Проблемы с заиканием из-за волнения.

Вопрос психологу:
Добрый день. Хотел бы поговорить с вами о моей проблеме. Периодически у меня проявляются приступы сильного волнения, которому часто не бывает объяснения. В следствие такого волнения я начинаю заикаться. Это заикания происходит в двух формах. Первый вариант: заикания происходят в процессе самого общения. Я их могу особо не замечать, однако, мне на это иногда указывают люди. После этого у меня складывается ощущение, что эти люди плохо думают обо мне, в силу того, что у меня есть этот дефект. Это в основном с людьми, с которыми я не особо знаком, или с людьми, которые по статусу, занимают более высокую позицию. Второй вариант проявления: я даже не могу начать говорить, особенно если слова начинаются с гласных букв. В таких случаях я пытаюсь себя успокоить. Дальше я про себя считаю до трех, и пытаюсь произнести, то что хотел. Если не получается, то пытаюсь ещё раз сделать также. Если и в следующий раз не получается, то я могу просто так и не задать этот вопрос, хотя он может быть очень важным для меня. И я откладываю его на неопределенное время, в следствие чего иногда появляется недопонимание с человеком. После такой ситуации я часто обдумываю всё произошедшее, ругаю себя из-за это недуга, злюсь на себя из-за этого. Вопрос я хочу задать такой: "Как мне справиться с этой проблемой? Как можно минимизировать появление такого рода волнения, а если возможно, то и полностью избавиться от него?"
Надеюсь на ваше понимание и помощь в решении данной ситуации. Заранее вам большое спасибо!
Автор вопроса: Игорь Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Игорь!
Причин у заикания, как и у любого другого заболевания, может быть большое множество. Условно их можно разделить на физиологические и психологические.
Первые связаны с нарушением работы центральной нервной системы, приводящей к поломке речи, ее плавности или длительности. Эту часть проблемы следует исключить или стараться принять во внимание, пройдя обследование у невропатолога.
Если подобные проблемы с речью у Вас возникли недавно и никаких травм Вы в течение этого времени не получали, то с большей долей вероятности можно говорить о психологической составляющей Вашего нарушения в речи.
Повторюсь, но и здесь обращу Ваше внимание на то, что психологических причин такого нарушения может быть множество. Наиболее часто проблемы заикания связывают с неуверенностью в себе, страхом быть непризнанным или отвергнутым другими, особенно в новом и незнакомом окружении.
Наши эмоции очень хорошо отражаются на физическом уровне. Часто внутренние зажимы проявляются к зажимы в участках нашего тела. При заикании, например, зажим проявляется спазмами в гортани, в дыхательной системе или системе звукообразования. Гортань, глотка, язык, губы – все может стать спазмированным и перестать подчиняться командам центральной нервной системы и мешать построению контактов с другими. Поэтому иногда бывает трудно «выдавить» из себя некоторые звуки, равномерно выдыхать воздух для плавной и уверенной речи.
Когда речь заходит о заикании, необходимо комплексно подойти к такой проблеме. И начать как раз с определения первоисточников, причин или составляющих комплексов проблемы.
Работа по пониманию причин тревожности, собственных страхов, связанных с общением с другими людьми или психологическим наследием из Вашей личной истории поможет устранить или свести к минимуму психологическую составляющую этого нарушения речи.
Сейчас есть много способов. Которые дают эффективные результаты с заиканием различной этиологии. Логотерапия, гипнотерапия, психотерапия, работа с дыханием и медитативные техники. Кто из них наиболее эффективен, сложно сказать. Но все они работают, если заниматься этим настойчиво, регулярно и решительно, желая справиться с положением вещей, которые приносят Вам неудовольствия в Вашей жизни.
Как психологу, мне лично ближе психотерапия. И хотя этот способ, в отличие, например, от гипнотерапии, более длителен, на мой взгляд, и эффект от достигнутых результатов имеет более глубокое и длительное значение. Ведь с точки зрения психологии, важно не просто устранение симптома, а причины, которая привела к его появлению.
Так что, Игорь, хочу заверить Вас, что справиться с Вашей проблемой можно, а если позволят причины, приведшие к ее появлению, то и избавиться от нее навсегда. Важно только не побояться начать такую работу над собой, не отказывать себе в возможности жить лучше, чем есть сейчас.
А пока несколько советов по обретению большей уверенности в себе, которая тоже очень важна в случае такого нарушения:
- Если получается, старайтесь соблюдать хоть какой-то режим в своей жизни. Начните хотя бы с определенных периодов в ней, например, утро или вечер. Старайтесь включить в него то, что Вам нравится и что Вам необходимо лично для себя и ощущения себя более уверенным,
- Найдите время для занятий физическими упражнениями. Вам сейчас, по крайней мере, на период работы над проблемой заикания, очень подойдут направления, способствующие ритмичности дыхания, расслаблению мышц плечевого пояса, медитативные и дыхательные упражнения.
- Старайтесь расширять круг своего общения, во всяком случае, в том направлении, которое вызывает у Вас меньше тревожности. Это может быть Ваше свободное от работы время. Новое хобби, новые увлечения это возможность расширить свое общение с новыми людьми. А такой опыт пригодится не только в жизни, но и на работа в общении с начальством и коллегами, например.
Но главное, не бойтесь действовать! Ведь любая дорога всегда начинается с маленькой тропинки, а любое путешествие с первого шага.
С уважением, Елена Гладкова