Проблемы с самооценкой.

Вопрос психологу:
Добрый день! Мне 23 года, работаю, учусь, но до сих пор не могу определиться, кем я хочу стать, в какой сфере работать, я испытываю неуверенность и страх при любом деле, которое начинаю. У меня нет друзей и подруг. Я с детства была отличницей, и этот синдром отличницы мне мешает жить, поскольку я постоянно сравниваю себя с другими людьми. Кажется, это все пошло из детства, надо мной часто смеялись дома, говорили, что я не умею ничего делать и только мешаю. Я боюсь что нибудь сказать, а вдруг я скажу что то неправильное? Я боюсь приготовить что то, а вдруг это никто не будет есть? Я боюсь. Постоянно, всю жизнь. Я не могу нормально реагировать на критику, у меня очень низкая самооценка. Это проявляется буквально во всем, во всех сферах жизни. Всегда и во всем я чувствую неопределённость, мне кажется я хуже всех. Я буквально не могу разобраться в себе, мне кажется, что все окружающие меня люди, знакомые, коллеги по работе смеются надо мной, над моим характером, у меня постоянно обиды и злость к окружающим. Из-за этого не могу нормально общаться с людьми, строить отношения. Постоянно испытываю чувство одиночества, даже когда нахожусь в компании. И при этом я постоянно сравниваю себя с другими, мне кажется, что я недостаточно хороша. Я выполню любое задание, которое мне скажут, но если вдруг я допущу ошибку, то у меня начинается процесс самокопания. Это чувство постоянной неопределённости меня преследует, я сама не знаю, чего я хочу. Подскажите, пожалуйста, в каком направлении мне начать работать. Спасибо.
Автор вопроса: Ольга Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Загорская Елена Александровна.
Здравствуйте, Ольга! Страхи и опасения при начинании нового дела бывают у многих людей, Ваш случай не единичный. Важно понимать, что любое начинание-это неизвестность, никогда не знаешь, к чему приведёт любое начинание. Поэтому, пока не попробуешь, не узнаешь. Бояться не надо, так как ошибаются все и нужно принять, что ошибки могут Вами совершаться в любых ситуациях, так же, как и у любого другого человека. Но попробовав какое-либо дело, освоившись, Вам оно станет понятнее и будет возможность определить, как быть и что делать. На осуждение и осмеивание Ваших поступков Вам не стоит обращать своё внимание, так как те люди, которые осуждают сами не идеальны и не знают всего об этом мире, они, также как и Вы, не могут знать заранее, получится у Вас или нет. Заранее никто не знает. У каждого человека свой взгляд на жизнь - для всех быть идеальной нельзя, всегда будут люди, которым Вы не понравитесь, так же как всегда будут люди, которым Вы понравитесь и у Вас окажется много общего. Возможно, Вы ещё не встретили таких людей в своей жизни или распознали их среди своих знакомых. Вы такая какая есть, Вам нужно принять себя и полюбить такой какая Вы есть. Вы уникальны, других таких в мире нету и неправ тот, кто смеётся над Вами, все мы люди и все ошибаемся, но мудрый человек не будет смеяться над другим за то, что его мнение отличается. Также не советую Вам сравнивать себя с другими - что-то у них лучше получается, чем у Вас, что-то хуже, у них другие вкусы и другие взгляды на жизнь, никто не должен свои убеждения навязывать другим. Если бы в мире были все похожи или одинаковы, с одинаковыми вкусами, мыслями и поступками, как было бы скучно жить! Вы не хуже других, Вы просто другая, каждый человек уникален. Судить можно только поступки. Вы можете сказать что-то неправильное, это не преступление, нет таких людей, которые всегда бы говорили правильные слова, потому что нет людей, которые всё обо всём знают.
Вам нужно начать с того, чтобы обдумать Ваши взгляды на Вас, других людей, мир в целом. Надеюсь, что вышесказанное поможет Вам в этом. Нужно, чтобы Вы поняли и приняли, что нет идеальных правильных людей, что все ошибаются. Главное- понимать и принимать свои ошибки, уметь их исправлять и придерживаться своих убеждений, а не слушать чужие упрёки, несмотря ни на что и ни на кого идти к своей цели. Желаю Вам успехов!