Как избавиться от неуверенности в себе, низкой самооценки и вечного чувства вины?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Чувствую себя очень плохо, не ощущаю внутри никакого равновесия. Ругаю себя за все, всегда ощущаю вину, дико не нравлюсь себе, я не люблю себя. Как помочь себе? Очень сильно запуталась, чувствую бессилие.
Окружающие относятся ко мне с легкомысленностью, без уважения. И это понятно, ведь меня очень легко прибить к себе, изменить мою точку зрения, я слабохарактерная, довести меня до слез проще простого.
Часто возникает такое ощущение, что меня все обижают, а я не могу за себя постоять. В этой жизни я пока ничего не добилась, просто учусь в колледже. Чувствую вину за то, что мне 20 лет, а я сижу на шее у родителей. Я не могу работать. Не знаю как начать. И как самая главная причина: боюсь идти на работу, я очень стесняюсь, на людях я выгляжу ужасно слабой. Постоянно торможу, делаю что-то не так, туплю, у меня сильно трясутся руки и это мешает мне жить, часто стыдно достать их из под стола, не знаю по какой причине они трясутся и пока нет возможности это выявить.
Прошу у вас помощи, очень хочу разобраться в себе, найти способ полюбить себя, считать себя действительно полноценным человеком, который не стесняется пойти на работу, потому что боится показаться тупым. Который не стесняется своих проблем со здоровьем (в моей ситуации это руки, которые вечно трясутся), я хочу разобраться в себе, найти смысл жизни, своё дело. Надеюсь вы это полностью прочитаете и сможете мне помочь, я очень сильно хочу с чего-то начать, сама не могу разобраться в себе. Заранее спасибо большое за ответ!
Автор вопроса: Юлия Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Алферова Маргарита Олеговна.
Дорогая, уважаемая Юлия здравствуйте!
Уважаемая Юлия, я сочувствую Вам. Такое бывает и очень часто такое состояние мы создаем себе сами. Наши страхи у нас в голове, в наших мыслях. Но знание этого может и помочь, ведь то, что мысли создали они же могут и убрать.
Вы очень правильно пишите про равновесие внутри. Это очень важно!!!! Именно к этому надо стремится и к принятию себя, любви безусловной к себе (а это и есть принятие).
Вы пишите, что ругаете себя всегда. Уважаемая Юлия, давайте с Вами договоримся
- Вы ПРЕКРАЩАЕТЕ себя ругать, т.е. абсолютно и вообще.
Сначала отслеживайте в себе это и говорите СТОП!. Договорились? ВСЁ! Вы больше не ругаете себя.
А если кто-то другой начинает ругать, то просто мысленно говорите себе, что это мнение этого человека и оно может быть ошибочным, что человек может ошибаться или не знать всего (и прощаете этого человека).
Если Вы понимаете, что сделали ошибку, то и в этом случае не ругаете себя, а говорите себе, что это хорошо, что Вы получили урок, что Вы научились новому навыку (ведь теперь Вы знаете, что это не правильно и больше так делать не будете). Без ошибок не будет опыта, без ошибок не находят правды и нового. Разрешите себе ошибаться. Это нормально!!!!
Сделайте упражнение: - постарайтесь хотя бы в течении 2 месяцев абсолютно во всем видеть хорошее, даже в плохом найдите хорошее (ногу подвернула, хорошо, что не сломала; порвала кофточку - хорошо, есть повод купить новую; соль просыпала - хорошо, есть повод еще раз помыть все вокруг, двойку получила - хорошо, теперь лучше буду готовиться и знаю, где надо приложить больше усилий, на работу не взяли - хорошо, значит это не моя работа, а моя работа меня ждет и т.д.).
Заведите дневник успеха: записывайте туда все то, что Вы когда-либо (начиная с детства) делали успешно самостоятельно (например, выучила стих сама и получила за это 5 и т.д.). Ведите дневник на постоянной основе. И читайте его, когда грустно. Это Ваш ресурс.
Каждое утро, просыпаясь вставайте перед зеркалом и улыбайтесь себе! Это важно. Улыбайтесь себе и говорите добрые слова. Сначала , возможно, это будет сложно сделать, поэтому заранее придумайте для себя добрые слова и комплименты и говорите через силу. Дальше будет проще. Говорите сами себе, что любите себя, смотря в свои глаза в зеркало.
