Как побороть неуверенность в себе, страх и избавиться от комплексов?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Вот уже 13 лет меня беспокоят одни те же проблемы, с которыми я не в силах бороться, как бы ни старался. Всё началось со школы. После первой травмы головы, одноклассники меня начали использовать как мишень для морального унижения: меня задевали тем, что у меня большой нос, что семья бедная, что я очень глупый, необразованный мальчик. Это всё внушило мне растерянность и сомнения в себе. В 14 лет развился очень сильный комплекс неполноценности, от чего я боюсь знакомиться с новыми людьми. Хуже того, из-за неуверенности в себе, из-за внушения страха из-за одноклассников, я сильно волнуюсь, проходя по улице, встречая молодых людей напротив. Такое чувство, как будто слёзы наворачиваются. Хочется отвернуться и надеяться, что на меня не обратят внимания.
Родители у меня не особо обращают внимание. Отец во всем меня не видит перед собой и никогда не говорит со мной. Мать же наоборот, может со мной общаться на разные темы. Я не обращаюсь за поддержкой, так как она считает, что я накручиваю.
Друзей у меня в реальности нет совсем. Я лишь общаюсь в соц. сетях, не показывая себя. Если попросят показать себя, я начинаю давать сопротивление (нос у меня и в правду большой, а так же худое лицо). Я не могу первый познакомиться, я не могу заговорить по работе, не могу спросить что-нибудь в политехе либо на работе, так как я не уверен в себе. Боюсь, что в знакомствах я не понравлюсь, на работе начнут ругать, а на учебе посчитают невнимательным.
Так же я бурно реагирую на проблемы. Характер очень сложный. Уязвим к критике, ранимый и обидчивый. Если разозлят, я морально принижаю обидчика. А при наступлении спокойствия, я начинаю себя винить, считая себя бесчеловечным.
Как же мне справиться с этой проблемой?
Автор вопроса: Михаил Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Михаил!
Неуверенность в себе очень частый спутник людей, чье детство и юность прошли без достаточной поддержки и понимания близких и значимых людей. Подозреваю, что и Вам не хватало всего этого не только в те моменты, когда Вы все-таки решались обратиться за ними к родным, но и тогда, когда понимание необходимости в ней еще даже не было определено Вами самим, понято и прочувствовано.
Уверенность у человека появляется из состояния принятия его родными, когда уверенность в надежности мира вокруг него формируется отношением с близкими. Очень часто, и сейчас, и в другое, казалось бы более спокойное время, родители не могут дать этого ощущения своим детям не только потому, что не хватает на это времени, но и потому, что они и сами оказались в положении, когда их уверенность в этом также не сформирована.
Как много требований к детям! Чтобы были послушными, чтобы не доставляли лишних хлопот, чтобы понимали родителей, чтобы многого не требовали, чтобы хорошо учились, чтобы стремились к чему-то, и прочее, прочее. Но дети на то и дети, чтобы осилить все эти требования не сразу, а постепенно, чтобы сформировать сначала устойчивую психику и только затем браться за решение сложных жизненных задач.
Как часто дети не получают необходимую защиту от взрослых только потому, что у взрослых бытует стереотипы, что ребенок сам должен уметь справляться с трудностями, в которых оказался. На самом деле, так и будет с ребенком, но только в том случае, если он получит адекватную поддержку, в большинстве своем эмоциональную даже больше, чем физическую. Ведь казалось бы, что сложного в том, чтобы спросить у ребенка, как прошел его день в школе, как складываются его отношения со сверстниками и как он себя чувствует в этих отношениях? Наверное ничего! Но ребенок ждет помощи и совета в том, как справляться в сложной психологической обстановке, ищет поддержки и определения в том, что он не так плох, как ему внушает окружение. А что вместо этого? Молчание и отмахивание от проблемы, ведь в большинстве своем родители и сами не знают как справляться с подобным и сталкиваются с таким же отношением в своей взрослой жизни на работе. Но признать это сложно! И остается ребенок один со своими трудностями, обретая жизненный опыт и усваивая в отношениях, что только тот, кто сильнее имеет права на жизнь, которая нравится.
Конечно, Вам сложно оставаться спокойным и бесстрастным сталкиваясь с проблемой. Конечно, характер будет отражать опыт необходимости сдерживать эмоции там, где за них можно пострадать, но они будут «отпускаться» на волю там, где такого страха не будет. Конечно, чувство вины будет разрушать изнутри не только душу, но и тело, со временем, поскольку такие эмоциональные качели трудно контролировать и они будут мешать в самореализации.
Но, как и всегда, из любой, казалось бы, безвыходной ситуации можно найти выход. И терапия, та, которая психо, очень даже выход в этом случае. Рассмотреть полученный опыт отношений, понять причины именно тех реакций, которые возобладали в Вашей жизни, найти способы их изменить, а следовательно, изменить и сами отношения, в которых Вы находитесь, понять происходившее в собственной истории, дав оценку всем ее участникам и увидев взаимосвязь с сегодняшним днем и своими реакциями, человеку вполне по силам изменить и схемы своих взаимодействий с окружающим миром, и сам окружающий мир вокруг себя, и свое ощущение в этом окружении.
Так что, Михаил, настоятельно рекомендую Вам воспользоваться этим способом, которым уже многие десятилетия успешно пользуется весь другой мир и который имеет реальную возможность помочь Вам в изменении себя.
Как бы Вам не казалось это недоступным или не имеющим отношение лично к Вам, хочу Вас уверить, что сейчас есть множество способов воспользоваться подобной возможностью и ресурсы на это, обычно, находятся. Поскольку работа над собой, на мой взгляд, самая эффективная, дающая результаты намного превосходящие ожидания.
С уважением, Елена Гладкова.