Хочу понять себя. Почему я не могу ценить то, что имею?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Хочу понять себя. Я не знаю, почему я такая и не могу измениться. С самого детства моя семья, мама и папа, экономили во всем: в еде, вещах. Мы жили скромно. Родители не могли мне и брату дать многое, в плоть учебы в колледже, институте. В школе надо мной смеялись, что я одно и то же ношу. Не могла реализовать себя в кружках, хотя я очень любила и люблю рисовать, заниматься спортом. Как окончила школу, я поступила в институт заочно, и работала, чтоб оплатить учебу. Учебу не доучила, 3 года отучилась и все, потом здоровье мое не дало возможности работать на 2х работах. За это время я родителям помогала деньгами в приобретении мебели, аксессуаров, посуды в доме. Сейчас я замужем, благодаря моему мужу я учусь, хорошо одеваюсь, но мания в одежде не заканчивается. Моя проблема в том, что даже сейчас живя с мужем и его родителями, я стараюсь экономить, как бы это смешно не звучало, я стараюсь купленные продукты, фрукты продлить на долгое время, а не так раз и съел. И мне становится обидно, да я хочу жить отдельно от родителей, чтоб контролировать бюджет. Да я понимаю мы семья и все лучшее нужно отдавать семье. Стараться ради семьи все делать, а я не такая. Я все время считаю, деньги и борюсь с собой. Я не могу получить удовольствия от то дня, от себя, не довольна с собой. Помогите, пожалуйста, разобраться в себе, почему я не могу ценить то что имею, а только доказываю и жду любви от семьи, мне не хватает этого: внимания, заботы! Буду очень благодарна за ваш ответ! Спасибо!
Автор вопроса: Эльвира Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Гришугина Наталья Анатольевна.
Здравствуйте Эльвира. Понять себя, (и при желании измениться), поможет ПЕРЕСМОТР своей истории детства. Из ее описания (в начале Вашего письма), заметна линия вынужденной экономии во всем. Как Вы думаете, можно ли в таких обстоятельствах НАУЧИТЬСЯ жить расслабленно, радуясь каждому дню, быть довольной собой и жить в ощущении достаточности всего?.. Ответ очевиден. Поэтому, давайте сразу перейдем к тому, ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ, чтобы изменить свое отношение, а значит и ситуацию.
И первое, с чего мы начнем, это ПРИЗНАНИЕ (а не борьба) своего огорчения, от своей неспособности ценить то, что есть, обиды на себя, семью.. Признать ВСЕ что есть и как есть на данный момент. Посмотрите на себя «глазами взрослого, чуткого человека» и ВЫРАЗИТЕ СЕБЕ СОЧУВСТВИЕ.. Станьте сами себе близким человеком. Найдите слова утешения и поддержки. Побудьте в состоянии и понимании того, что Ваши чувства ЗАМЕЧЕНЫ, проживаются и поэтому наступает освобождение и облегчение.. Теперь осознайте, что Вы - УЖЕ взрослый человек, поэтому МОЖЕТЕ и ХОТИТЕ НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за свое состояние и жизнь САМИ. Можете корректировать СВОИ установки и отношение к себе, окружению. Можете МОДЕЛИРОВАТЬ СВОЮ жизнь, и семейную в том числе. Вы любите рисовать, так набросайте эскиз своей личности и жизни в целом. А можно и в деталях.. Как хотите! Вы свободный, творческий человек :)
И да.. проявите сочувствие и благодарность к своим родителям.. хотя бы мысленно. Им тоже было тяжело..
Теперь обсудим Ваше ожидание любви, внимания и заботы от семьи.