Можно поменять парадигму в голове с должна на хочу. Увидеть возможности, а не обязанности. Все проблемы в нашей голове. Вот в голове. в мыслях и меняйтесь, сначала через силу.
Вы почему-то так решили, но можете и решить по-другому. Надо только поменять вектор. Почему Вы думаете, что окружающие не уважают Вас? Сами себе скажите обратное. И если кто-то просит Вас о чем-то, то можно решить, что Вас не принуждают, что вместо "Вы должны", Вы сами хотите это сделать. Представьте себе, что никто Вас не заставляет, никто не уговаривает, что Вы сами хотите, что это Вы приняли такое решение. По сути Вы ни кому ничего не должны, точно так-же как и Вам.
НО! здесь очень важно соблюдать меру.
Вам важно научиться, и наверное это даже в первую очередь, понимать чего именно Вы хотите. Важно, чтобы то, что Вы делаете не вредило Вам.
Для начала важно научиться понимать себя и отстаивать себя, т.е. Вы должны научиться помнить о себе, своих потребностях всегда и перестать наступать "себе на горло".
Научитесь хотя бы один день в неделю посвящать только себе, только своим желаниям и потребностям. Из-за одного дня в неделю . который Вы будете посвящать только себе эгоисткой Вы не станете. Вы знаете - нормальный эгоизм это нормально и даже хорошо!
Каждый человек уникален и у каждого есть свои особенности и уникальные таланты, которые необходимо открыть и развивать.
Уважаемая Юлия, Вы пишите, что Вас все обижают. Очень важно понять - это действительно так или Вам так кажется. К сожалению из Вашего письма я сделать вывод не могу. Если Вам так кажется, то это одна работа над собой - развитие уверенности в себе, обязательное прощение всех, отказ от жалости к себе и обязательный отказ от позиции жертвы.
Если такое имеет место, то необходимо научиться защищать себя. Вы когда-нибудь занимались спортом? Начните укреплять себя физически - бег, упражнения, может быть секции и/или занятия по роликам из интернета (все можно найти). Найдите книгу - психологическое айкидо (тактики айкидо) и прочтите ее. Там описано, как можно уходить от атак жестких и агрессивных людей без травм для себя (напрмер - Терри Добсон, Виктор Миллер. Айки-тактикА в повседневной жизни).
По поводу планов на будущее и поисков работы. Предлагаю сконцентрировать на этом вопросе: Куда хочу.
Предлагаю сделать следующее упражнение: можно взять листок бумаги и разделить его на две части. В первой части вверху написать "ХОЧУ", во второй части вверху написать "МОГУ". В течение нескольких дней записывать все, что придет в голову. Написать, оставить, потом снова вернуться. Процесс в любом случае уже пойдет, и в голове мысли будут крутиться. Через несколько дней взять листы и проанализировать все, что там написано. Теперь надо подумать ЧТО из того, что написано в первой части соответствует второй. Затем подумать, а что можно сделать, чтобы то, что написано в первой части перешло во вторую. Подумать КАК это можно сделать, какие ресурсы нужны и т.д. и так по каждому пункту.
Пусть будут прям планы по реализации. После этого процесса, а это потребует усилий и умственной работы, можно приступить к следующему этапу.
Теперь надо проанализировать и подумать Как и ЧТО то, что написано во второй части может соответствовать какой-либо работе, КУДА и КАК можно применить то, что Вы можете, и хотите. Фантазируйте, как угодно (пусть фантазия улетает как угодно далеко), а потом только уже критически анализируйте. Может оно, как первая ступенька к Вашей мечте. Мечтайте. Но чем хорошо это упражнение, так это тем, что это не просто мечты. Вы мечтаете исходя из Ваших возможностей, талантов, а это придает реалистичность мечтам и дает уверенность, что это Ваше и Вы этого достойны, а значит Вас оценят по достоинству.
Я не врач, но возможно Ваш тремор связан с большим волнением, и как только в голове пропадет страх , то и тремор пропадет. А со страхом работать надо!
Но все по порядку и постепенно, используя маленькие шаги к успеху, от наименее значимого и сложного к более и обязательно награждая себя за каждую победу над каждой проблемой и страхом. Лучше вообще исключить слово проблема. а использовать слово задача.
Со ставьте такой список задач и проранжируйте его и начинайте работать с наименее значимого для Вас.
Примите свой опыт!!! примите себя такой, какая Вы есть. Изучите свои сильные и слабые стороны, полюбите их и примите.
