Апатия после токсичных отношений и расставания.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Решила написать к Вам так как надеюсь, что Вы мне сможете помочь.
Мне 20 лет, я учусь за границей вот уже второй год. Сама решила учиться в другой стране так как всегда мечтала об этом. Мне первый год было очень тяжело из за языка, из за того что не привыкла к большим городам и из за чувства одиночества. Учеба очень тяжелая и мне приходится все время учиться, но как бы там ни было я мечтала об этом и сейчас когда уже привыкла мне даже очень нравится.
За это время у меня появился молодой человек, но наши отношения быстро испортились хотя и продолжались еще некоторые время. Этот период был для меня ужасным и хотя сейчас я понимаю что не надо было тянуть столько времени чтобы разорвать отношения, уже ничего не могу изменить. Что мне действительно жаль, так это то, что за время отношений с этим человеком я винила во всем себя, очень переживала, хоть и продолжала хорошо учится, но в каком то моменте просто потеряла себя, всю энергию и мотивацию. После того как мы расстались, хотя и понимала что оно к лучшему, меня все равно мучило чувство вины, тоски, грусти и злости и боли. Я пролежала в постели где-то две недели и поняла что так не может продолжаться, потому что самое важное (моя учеба и моя жизнь) продолжается. Вот уже месяц как начался второй учебный год, но у меня никаких сил на то, чтобы учиться и делать дела. Я раньше была очень мотивирована своей учебой и занятиями, но сейчас не могу оставаться сосредоточенной больше часа. У меня к всему апатия, и единственное что заставляет меня брать себя в руки и учить это страх что потеряю учебу. Близких друзей у меня здесь нет, только друзья с университета с которыми мы иногда видимся. Все хобби что мне нравились сейчас не приносят никакого удовольствия. Учиться стала плохо, из за этого очень переживаю. У меня такое чувство будто я потратила всю энергию, а как возобновить её не знаю. Здоровье тоже ухудшилось, головные боли и постоянная усталость так как сплю плохо.
Знаю что бывают ситуации и немного хуже чем разрыв с парнем , чувство одиночества и апатия, но проблема даже не в этом, а в том что эти ядовитые отношения длились достаточно долго чтобы сделать из меня ходячего зомби. Понимаю что мне причинили боль и я закрыла в себе весь негатив, но также понимаю что сама допускала плохое со мной обращение. Из за этого сейчас не наслаждаюсь ничем, чувствую себя подавленной и учеба которая мне так нравилась еще недавно сейчас кажется чем то невыносимым.
Единственное что меня сейчас беспокоит это как избавиться от апатии чтобы я смогла нормально учиться и заниматься делами без особых трудностей. Больше спасибо!
Автор вопроса: Анна Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Алферова Маргарита Олеговна.
Дорогая Анна, здравствуйте!
Я сочувствую Вашему состоянию.
Как мне видится Вы очень сильно устали!!! Вам необходим отдых. Отдыхом часто бывает переключение деятельности, смена места обитания. У Вас же есть каникулы? Вы можете себе позволить на время каникул уехать в любое другое место?
В своем письме Вы немного противоречите сами себе. В начале письма Вы пишите, что уже привыкли к учебе и она (учеба) Вам очень нравится. В конце же письма Вы пишите, что сейчас учеба кажется невыносимой.
Это говорит о том, что Вы не очень хорошо понимаете, осознаете, что Вы чувствуете на самом деле.
Очень много Вашей энергии уходит на подавление чувств, которые Вы возможно подавляете, Вы боретесь сама с собой.
Мне сложно понять саму суть Вашей внутренней борьбы без наличия бОльшей информации.
Только Вы сами можете владеть этой информацией. Вам важно научиться осознавать, понимать и принимать саму себя, свои чувства и эмоции.
Чтобы хотелось Вам посоветовать. Ну конечно же отдохнуть, начать пить витамины, правильно питаться, чаще бывать, гулять, а лучше бегать на свежем воздухе. После определенной нагрузки в организме вырабатываются гормоны радости, которых Вам не хватает.
