Я часто думаю: зачем я живу?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Я часто думаю о том, что зачем жить, если все равно идёт все к концу. Я считаю себя не очень умной, я не умею думать логически, я долго отгадываю загадки и задачки, я мало что запоминаю, одним словом у меня заторможенное мышление...
Мне 25 лет, я замужем есть дочь... Я счастлива что у меня есть семья, но я несчастна в своей реализации, я никак себя не реализовала, у меня нет работы, нет продолжительного опыта работы.. я училась на гранте на нелюбимой и ненужной для меня специальности.. изначально я хотела быть дизайнером но родители отговорили. Окончив вуз у меня была депрессия " что делать дальше? Мне не нравится моя профессия", брат помог мне окончить курсы coreldraw.. работала дизайнером в полиграфии, но из-за отсутствия базовых знаний мне было не понятно и тяжело, и я ушла с работы, я очень ленива я это знаю , у меня не хватает мотивации и энергии. Да и вообще сейчас начала сомневаться действительно ли я хочу быть дизайнером... нужно ли тратить деньги на учебу...Дизайнером в полиграфии уж точно не хочу, это не благодарная работа за копейки 6 дней в неделю и допоздна..
Я точно знаю что я хочу : зарабатывать деньги сидя дома, хочу быть фрилансеров...но опять же у меня проблема с коммуникацией, я боюсь общаться с чужими людьми, я боюсь что я не то скажу, что что то не так сделаю, что я не понравлюсь , что я покажусь дурой... В детстве я не была такой стеснительной, все началось в начальных классах, я думаю что моя первая учительница виновата в этом, потому что я помню как она опозорила меня перед всем классом. На доске было несколько слов : "голубь", "тишь " , нужно было объяснить значение слов, я не знала что такое "тишь" я долго стояла перед всем классом и краснела , а учительница меня ругала "у тебя узкий кругозор!!!!.." Я до сих пор помню её злое лицо и ее интонацию. Это был 1 или 2 класс.. Учительница всегда делила класс на умных-шустрых и тихих. Наш класс после этого не был дружным, мне было одиноко в школьные годы, потому что я считала что я не достойна общаться с отличниками а с троечниками мне не хотелось потому что думала что они неудачники, а я не хотела быть неудачницей..я стала одиночкой , мне было плохо. Я боялась отвечать у доски при всем классом , когда уже была в старших классах, я боялась отвечать на вопросы хотя знала ответ, училась лишь бы не было троек, но я знаю что я могла бы быть круглой отличницей если была уверенней в себе.
Друзей у меня нет. Есть пару подружек бывших коллег..мне очень одиноко из-за своей неуверенности, мне становится очень плохо когда я выхожу из зоны комфорта. Даже если я иду домой по другой улице которая мне не знакома, у меня страх сильный, что что то со мной произойдет...
Я часто плакала и расстраивалась по пустякам (сейчас я себе сказала что не буду плакать).
Когда мама была беременна мной на 5 месяце погиб ее родной братишка, мама очень плакала, мне кажется это тоже сказалось на мою неуверенность...
Ещё я часто чем то не довольна, я психую нервничаю, сейчас я не довольно тем что живу не комфортных условиях (старый дом, старая мебель, плесень, нет ванны и туалета), это временно, наш жилой комплекс строится, но так долго! уже больше года! я не могу ждать,мне надоело что я так живу, из-за этого я психую..
Мне не нравится что у меня финансовая зависимость от мужа, у меня немного своих личных денег, я не могу помогать своим родителям, у меня мало терпения, бывает что я говорю себе вот буду мыслить позитивно и все будет хорошо, но ничего не меняется и я снова психую, пока я не избавлюсь от своего страха и не приобрету уверенность я буду думать " зачем стараться, зачем жить если всё идёт к концу"
Я не знаю как избавиться от страха и неуверенности.
Автор вопроса: Анель Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Алферова Маргарита Олеговна.
Дорогая Анель, здравствуйте!
Вы счастливый человек - у Вас есть семья, Вы здоровы, у Вас есть, что кушать, есть где жить и есть перспектива, что скоро жилищные условия улучшатся, есть брат, который помогает и поддерживает, есть родители, есть муж, который содержит, есть ребенок!!!
" зачем стараться, зачем жить если всё идёт к концу" Это выбор каждого человека. Но, если человеку дана жизнь, то это значит, что в этом есть смысл!!!
Выбор каждого человека, как прожить отмеренное время (да!- жизнь конечна и да! - когда-нибудь придет конец).