можете начать свою деятельность с хобби. можете пойти помощником, курьером (да кем угодно) в ту сферу, которая Вас интересует и где Вы хотите развиваться. Учитесь у лучших в своей сфере!!!
Начните с вопроса "Чем я могу быть полезной?" Главное начать действовать в интересном Вам направлении, тогда и депрессия, и апатия пройдут.
Вы пришли в этот мир, поскольку Жизни , Вселенной, Миру нужны именно Вы! Вы, и никто другой! Вы – воплощение чего-то очень важного, нужного, особенного. Вам не нужно быть кем-то, кроме самой себя. Каждый человек вносит свой вклад в Жизнь. Вглядитесь в себя и примите себя! Вы можете цвести, радоваться Жизни и развивать свои лучшие качества!
Не принимайте скорополительных решений, решений в стрессовом состоянии, когда плохо, когда ощущается нехватка. Это для того, что вернуть уважением к самой себе.
Вам сейчас очень не хватает внутренних ресурсов. Вам необходимо вернуть ресурсное состояние, а до тех пор, пока не будете спокойны (не успокоите разум, не избавитесь от претензий и не сумеете простить ) не принимайте никаких глобальных решений! выйдите из роли "жертвы".
Составьте 2 списка: в одном напишите то, чего Вы не умеете, в другом то, что Вы умеете делать хорошо. Затем: перечитайте оба списка несколько раз, стараясь сформировать целостную картину своих сильных и слабых сторон. Это упражнение, если его практиковать регулярно, помогает сфокусировать Ваше внимание на нюансах, уйти от глобального «я ни на что не способен» к более конкретному «у меня есть трудности в некоторых моментах, но я много чего знаю и умею». Это упражнение так же поднимет самооценку.
Сконцентрируйтесь на том, что приносит Вам радость, удовлетворение, самореализацию.
Есть одна техника, как конструктивно спорить, вести диалог. Повтори, согласись, добавь. Когда услышали что-то, с чем Вам трудно согласиться, используйте формулу: Повтори-Согласись-Добавь. В ответ на реплику другого человека, обижающего Вас или требующего чего-то, Ваша первая фраза: «Я услышала, что ты сказал/ла...». Повторите дословно, потом своими словами. Если повторить не можете – не запомнили или не поняли мысль, попросите человека повторить сказанное. Следующая Ваша фраза начинается со слов: «Да, я согласна с ...» - согласитесь с чем-то разумным вслух, скажите это своими словами. И после этого будут уместны ваши размышления: «Хочу дополнить, что ...» - Дополните мысль человека с точки зрения Вашей логики и правды, но только в прямой связи со сказанным, а не про что-то отдельное. Можете сказать, что Вам надо подумать, что Вы подумаете. Вы не обязаны сразу соглашаться. Вы имеете на это полное право!
По поводу Вашей учебы. В нашей стране нормально, что родители помогают свои детям, помогают, когда те учатся. В этом нет ничего постыдного и зазорного. Вы так же будете помогать своим детям и помогать уже стареньким родителям. Это нормально. И именно для Вашего будущего Вы сейчас учитесь и набираетесь знаний и опыта. Вы молодец! Учитесь!!!!
Есть очень известная закономерность, что меняя себя, меняя свое отношение к жизни, мы можем изменить ситуацию и даже других людей. Важное открытие психологов заключается в том, что человек может изменить свою жизнь, изменив отношение к ней.
Всегда помните о силе позитивного мышления, позитивных мыслей. Мы одинаково можем запрограммировать себя как на успех, так и на неудачу. Причем усилия, которые нам нужно в это вложить, и в том, и в другом случае примерно одинаковы. Уважаемая Юлия,сейчас Вы программируете себя на негатив негативными мыслями внутри себя (рисуя ужасные картинки, смотря внутренним зрением . т.е. благодаря своей фантазии фильм, где Вас не любят, где Вас обижают, и что все плохо). Поменяйте фильм внутри себя!!! Это в Ваших силах! Каждое утро и каждый вечер фантазируйте (для начала через силу) как к Вам все хорошо относятся, как Вы сами хорошо к себе относитесь, а самое главное представляйте как Ваш день будет успешен, как будет успешно сданы экзамены, как Вы успешно проходите собеседование. представляйте это усилием своей воли. воодушевляйтесь.
