Апатия и прокрастинация, тревога.

Вопрос психологу:
Добрый день!
Я не могу выбраться из "ямы" тревоги, апатии и ужасной прокрастинации. Это сказывается на моей работе, жизни и здоровье. Я начал работать в 18 лет и до 29 лет сделал определённые карьерные шаги - долгое время я работал в компании Марс в г.Оренбург, потом удалось пройти на другую должность в компании и переехать с семьей в Москву (я женат, у меня дочь 2,5 года). Но после переезда все пошло под откос. Я не справился с периодом адаптации, не удалось наладить хорошие отношения с коллегой на работе, появилось жуткое чувство уныния, в итоге прокрастинация и дошло все до того, что я уволился из Марс не проработав и года и мы с семьей вернулись в Оренбург. Я был рад, как бы вернулся "в домик", но тут начался период бесконечных смен мест работы, за 2018 год я сменил 2 компании, у меня появились ужасные проблемы с адаптацией на этих местах работы, и сформировалось страшное отсутствие интереса к тому, чем занимаюсь, жуткая лень, откладывание на потом, в итоге все доходило до критической отметки и я уходил в другую компанию, по собственному желанию. Сейчас я буквально 2 месяца работаю в новой компании, переехали в Екатеринбург с семьей, но понимаю, что не хочу тут работать, хочется просто все это отпустить и пусть оно идет как идет, я понимаю, что все упрется в проблемы и тупики, но делать ничего не хочется. А с другой стороны давят финансовые вопросы - ипотека и несколько кредитов, и страх потерять финансовую стабильность жуткий, но апатия такая же. Что мне делать? как с этим справиться?
Автор вопроса: Сергей Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Сергей!
Жизненные кризисы, а это именно он, точнее один из них, происходят в нашей жизни для того, чтобы мы смогли провести своеобразную «инвентаризацию» в собственной жизни.
Это время, когда происходит сверки ожиданий и реальности, подсчеты достижений и неудач, пересмотр целей и способов их достижений.
И совсем не удивительно, что в некоторых случаях реакцией на такую «инвентаризацию» человек может получить апатию, тревогу, неуверенность в себе и своих силах и даже нежелание двигаться в том направлении, которое раньше казалось важным, стоящим приложения усилий и обещающим желаемые результаты.
Не удивительно, что один из кризисов совпадает с достижением определенных результатов в собственной жизни, с пониманием своей ценности в жизни и ценности своей жизни вообще. Если говорить о кризисе в Вашем случае, то кризис тридцатилетних, как его еще называют, связан напрямую с переоценкой своей социальной роли, касается выбора жизненного пути, самоопределения, метания в поисках себя профессионального.
Не удивительно, что в этот период обычно происходит смена работы, поиски новых направлений приложения своих сил, желание сделать качественный рывок в своей карьере и неудовлетворенность от достигнутого может подтолкнуть иногда к необдуманным действиям.
Чтобы не оказаться после проживания такого кризиса вновь у стартовой черты, как в начале жизни, можно постараться использовать его для собственного развития.
Для этого необходимо честно признаться самому себе в том, что в Вашей жизни Вас устраивает, чего в ней не хватает и к чему Вы стремились, когда «ввязывались» в соревнования с самим собой и другими в социуме. Например, разложите Ваше сегодня по таким «полочкам»:
- чего достиг и каковы размеры этих достижений в сравнении с собственными ожиданиями,
- того ли достигли, чего действительно хотели,
- были ли варианты увеличить достижения, двигаться в другом направлении и что помешало использовать их в своем развитии.
Очень часто поиск новых смыслом осложняется появившейся в жизни ответственностью не только за себя, но и за близких. И тогда кажется, что из гнетущего однообразия вырваться уже невозможно, появляются мысли, а стоит ли вообще пытаться что-то изменить, хочется замереть, все бросить, отдаться на волю случая.
Огромная ответственность, которая раньше казалась естественной и не обременительной вдруг кажется снежным комом, под которым погибли личные мечты, несбывшиеся надежды, нереализованная потребность быть признанным и высоко оцененным. В этот период личные достижения обесцениваются в первую очередь самим человеком, а новые цели не кажутся достойными движения и стремления.
Считается, что справиться с кризисом должны помочь самые близкие люди. Но получается это на деле далеко не всегда, поскольку в этот тяжелый для себя момент мужчины склонны прислушиваться только к мнению себе подобных, т.е. таких же тридцатилетних мужчин, друзей или коллег. Теперь, чтобы мужчина почувствовал себя состоявшимся ему абсолютно недостаточно, чтобы женщина сказала ему что-нибудь из разряда «Ты у меня самый лучший!» (кстати, иногда и женщины не считают необходимым это делать!). Он признает только мнение других мужчин. И очень важно, чтобы именно они считали его настоящим мужиком. Если подобного не происходит, то очень часто мужчина начинает компенсировать это поведением, которое схоже, по его мнению, с поведением успешного самца. Например, сам находясь в подавленном состоянии и настроении, он будет вести себя с другими, демонстрируя пассивно-агрессивное поведение – оскорблять окружающих, подавлять их, чтобы возвыситься самому, грубить в ответ на предлагаемую поддержку, пытаться компенсировать недостаток собственной значимости нарочитой грубостью или невниманием к окружающим и их требованиям. Иногда такое поведение может привести к потере семьи и друзей, что еще больше может повергнуть в пучину депрессии.
Что делать в случае подобного кризиса мужчине? Для начала, вспомнить, что все в его руках и начать с анализа произошедшего. После этого произвести переоценку своих жизненных приоритетов или обновить их, если прежние кажутся не актуальными. Затем подумать над тем, какой путь в жизни дальше кажется наиболее перспективным лично для него – искать новый стиль в жизни, в котором пытаться искать новое дыхание, или искать новые смыслы в том, который казался ранее комфортным и интересным.
От себя еще добавлю, что тридцать лет –самый подходящий возраст, чтобы начать заниматься тем, к чему всегда стремился, но на что раньше не хватало решимости или опыта. А поскольку учиться никогда не поздно, то от процесса обучения чему-то новому, но теперь так необходимому, можно получить много энергии для нового жизненного витка.
Что касается так затасканного ныне слова «прокрастинация», то иногда вынужденная задержка кажущихся важными и нужными дел это всего лишь потребность дать самому себе время на обдумывание следующих шагов тогда, когда еще не пришла ясность в направлении движения и способ эту передышку получить. Бессознательное найдет способ «тормознуть» человека, если у него накопилась неудовлетворенность происходящим с ним. Нужно просто грамотно использовать эту вынужденную передышку, чтобы быстрее восстановиться и продолжить движение. А то, что у мужчины новые смыслы обязательно появятся, так в этом могут сомневаться только те, кто к ним никак не относится.
С уважением, Елена Гладкова