Что еще важно. Несомненно это прощение и принятие!!! Вам просто необходимо простить своего парня, а главное себя!!! Принять то, что произошло с Вами и то, что происходит сейчас.
Дорогая Анна, что было, то было. Зачем думать о том, что Вы правильно или неправильно себя вели в тех отношениях. Вы вели себя единственным возможным для того периода способом. Значит для чего-то Вам это нужно было, для чего-то Вам нужен этот опыт!!!
Начните думать о своих бывших отношениях не как об ужасе, а как о ресурсе своем (опыт это всегда ресурс!!!), Вы получили урок и стали благодаря этому взрослее, мудрее, сильнее.
Сила самовнушения велика но к , сожалению, Вы ее используете против себя. Вы сами себя накручиваете, вспоминая и обсасывая негатив прошлого, Вы как будто продолжаете принимать душ под грязной водой. Может хватит?! Освободитесь!!! Омойтесь уже чистой водой!!! Когда ходите в душ, то представляйте, как с Вас смывается все, все гадости, негатив, воспоминания негативные, обиды, уходит вина.
У меня нет подробностей Ваших отношений. Но , в любом случае, уверена, что нет смысла ругать Вам себя.
Вы связали себя с этим молодым человеком, пусть так. Пусть он не оправдал Ваших надежд.
Вы были уязвимы изначально - Вы одна в чужой стране, уставшая... Вам была нужна поддержка...
Вы хотели поверить и поэтому поверили. Вы теперь будете осторожнее.
Вы все равно ХОРОШАЯ!!! Прекратите ругать себя!
Вставая утром, каждый день подходите к зеркалу и обязательно улыбайтесь себе! Говорите себе, какая Вы замечательная.
Вам необходимо создать позитивное самоотношение.
Начните вести дневник успехов: записывайте туда ежедневно что-то хорошее про себя, что-то что Вы сделали, даже самую малость. Записывайте туда все, что найдете позитивного в каждом дне - даже радость от солнышка и т.д. Вспомните и запишите все свои достижения. Читайте про них, когда будет грустно.
Порадуйтесь тому, что наступает новый день. Что хорошего есть у Вас сейчас?: Вы живы и здоровы, Вы молоды, Вы прекрасны, Вы учитесь, Вы свободны!!!!
Вам надо прекратить думать о том, что бы Вы могли изменить в прошлом. НИЧЕГО! прошлое ушло. ПРИМИТЕ то, что было и меняйте, если не устраивает настоящее. Живите здесь и сейчас: отмечайте для себя каждый момент своего времени, отмечайте как Вы дышите, что чувствуете, что чувствуют, ощущают Ваши руки, Ваши ноги... концентрируйтесь на ощущениях и фиксируйте это. Так Вы сможете избавиться от навязчивых ненужных мыслей и так вернетесь в здесь и сейчас.
Анна, Вы себе не позволяете чувствовать... выпустите свои чувства наружу. Если грустно, то погрустите, может быть поплачьте - так, чтобы выпустить всю боль, побейте подушку, покричите (иногда это очень помогает, особенно при злости).
"Когда речь идет о реальности, нет того, «ЧТО должно быть». Есть то, что есть, и именно такое, какое оно есть прямо сейчас. мир всегда таков, каким он должен быть, независимо от того, согласна я с этим или нет. каждый из нас делает все, что в его силах. " - цитата из книги Б.Кейти "Любить то, что есть".
Начните писать письма.
Себе в прошлое - успокойте и подержите себя.
Себе из будущего - как будто Вы там уже все пережили, со всем справились, многого достигли. Напишите себе как Вы этого достигли, поддержите себя настоящую.
А еще напиши письмо своему молодому человеку: сначала выпишите туда все свои претензии, обиды. Выплесните всю злость на бумагу... отправлять письмо не надо.
