Постоянное напряжение при нахождении в обществе.

Вопрос психологу:
Доброго времени суток!
К сожалению, достаточно продолжительное время беспокоит проблема, связанная с нервным напряжением. Только сделав шаг на улицу и оказавшись среди людей, я уже чувствую себя натянутой, словно струна, почти что до скрежета зубов, т.к. очень волнуюсь за свое поведение, внешний вид, манеру речи, жесты и все остальное. Мне постоянно кажется, что я делаю что-то не так и этим кажусь глупой/странной/нелепой/плохо выглядящей/придурковатой и т.д. И, видя то, как уверенно и легко чувствуют и ведут себя другие, я ощущаю себя ущербной. Разговаривая с кем-то, я стараюсь вести себя очень, даже, возможно, чересчур дружелюбно, тактично и приветливо (что, на самом деле, отнимает немало сил), но при этом опять же боюсь сделать что-то не то, сказать что-то глупое (из-за этого, бывает, долго не могу подобрать правильные слова; не умею говорить лаконично, конкретно и по теме; слишком долго хожу вокруг да около одной темы, т.к. боюсь ляпнуть глупость/обидеть собеседника/показать незнание в теме разговора и т.д., что, в итоге, делает ситуацию только хуже), показаться ненормальной и туповатой (т.к. я частенько "торможу", что меня так же тревожит и раздражает в себе), обидеть, разозлить, вывести из себя из-за моей рассеянности и многое-многое другое - в общем, как говорят, "шаг вправо, шаг влево - расстрел". Вот мой девиз по жизни при общении с людьми, да и не только. И лишь оставаясь наедине с собой, со своими мыслями, я могу немного расслабиться. При родителях, к сожалению, тоже бывают приступы нервного напряжения, особенно во время принятия пищи. При ответе человеку на смс или электронное сообщение, я очень долго и тщательно продумываю, что бы ответить, чтобы показаться ему интересным. Придумываю вопросы и как бы развить тему разговора дальше, чтобы собеседник не заскучал. И часто мне потом это надоедает (т.к. это дело тоже отнимает силы), и я просто начинаю долго молчать и не отвечать на сообщение, чувствуя некоторую вину за это. Сейчас я стажируюсь на работе, которая довольно интересная, хоть и сложная, и я бы действительно хотела заниматься этой сферой деятельности, но страх за свою рассеянность, за вероятность (очень большую вероятность) где-то совершить ошибку, из-за которой меня может возненавидеть коллектив, а дальше последовать и позорное увольнение, не дает мне успокоиться. Наблюдая за уверенными действиями других работников, в том числе и тех, кто работает не так давно, я начинаю волноваться еще сильнее.
Хотелось бы узнать, что стоит предпринять для устранения таких проблем, из-за чего они могли бы начаться и развиваться, какова их первопричина, если таковое можно обнаружить. Спасибо большое за возможность поделиться своими переживаниями!
Автор вопроса: Диана Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Андрианова Анжелика Викторовна.
Здравствуй, Диана.
Данная ситуация говорит о том, что в детстве были создана психологическая среда, которая развивала сомнения, неуверенность, критику себя и своих действий.
Это проявляется в таких действия близких людей как:
- осуждение сделанных действий,
- давали пошаговые инструкции как делать надо,
- сравнивали с другими детьми и не в хорошую пользу,
- всегда находили недостатки в совершенных действиях,
- говорили, что надо было сделать по другому,
- торопили в выполнении действий, - делали за ребенка и так далее. В такой психологической среде у ребенка формируется представление, что он не может правильно действовать, поэтому все действия формируются на чувстве долга, а значит на постоянном напряжении. Организм человека устроен так, что он работает в балансе напряжения и расслабления. После сильного напряжения, то есть свершения каких- либо действий, обязательно будет расслабление, то есть бездействие. Если человек начинает себе запрещать или осуждать свое бездействие, то замедляется процесс расслабления и время бездействия увеличивается. Теперь обрати внимание та то, что с тобой происходит это сформированные качества, а значит можно все изменить.
Создать условие для развития уверенности в себе и своих действиях. Для этого потребуется некоторое время и наблюдение за собой. У тебя хорошо работает ум и логика, но они используют отрицательную оценку всего, что ты делаешь. твоя задача перестроить направление на положительную оценку для начала. Проговариваешь на все свои действия, которые ты делаешь: но можно считать это действие плохим, но можно считать и хорошим. Параллельно задавать себе вопрос: а как свои действия считать хорошими? Этим вопросом ты настроишь мозг на то, чтобы он стал замечать и противоположную сторону - это положительную. отрицательное и положительное - это две стороны одной медали. Свое внимание ты акцентируешь только на одну часть, поэтому возникает чувство вины, которое уменьшает уверенность. Обычно первое время с трудом находят положительное в своих действиях, но со временем становится легче так, как нарабатывается личный опыт.
Далее важно понять, что отрицательное и положительное- одно целое, это единство, поэтому психологически позволь это объединить и проявиться благоприятно для себя, так проходит сознательная работа с собой и принятие своих действий.