Еще одно упражнение- Создайте в своем воображении самый лучший сценарий Вашей будущей жизни,и/ или следующего дня. Пусть это будет сценарий, в котором Вам все удается, Вас любят, Вас принимают и хорошо думают о Вас, Вам улыбаются, вы чувствуете себя расслабленно и комфортно, легко контактируете со всеми! А теперь прокрутите этот сценарий в своем воображении 20-30-100 раз. Научитесь фокусироваться на позитиве! Вы можете прописать этот сценарий, написать рассказ, можете нарисовать картинки к этому рассказу или просто картинки по сценарию.
Я отвечала на вопросы по страхам - Вы можете посмотреть ответы, чтобы здесь не занимать место.
Важно понимать себя, свои эмоции. Эмоции важно осознавать, проживать, а не подавлять. Помогает проговаривание эмоций: "сейчас я чувствую..." Депрессия является вершиной всех накопленных негативных эмоций.
Примите себя, свою жизнь, свою судьбу. Проблемы бывают разрешимые и неразрешимые, тем не менее, всегда есть выход. Да, случается такое, когда мы не способны повлиять на сложившиеся обстоятельства, в этом случае нужно принять их и жить с ними (например навряд ли Вы сможете сейчас стать чемпионкой мира по гимнастике - для этого дети упражняются лет с 4. но ведь это и не трагедия).
Спросите себя: могу ли я изменить это обстоятельство, если осознаете, что пока это не зависит от Вас, то отпустите и примите таким, какое есть (это уберет внутреннее сопротивление и станет легче. это уберет, что "Вы должны" и чувство вины). Ведь не все в Вашей воле, а значит и вины нет. А вот если можете изменить, то действуйте!
Хочу предложить несколько упражнений:
-) Любую негативную мысль, которая придет к Вам продолжите как устно, так и письменно Это хорошо тем, что… А за то…и позитивное… Делать это упражнение не меньше 2 месяцев, чтобы позитивное видение вернулось и заменило негативное.
-) Возможно ВСЕ!!! Все преграды, ограничения у нас в голове. Есть много техник из Симорона. Жизнь – игра! Придумайте Волшебный ритуал по избавлению от чего-то плохого, того, что Вам не нравится, мешает или по приобретению то, чего хотелось бы…найдите, почитайте про симорон. научитесь весело смотреть на мир и на себя.
-) «Я молодец!» Напишите на листе бумаги - я молодец потому что: … Можно сохранить это написанное и повесить на видное место.
-) Принцип «маленькая радость» - запланировать и доставить самой себе радость. Даже если это будет всего 5 минут. Это хорошая поддержка на эмоциональном уровне.
Помните, что жизнь сама по себе не является проблемой, хотя она, и непростая штука. Она может подкидывать нам неприятные сюрпризы, но проблема - это то, что создано нами, нашим восприятием, а значит мы может это изменить :).
-) научитесь ставить себя на ровне с другими людьми. Помните о своих потребностях. Начните сами, в первую очередь, уважать себя, свои интересы, свои ценности, свои потребности. ПРАКТИКУЙТЕ это. Прекратите обделять себя в угоду другим. Вы имеете права на счастье.
-) Если есть кто-то кому Вы доверяете, то договоритесь с ними, чтобы они почаще говорили Вам комплименты.
-) Пропишите черты характера, которые Вам нравятся в Вас. увеличивайте этот список. Перечитывайте этот список, когда будет грустно.
-) перед экзаменом и/или собеседованием обязательно тренируйтесь перед зеркалом. Это отработка навыка. В зеркале Вы будете видеть себя и корректировать. проговаривайте ответы обязательно вслух. Можете приобщить к этому репетиторству подруг, родственников или на крайний случай свои игрушки и выступайте перед ними. Это делать обязательно, чтобы натренировать данный навык. Если он будет отработан, то прекратятся страхи. Не приглашайте сюда тех, кто будет критиковать.
Как мне кажется, Вам необходимо в первую очередь принять ответственность за свою жизнь и счастье на себя. Вы взрослый, самостоятельный человек и сами решаете как Вам жить, но и сами несете за это ответственность.
Если Вы возьмете ответственность за свою жизнь и будущее на себя, то перестанете обвинять себя И кого бы то ни было.
Уважаемая Юлия, я отвечала на вопрос про нахождение смысла жизни. Вы можете почитать его в дополнение.
Если остались вопросы, то пишите.Но!!! самое главное, это начать действовать, начать делать то, что я Вам рекомендовала.
Я желаю Вам счастья!