Уже почти 3 года я не могу избавиться от апатии.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, у меня очень усложнился мой сложный период. Я уже не один раз говорила и обращалась с психологами, но это не решало моих "проблем" и от этого совсем не становилось легче. Уже 5 месяц я борюсь с "болезнью" с которой у меня не получается справиться. Я живу с отцом, который всегда только упрекает во всем (родители в разводе), мама с отчимом в другом городе (более менее хорошие отношения с мамой, но не с отчимом). Друзей нет, есть только знакомые, которые вспоминают обо мне только когда им что-то нужно. Меня поддерживает только один единственный человек - муж.
Он знает про мою болезнь, знает про мои отношения с родными и "друзьями", знает о моих проблемах и действительно поддерживает, но он живет в соседнем городе, в связи с тем, что я доучиваюсь этот год последний на свою профессию.
Я очень плохо адаптируюсь в обществе - не умею найти контакт в общении с людьми и в связи с этим у меня возникает очень много проблем с людьми, которые меня окружают. Иногда доходит до "панических атак" - начинает трясти.
С мужем начали общаться и впервые познакомились 15 июня этого года. Знакомы очень мало, но уже через месяц предложил создать отношения, потому что он хочет быть поддержкой для меня. Он на самом деле поддерживает и стал моей опорой.
18 июня я хотела "уйти"... Мы еще не были вместе, но он тогда спас меня. Просто поговорил и поддержал.
Единственная стабильность в моей жизни - муж. Я больше ни на кого не могу положиться, но даже не смотря на его поддержку, понимание и его тепло, мне все равно так же неспокойно.
Я не знаю что мне с этим делать.. Не знаю откуда найти сил продолжать жить в этом кошмаре...
Автор вопроса: Ив Воджел Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Новикова Ольга Дмитриевна.
Здравствуйте, Ив Воджел!
Спасибо, что подробно описали то, что вы испытываете сейчас. Не хватает информации о том, что положило начало апатии и в чем она проявляется. Что произошло 5 месяцев назад? Скорее всего сильный стресс, травма, какая-то ситуация послужила толчком. Важно понять, что это было.
Вы пишите, что плохо адаптируетесь в обществе и не можете найти контакт с людьми, при этом у вас есть муж, который вас поддерживает. Получается, что опыт построения отношений у вас есть.
Близкий человек, почти полученная профессия, мама – это уже не мало. Это все ваши ресурсы, средства помощи в трудную минуту.
Муж – ваша внешняя опора — это прекрасно. Но этого недостаточно. Также важно научиться быть опорой самой себе. Найти ВНУТРЕННИЕ опоры. Умение опираться на себя – навык, который поможет пережить все стрессы и проблемы.
Хочу предложить вам упражнение.
1. Нарисуйте таблицу. Нужно 5 шапок:
- чувства, которые вы чаще всего испытываете в стрессовой ситуации.
- мысли, которые приходят в голову, когда вам плохо. О чем думаете?
- действия, которые вы совершаете, когда вам плохо
- окружение, которое у вас есть в момент, когда вам плохо.
- вера. Во что верите в жизни? Что дает надежду?
2. Заполните таблицу.
3. Все это ваши ресурсы. Посмотрите, как вы ими пользуетесь. Чем пользуетесь, а чем нет. Что нужно добавить к уже имеющимся ресурсам. Как это реализовать в жизни.
Например, человек испытывает печаль, скуку - разрушающие чувства. А к созидающим относятся любовь, радость. Каким способом можно привнести эти чувства в свою жизнь?
Такую работу необходимо проделать с каждым столбцом.
Кроме того, каждое состояние, в котором мы находимся дает какую-то скрытую выгоду. Подумайте, чем вам может быть выгодно ВАШЕ состояние.
У панической атаки также есть определенная функция. Она от чего-то защищает человека. Подумайте от чего паническая атака защищает вас?
Ив Воджел, вы мало написали про то как проявляется апатия. Возможно, имеет место быть астения или депрессия. Тогда лучше обратиться к психотерапевту или психиатру. Возможно, нужно медикаментозное лечение помимо терапевтического.
С уважением, Ольга Новикова