Можно жить с постоянными мыслями о конце, упуская саму жизнь, а можно ЖИТЬ, развиваться, любить, делать что-то полезное, как для себя, так и для окружающих.
У Вас есть ребенок - это уже смысл жизни!!! - воспитать ребенка, дать ребенку все лучшее, что Вы можете. Чему Вы хотите научить своего ребенка, что передать по наследству? (я не имею ввиду материальное сейчас).
Анель, зачем жить прошлым? Зачем вспоминать ошибки прошлого или обиды?
Если учительница была виновата перед Вами, то простите ее!!! и идите дальше, а не копайтесь в этой куче мусора.
Зачем Вы сами себя называете не очень умной? Возможно, что Вы не быстро отгадываете загадки, но скорее всего что-то другое Вы делаете очень хорошо. Найдите это!!! Найдите в себе, что Вам нравится, что выходит хорошо и развивайте это!!!!
Да! Вы правы, что Вам тяжело выходить из зоны комфорта. Это нормально!!! По секрету скажу, что это происходит у каждого человека. Только все по разному на это реагируют. Развития не может быть, если не выходить из зоны комфорта. У меня на этом сайте есть статься про развитие личности, прочтите ее, так же есть статься про самоотношение.
Я понимаю, что это страшно (неизвестное и выходить из зоны комфорта). Но начните потихонечку, начните ходить по другим улицам и обязательно вознаграждайте себя за это. У Вас сейчас установка, что это тяжело, а значит плохо. Поменяйте установку - радуйтесь, когда преодолеваете страх- это хорошо - это развитие. Преодолеть страх можно только идя навстречу страху.
Из прошлого приходит настоящее. Но изменить прошлое мы не можем, зато можем изменить отношение к нему, можем извлечь урок и сделать выводы!!! И тем самым мы повлияем на наше настоящее. Из настоящего приходит будущее. Если мы не изменим настоящее, будущее не изменится. И если настоящее нас не устраивает, напрягает нас, если оно похоже на трясину то и будущее будет таким же вязким и безликим. Если... если мы не начнем менять что-то в настоящем, здесь и сейчас - то, что мы можем, то, что в наших силах (прошлое ушло- его уже не изменить, будущее еще не наступило - его пока не изменить, да и предугадать сложно, т.к. мы не можем знать всех составляющих будущего (то на что мы не можем повлиять, даже погоду сложно предугадать в будущем :)). Вывод - жить здесь и сейчас, настоящим и влиять на это настоящее и менять то, что не устраивает (прежде всего в себе, т.к. есть вещи, которые надо просто принять - такие как родители, соседи и т.д.).
Анель, конечно есть примеры счастливчиков, которым все пришло само, НО большинство людей добиваются всего в жизни САМИ, преодолевая свои страхи и выходя из зоны комфорта. Почитайте биографии "великих" - через что многим пришлось пройти. Они справились и Вы сможете!!!!
Очень важно перестать перекладывать ответственность за свою жизнь на других и обстоятельства, очень важно принять на себя ответственность за все, что происходит. Только с этого начинается развитие и сдвиг с точки.
Бояться неизвестного это нормально. Но, представьте себе двух учеников перед экзаменом. Один учит уроки, все повторяет, готовиться, второй лежит на диване и смотрит телевизор или играет на компьютере. Страшно обоим и экзамен важен для обоих. Кто из них будет бояться больше??? Подготовленность помогает перестать бояться, из-за этого появляется уверенность!!!!
По поводу того, чем заниматься. Я не смогу это решить за Вас. Это Ваша внутренняя картина мира, Ваша жизнь и Ваше решение.
Что могу посоветовать. так это обратиться к самой себе и понять чем Вам нравится заниматься, что у Вас хорошо получается (соотношение хочу/могу).
Для начала это дело сделать своим хобби и понаблюдать. Можно развиваться в этом направлении, наблюдая за собой, насколько Вам это нравится и получается.
Вам повезло, что муж содержит Вас и у Вас есть такая возможность. А дальше уже можно думать о том, как на своем любимом деле можно заработать деньги. Это будет следующих шаг.
Могу предложить сделать следующее упражнение:
Пофантазируйте немного. Представьте, что Вы попали в мир изобилия, где есть ВСЁ, абсолютно все. У Вас есть много денег, которых хватит на все.
Подумайте, что бы сделало Вас счастливой.
Возьмите листок бумаги и нарисуйте таблицу.
В одном столбце напишите слово ДА - и внизу запишите, чтобы в этом случае Вы продолжили бы делать в своей жизни.