Затем напишите, что прощаете его и желаете счастья.
Затем еще напишите сами себе, напишите за что Вы уважаете себя, за что любите, напишите, что прощаете себя, что понимаете и принимаете.
Вы пишите, что сами допускали плохое отношение с собой. Простите себя за это. А самое главное сейчас начните ХОРОШО относится к себе!!! Побалуйте себя и прекратите третировать.
Чтобы вернуть мотивацию к учебе. Вспомните, или заново пофантазируйте, помечтайте о своем будущем. Какое оно? Для чего Вам нужна учеба? Представьте себе свое счастливое будущее. Вот для чего Вы учитесь и трудитесь. Оно того стоит? Скажите жизни - ДА! Вы же именно такая, просто вспомните.
Анна, Вы молодец! У Вас обязательно все получится!!!! У Вас все будет хорошо!!! Вы обязательно будете счастливы! Вы и сейчас счастливы, просто пока не видите этого (просто устали).
Что можно посоветовать, чтобы отпустить молодого человека:
ПРИНЯТЬ ситуацию такой, какая она есть. Это первый и самый трудный шаг.
То, что Вы отказываетесь ПРИНЯТЬ реальность доставляет Вам боль. Вы спорите с реальностью, утверждаете, что все должно быть по другому. НО! Все так, как есть и это надо просто ПРИНЯТЬ. Принять, бывает очень тяжело и больно. Однако рано или поздно это придется совершить.
Разрешите чувствам быть. Разрешите себе чувствовать то, что Вы чувствуете, даже горевать, страдать. Можно это утрировать, но обязательно дать срок для истерик, по истечение которых начать себя контролировать. Не подавлять эмоции, а контролировать. А для начала разрешите им излиться по полной. Это могут быть даже чувства обиды, злости, ярости, жалости к себе. Не заталкивайте их снова вглубь, не подавляйте, они должны выйти наружу. Можно при этом заниматься фитнесом, танцами, уборкой, рисованием и т.д. Пусть все выходит со слезами, это нормально. Вылейте через слезы всю свою боль, чтобы в Вас уже ничего не осталось. Можете побить подушку, накричать на унитаз, затем смыть.
Конечно было бы здорово с кем то делиться своими чувствами, рассказывать о том, что чувствуете. Женщинам часто становится легче, когда они обсуждают все с подругами. Может сможете с кем то обсуждать в чатах, если нет подруг . Можете, на крайний случай, вести дневник и ему все изливать. Рассказывайте про себя, про свои чувства столько сколько это Вам надо. Говорите до состояния пустоты внутри, когда уже самой надоест… Это может означать, что Вы готовы отпустить ситуацию.
Поблагодарите жизнь, этого мужчину за все, что было. За эмоции, за всплеск адреналина, за очищение и идите дальше. Воспринимайте то, что случилось, как подарок.
Могу еще посоветовать начать медитировать, методы релаксации тоже могут помочь
Медитация (можете проговорить все это сами себе на диктофон и включать при медитации): возвращаемся мысленно в то время, в центр событий. Как Вам там?
А теперь представьте, что поднимаетесь очень высоко в горы. После долгого и тяжелого подъема Вы на вершине.
Что поднялось вместе с Вами? Спросите у события (вопрос самой себе): о чем ты для меня, чему я должна научиться? За что я должна быть благодарным тебе?
И принять ответ.
Сказать себе: я благодарю тебя, спасибо что ты была (ситуация или обращаясь к мужчине, что был), я принимаю тебя, наполняю тебя светом и любовью, и я знаю, что все решилось с высшим благом, к лучшему… и это событие становится легким и светлым и его уносит ветер!!!!! или уносит ветер мужчину.
Посмотрите вниз с вершины горы на которой Вы находитесь. Представьте, что Там внизу событие изменилось (Ваша апатия), все решилось наилучшим для Вас образом . И вы видите себя и то как изменилась реальность. Что Вы видите? Что изменилось? Каковы Вы там, где все складывается как вам бы хотелось? Что изменилось в Вас? Что Вы чувствуете? Что способствовало изменению ситуации? Как Вы это сделали? Что еще???? И т.д.
