно не имеет ничего общего с идеальностью, которая граничит с чрезмерной требовательностью, завышенными ожиданиями, как "должно быть", нетерпимостью к естественности и разнообразию.. Из-за такого стремления к идеальности у Вас получился серьезный перекос: «так как я этого добиться не могу, то дома у меня чаще царит подобие хаоса». Итак, очевидно проявление крайностей: идеальность - хаос. И что же можно сделать?
Предлагаю Вам СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ на понятии БАЛАНСА. Понаблюдайте в чем и где он проявляется (природа, наш организм, спорт)? Почувствуйте, насколько легко и приятно становится даже просто наблюдая за этим явлением.. А как было бы без баланса? Ясно, что разбалансировка приносит только сложности или болезни. В психологическом плане также. Результат - Ваше состояние, которое мешает Вам быть живой и естественной, мешает развиваться личностно и профессионально, и получать радость от жизни.
ПРАКТИКА на каждый день: выстройте УБЕДИТЕЛЬНУЮ ДЛЯ СЕБЯ цепочку суждений о том, что:
Баланс включает в себя гибкость, легкость (например, смог бы канатоходец без баланса пройти по канату до конца?..) Многие бы хотели прожить свою жизнь «не сваливаясь» с дистанции в неблагополучие или проблемы. Для этого важно НАУЧИТЬСЯ держать в фокусе своего внимания ДЕЙСТВИТЕЛЬНО важное; проявлять самообладание и самодисциплину, БАЛАНСИРУЯ МЕЖДУ РАЗНЫМИ областями своей жизни. Как конкретно Вы могли бы применить это к себе? Например, дома: оглянитесь вокруг и спросите себя, это пространство живого человека или музей? Как мне проявить уравновешенность? Когда словите себя на мысли «не-идеальности» чего-то, СОЗНАТЕЛЬНО РАЗРЕШИТЕ СЕБЕ ПРИНЯТЬ ВСЕ КАК ЕСТЬ. Принятие - не обязывает Вас полюбить хаос. Принять, значит СОГЛАСИТЬСЯ (возможно временно) с тем, что есть (что пока Вы не можете это изменить).
Еще полезно помнить о ВОЗМОЖНОСТИ ВЫБИРАТЬ НА ЧЕМ сосредотачиваться. Бытовые примеры: помята чайная упаковка.. и что же будет важнее: аромат и свойства чая или упаковка, которая полетит в мусор?.. Если Вы пока не можете поменять мебель, значит принимаем это как есть (и от этого нервы крепче :) и сосредотачиваемся на важном и ДЕЛАЕМ важное. Результат? интересные открытия, достижение целей, ощущение жизни, в конце концов. Что касается страха и запрета на ошибки, это путь в никуда. Ведь ошибки, это часть обучения, а значит роста и развития. Ошибки - НЕИЗБЕЖНЫ и ЕСТЕСТВЕННЫ для каждого ЖИВОГО человека и чтобы легче их пережить, опять-таки, держим фокус внимания на ЦЕННОМ ОПЫТЕ и выводах, которые получили совершив ошибку. И снова двигаемся ВПЕРЕД!
УРАВНОВЕШЕННОСТЬ/БАЛАНС - признак психологической ЗРЕЛОСТИ. Как ее развить? Попробуйте хотя бы на время "выйти" из своей устоявшейся жизни и представлений о ней. Как вариант для практики, ищем и находим центр помощи (детям с ограниченными возможностями или пожилым или сиротам или животным и тд) и помогаем как можем, хотя бы месяц. Подумайте: условия не идеальны, люди не идеальны.. но обратите ВНИМАНИЕ на то, что БОЛЕЕ ВАЖНО в жизни - добрые отношения, благодарность, великодушие, юмор, совместные проекты и тд. Интересуйтесь искренне другими людьми. Учитесь у них чему-то полезному. ОБЩАЙТЕСЬ и ПРОЯВЛЯЙТЕ себя как личность. РАЗРЕШИТЕ себе быть естественной. Ведь без этого - радости и ощущения полноты жизни - просто невозможно. Я Вам искренне желаю это пережить!
Если У Вас появятся вопросы или желание проработать эту тему более глубоко, буду рада Вам помочь! Пишите.
С уважением,