В следующей колонке напишите слово НЕТ - напишите, чтобы Вы прекратили делать.
и в третьей колонке напишите слово НОВОЕ - напишите, чтобы нового Вы начали в своей жизни, чему новому разрешили бы войти в Вашу жизнь.
Эта таблица для Вашего размышления, это Ваши истинные потребности.
Теперь подумайте, что необходимо изменить в Вашей нынешней жизни в текущей ситуации для того, чтобы быть счастливой.
Психологи выделяют два пути развития и изменений: внешний (изменения обстоятельств жизни, смена работы, учебы, сменить обстановку в квартире, чаще наводить уборку. Что очень важно , так это осознавать, что других людей мы изменить не можем!!!, мы не можем изменить свое прошлое)
и внутренний (это изменение себя, развитие своей личности, развитие определенных качеств, изменение отношения к определенным обстоятельствам, начать активный образ жизни, например бегать по утрам для накопления жизненной энергии, если ее не хватает, начать прогулки по другой улице).
Еще упражнение:
опишите ту реальность, в которой бы Вам хотелось жить (например Вы фрилансер).
Напишите, следующие предложения:
Я бы хотела....,
Я могу....,
У меня хорошо получается....
А теперь напишите: мои ресурсы..., чтобы это было, то что поможет решать эти задачи (в том числе и внутренние качества).
Мои действия ... напишите алгоритм действий , план, даже если будет по началу казаться это безумным - пишите...
Процесс решения Вы запустили, мысли будут приходить. Записывайте их.
Чтобы поднять уверенность в себе - каждый день вспоминайте свои достижения из всей жизни (начните с самых незначительных даже - например прочитала книгу, получила первую 5), необходимо прописать не менее 10 достижений и каждый день добавлять.
Анель, Вы очень много пишите о том, чего не хотите. Это хорошо. НО очень важно знать, понимать, осознавать ЧЕГО ВЫ ХОТИТЕ. Это будет давать Вам силы, мотивацию и ЦЕЛЬ!!! Для каждого человека очень важно иметь цель.
Чтобы не ошибиться в своих целях, истинных потребностях обращайтесь всегда к себе, доверяйте себе. Индикатором будет -Чувствуете ли вы себя сильнее от этого, повышается ли Ваше уважение к себе?
Найдите именно свой путь, не сравнивая себя ни с кем. Вы это ВЫ и именно Вы нужны миру, своей семье, такая какая Вы есть. И в Вашей воле становиться еще лучше или нет, но оставаться собой.
"Старый еврей Авраам, умирая, подозвал к себе своих детей и говорит им:
– Когда я умру и предстану перед Господом, то он не спросит меня: «Авраам, почему ты не был Моисеем?» И не спросит: «Авраам, почему ты не был Даниилом?» Он спросит меня: «Авраам, почему ты не был Авраамом?!».
Анель, очень важно научиться принимать жизнь, обстоятельства и других людей такими какие они есть. В том числе и себя!!!! Вы сможете что-то изменить в своей жизнь только после ПРИНЯТИЯ того, что есть. Тогда пройдут и Ваши "психи".
“Чем бессознательнее личность, тем меньше у неё выбор”.- Марион Вудман, юнигианский психоаналитик.
Наши страхи призваны. чтобы защищать нас, но бывает, что они начинают нам мешать жить и саботируют все.
Иногда мы сами не осознаем, что бессознательно хотим того, чего боимся. В психологии есть такое понятие, как неосознаваемая (вторичная) выгода.
Чтобы справиться с ужасами, которые рисует Ваша фантазия и понять некоторые скрытые смыслы могу порекомендовать следующее упражнение (Декартовы координаты).
Возьмите 4 листа бумаги и напишите на них следующие вопросы:
1. Что будет (случится, произойдет), если в моей жизни ЭТО произойдет?
2. Что уйдет из моей жизни, если ЭТО произойдет?
3. Что будет происходить в моей жизни, если ЭТО не произойдет?
4. Чего не будет (может быть чего я лишусь) , если ЭТО не произойдет?
Отвечайте письменно.
Почаще задавать себе вопросы: А не веду ли я себя как жертва? Не ожидаю ли я, что кто-то другой придёт и позаботиться обо мне, “спасёт” меня?
Анель, я давала ответ на вопрос про то, как изменить уже устоявшиеся привычки. Если интересно, то посмотрите ответы на предыдущие вопросы. Здесь ответ уже и так получился большой.
Я желаю Вам счастья и самореализации!!!