Понимание может придти и позже.
Насладитесь на краю склона свободой, счастьем, безмятежностью …
Есть одна интересная методика возвращения себе своей энергии, отданной другим, например мужчине (а может и ситуации). Автор методики – кандидат психологических наук Николай Дмитриевич Линде. Ее официальное название – "Эмоционально-образная терапия" (ЭОТ).
1. Представить чувства, которые были "вложены" в ушедшего человека (ласка, внимание, забота, энергия и т.д.), ситуацию;
2. Вернуть образы в себя.
Чувства представляйте как Вам нагляднее, например энергию, которая ушла от Вас можно представлять в виде потоков света. чего угодно...
Чувства, энергию представьте лежащими напротив Вас на столе, висящими на стене, в воздухе. Когда чувства представите, представьте, что это те самые чувства (та самая именно Ваша энергия), которые связывают Вас с ушедшим молодым человеком, ситуацией – поместите эти чувства в себя, втяните их в свое тело, и растворите в нем. Можете представить Вашу энергию в виде коктейля и выпейте его.
Мне очень нравятся выражения Л.Хей: "Самоодобрение и принятие себя — ключ к положительным переменам в нашей жизни. Любить себя значит праздновать сам факт существования своей личности и быть благодарным Богу за подарок жизни. Гоните прочь мысли, которые делают вас несчастными, делайте вещи, которые вам нравятся, встречайтесь с людьми, с которыми вы себя хорошо чувствуете."
Как отпустить ту ситуацию. Самое главное это перестать самой себя накручивать и раздувать то, что произошло. Лучше наоборот снять значимость того события и сдуть как шарик.
Например: представьте ту ситуацию в виде картины. Пусть эта картина будет яркой и близко расположенной к Вам. Теперь мысленно представляйте, как картина становится все бледнее и бледнее, пока очертания не станут еле различимыми. Затем мысленно эту блеклую картину уберите куда нибудь, где Вам будет комфортно, чтобы она завалялась.
Хочу процитировать отрывок из своей статьи на этом сайте:
Если Вы замечаете, что все стало плохо, что как будто на мир смотрите через черные очки, то хочу предложить следующие упражнения:
-) Любую негативную мысль, которая придет к Вам продолжите как устно, так и письменно
Это хорошо тем, что…
А за то…и позитивное…
Делать это упражнение не меньше 2 недель, чтобы позитивное видение вернулось и заменило негативное.
-) Возможно ВСЕ!!! Все преграды, ограничения у нас в голове. Есть много техник из Симорона. Жизнь –игра! Придумайте Волшебный ритуал по избавлению от чего-то плохого, того, что Вам не нравится, мешает или по приобретению то, чего хотелось бы…
-) «Я молодец!» Напишите на листе бумаги - я молодец потому что: … Можно сохранить это написанное и повесить на видное место.
-) Принцип «маленькая радость» - запланировать и доставить самому себе радость. Даже если это будет всего 5 минут. Это хорошая поддержка на эмоциональном уровне.
Помните, что ВСЕГДА есть выбор!!! Задавайте себе вопрос, а в чем может быть альтернатива? Чаще всего 2 крайности реализуются, а важен 3-ий срединный путь: привязанность/антипатия, розовые очки/черные очки; очарованность/разочарование – а важно ПРИНЯТИЕ!!!
От привязанностей следуют ожидания, а далее претензии. Порочный круг, который можно прервать принятием, позицией ученика (зачем мне дается эта ситуация, в чем урок) - найдите в интернете и посмотрите видео уроки О.Гадецкого.
Помните, что Если сегодня у Вас депрессия, это не значит, что она будет с Вами всегда. Поверьте, что все проходит.
Я желаю Вас счастья!