Правда в том, что невозможно от других получить то, чего нет в нас самих. Если в Вас нет любви, ни один человек (даже близкий), не сможет утолить Вашу жажду, как бы Вы ни старались. НЕОБХОДИМОЕ условие для психического здоровья и зрелых отношений: «возЛЮБИ ближнего КАК САМОГО СЕБЯ». Как Вы относитесь к себе? Вы знакомы с собой: какими качествами и достоинствами обладаете? Кем себя считаете? Чего хотите от себя, близких, жизни? Насколько Ваши ожидания разумны и реальны? Вопросов может быть много. Цель, отвечая на них, УЗНАТЬ СЕБЯ. Найти то, за что Вы можете уважать себя. Разрешите себе почувствовать полное ПРИНЯТИЕ себя, окружающих и жизни вообще. Начните ЗАБОТИТЬСЯ о себе, как о дорогом человеке. Замечайте заботу других людей о Вас, искренне благодарите. Речь не об эгоизме, а о балансе в отношении к себе и другим (см. условие выше). Конечно и сами проявляйте заботу о других! Так Вы повысите самоуважение и уважение других людей к Вам. Именно на такой удобренной «почве», может вырасти здоровая любовь к себе и другим. Попробуйте :)
И наконец, КАК научиться ценить то, что есть и получать удовольствие от жизни.
Главная ошибка в ЗАЦИКЛЕННОСТИ на том, ЧЕГО НЕТ (или не получили в прошлом). Почему бы тогда не «зациклиться» на том, чем Вы обладаете прямо сейчас? Составьте список для наглядности того, что у Вас УЖЕ ЕСТЬ. Важно замечать, что У ВАС ЕСТЬ ТО, ЧТО НУЖНО и ИСПОЛЬЗОВАТЬ это с УДОВОЛЬСТВИЕМ, РАДОСТЬЮ И БЛАГОДАРНОСТЬЮ. Тогда ощущение дефицита (отсюда склонность экономить), сменится ощущением достатка. Это ощущение будет «диктовать» совершенно другие мысли, чувства и действия. Например, вряд ли Вы захотите сберечь фрукты/продукты, если будете знать и ЧУВСТВОВАТЬ что их МОЖНО купить снова. Тем более что от хранения, они свежее не становятся ;)
Наслаждаться жизнью получится тогда, когда Вы начнете наслаждаться тем, ИЗ ЧЕГО ЖИЗНЬ СОСТОИТ. Значит, что бы Вы ни делали и где бы ни были, «включите» ПРОЖИВАНИЕ позитивных ОЩУЩЕНИЙ от цвета, запаха, вкуса, звука, света, физического соприкосновения с чем-то/кем-то.. НАСЛАЖДАЙТЕСЬ МОМЕНТОМ! Ведь есть только МИГ, между прошлым и будущим.. именно он - называется ЖИЗНЬ :) Подумайте, - прошлое УЖЕ прошло, а будущее ЕЩЕ не наступило. Но будущее зависит от того КАК Вы проживаете настоящий миг..
Для того, чтобы «раскачать» свою способность замечать и позитивное в своей жизни, выполните упражнение «Найди хорошее в плохом». Запишите ситуации, которыми Вы недовольны. Отложите. Теперь задание: подумать что хорошего есть в том, что:
- успешный спортсмен, из-за сильной травмы вынужден оставить спорт.
- у пенсионерки украли все сбережения.
- у добрых знакомых сгорел дом.
Давайте разберем первый случай со спортсменом. ПЕРЕМЕНЫ: тренировок больше нет. Нельзя выступать на соревнованиях. Какие НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОЯВИЛИСЬ: возможность развить силу духа и стойкость характера, НЕ ПОДДАВАЯСЬ обстоятельствам. Возможность изучить существующие системы оздоровления, чтобы мобилизовать силы организма и восстановиться. С пользой использовать свободное время: можно получить новую профессию; быть на тренировках, чтобы анализировать стратегии или сильные и слабые стороны с целью стать тренером; хобби и тд. Чем больше позитивных моментов найдете, тем лучше! ПОСЛЕ этого задания, возьмите запись о Ваших ситуациях. И по этой же схеме, проработайте их.
Эльвира, всего Вам самого ДОБРОГО! Если будут вопросы - пишите!
С уважением,