Очень сильно дергаюсь, когда меня будят.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, очень давно столкнулась с такой проблемой, как резкие дёргания при пробуждении. Я не смогу точно сказать, с какого именно момента это всё начало происходить, возможно лет с семнадцати.
Происходит всё так: я сплю, меня будит что-то(человек или будильник), и совершенно не важно как меня будят, нежно или резко, тихо или громко, я очень сильно дёргаюсь, когда просыпаюсь.
Но сила вздрагивания зависит от громкости и силы звука или прикосновения.
Мама будит меня аккуратно,
стараясь просто поглаживать,
я всё равно дергаюсь, папа же будит резко, громко называя моё имя, в этом случае я вздрагиваю очень сильно. Я пыталась это как-то контролировать, но ничего не вышло.
Раньше это случалось только когда меня будил посторонний человек, но сейчас начала замечать, что порой вздрагивания случаются, когда просыпаюсь сама, как только открываю глаза.
Очень много времени не уделяла внимания данной проблеме, но сейчас меня начало это волновать.
Сама по себе я очень неуверенная в себе девушка, у меня очень низкая самооценка(порой это доводит до слёз, потому что ненавижу себя), я часто хожу с чувством вины, если у кого-то что-то случилось, я буду обвинять себя и стараться как-то помочь человеку, я очень часто переживаю по разным поводам и без повода.
Я подумала, что данная проблема может возникнуть исходя из моей неуверенности в себе и переживаний. Очень хочу узнать, что думают профессионалы данной области об этой ситуации. Хотелось бы узнать в чём проблема и как от этого избавляться, надеюсь, вы сможете мне помочь.
Автор вопроса: Алина Возраст: 19

На вопрос отвечает психолог Чеснова Юлия Николаевна.
Алина, здравствуйте. В письме Вы обозначили две проблемы: вздрагивание при пробуждении и проблема низкой самооценки, сопровождающаяся чувством вины.
Вздрагивания при побуждении - это рефлекторный акт, поэтому контролировать его у Вас вряд ли получится, да в этом и нет необходимости. Чаще всего вздрагивание происходит в связи со сменой фаз сон-бодрствование, особенно когда это происходит резко (от прикосновения, от громких звуков и т.п.). В том, что подобная Ваша реакция стала в последнее время более острой может быт виновен стресс, повышенное эмоциональное напряжение, тревожность, которая у Вас проявляется в неуверенности, низкой самооценке и чувстве вины.
Что касается самооценки, формирование ее начинается с родительской семьи, изначально ребенка оценивают родители и близкое окружение, а потом он приучается на основе этих оценок оценивать себя сам. Чтобы изменить самооценку во взрослом возрасте необходимо заново познакомиться с собой, увидеть себя собственными глазами, а не глазами окружающих, оценить себя по-новому. Еще будет полезным получить новый положительный (успешный) опыт в какой-либо жизненной сфере (это может быть учеба, работа, хобби и пр.), так появится вера в себя и свои силы.
Что касается чувства вины за то, что у других что-то случилось, здесь Вам нужно научиться разделять ответственность. Каждый взрослый человек отвечает за себя и за свои чувства самостоятельно, Вы не можете нести ответственность за то, что у другого что-то произошло, а испытывать чувство вины по этому поводу тем более не конструктивно. Если Вы можете оказать человеку какую-то посильную помощь - окажите (поддержать и посочувствовать к помощи тоже относится), если нет - то Вы в этом совершенно не виноваты. Не берите на себя то, что находится вне зоны Вашей ответственности.
Если захотите глубже разобраться с темой самооценки - обращайтесь.
Желаю Вам удачи!