Моральная усталость.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. На работе моральная и физическая усталость, пытаешься найти поддержку дома, в семье. А Муж меня не понимает, дети не слышат, понимаю то что все проблемы должна решать сама. Устала. Хочется бросить все и бежать в неизвестность. От мужа слышу только упреки, работа у меня плохая хотя основной доход - это моя зарплата, хозяйка не такая, мать плохая. Родственники его вечно чем то не довольны, муж ровным счетом ничего не делает, нет у него стремления, типа и так пойдет. А последнее время что то в внутри подсказывает, что он стал мне изменять ( может поэтому такое отношение). Пыталась с ним поговорить так из далека нарвалась на скандал. А тут опять работа, смены усталость а домой ехать то не хочется, но только что к детям..... Возникает чувство что просто можно сойти с ума, а как это все избежать не знаю. Пытаешься себя как бы перезагрузить и не получается. Все как круговорот возвращается на круги своя....проблемы, проблемы и решаю сама- устала. Устала быть сильной, хочется быть слабой, беззащитной, а не получается.... Уже крик души.... Еще и его родственники все я делаю не так.... Не там и не так белье повесила, не ту музыку слушаю не такая работа у меня, подруга не такая. А последнее время даже мои родители плохими стали. Можно было бы бросить все, но это легче всего.... Но терпеть стало тяжело, дошло до того что в голову лезут мысли, что я не хочу жить, что устала от этой жизни. Но ради детей жить надо... Выход все равно должен быть, но где и какой не знаю, не нахожу.
Автор вопроса: Юлия Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Алферова Маргарита Олеговна.
Уважаемая Юлия, здравствуйте!
Понимаю Ваше состояние.
По хорошему Вам была бы показана консультация, помощь психолога. Но, наверное, если бы была такая возможность, то Вы бы обратились.
Читая Ваше письмо, у меня по ходу чтения возникало много вопросов и не хватало информации. Например: почему все так против Вашей работы? что это за работа?
Как мне видится, Вы Юлия слишком много на себя взвалили, взяли слишком большой груз ответственности. И этом всем никак не восполняете свои ресурсы. только тратя их, да еще обиды и претензии к другим отнимают очень много энергии.
Сколько у Вас детей и какого возраста? Всегда можно установить правила в семье и четко им следовать. Мне очень сложно давать конкретные советы без конкретной информации о Вас. Есть такое понятие как делегирование обязанностей. Есть такое понятие, как научение по принципу стимул-реакция. Награждая за желаемое поведение и игнорируя (либо негативная реакция - отказ в чем то желаемом для них) нежелаемое для Вас поведение. Здесь просто обязательно надо быть последовательным.
Вам обязательно надо возвращать себе ресурсы. Вам нужен отдых и перезагрузка. Я не знаю Ваших возможностей, но отпуск Вам точно нужен, хотя бы маленький. Договоритесь хотя бы со своими родными, чтобы помогли с детьми, а Вы бы смогли уделить время только себе, что-то сделать только для себя. Возьмите за привычку хотя бы раз в неделю делать что-то только для себя, то что Вас порадует.
Вам необходимо вернуть уверенность в себе. Именно из-за Вашей неуверенности Вы так сильно зависите от мнения вашего окружения, именно поэтому Вас так сильно цепляют высказывания относительно Вас, и особенно критика. Вполне возможно, что Вы сами очень сильно критикуете себя. Вам необходимо убрать внутреннего критика.
Вам важно научиться самопринятию и ооочень важно полюбить себя. Почитайте мои статьи на эти темы.
При общении с мужем и родственниками я бы посоветовала Вам использовать техники психологического айкидо и амортизации. Найдите в интернете и почитайте про это.
Если муж ругает вашу работу - то скажите ему, что с радостью поменяете или будете сидеть дома, если тот найдет вам новую. Но скажите это с любовью. Перестаньте всю ответственность брать на себя. У вас есть муж!!! пусть большой груз он возьмет на себя. Для этого потихоньку надо скидывать на него. Сядьте вечером (можете даже поплакать) и сказать, что не знаете что делать. Спросите его, что он думает. А главное спросите его , что ОН будет делать в этой ситуации. Не Вы а он. Пусть он решает. Если он не решит, то это его ответственность.
Если Вам что-то говорят, то первое- всегда соглашайтесь . Скажите - да, конечно, согласна... а потом... но....
Вам важно перестать самой себя ругать. Использовать в своей речи - вместо я глупая (если уж Вас так назвали) - я пноимаю. что могу выглядеть в твоих глазах не самой умной (подсознание не считывает частичку не . зато считывает слово умная) и т.д. Делайте себе при других как можно больше анти-комплиментов.
Научитесь уже себя любить и баловать. Если Вы сами не позаботитесь о себе, то никто этого не сделает!!!
Еще очень Важно, несмотря ни на что простить обидчиков.
некоторые советы:
А не на себя. Необходимо разделять ситуацию и себя, свой труд и критику его от себя. Фокус внимания не должен быть сосредоточен на ситуации, Вы это вы ситуация - это ситуация. Не убегайте от эмоций, поймите, почувствуйте, что Вы думаете, чувствуете. Наблюдайте в себе это. Но осознавайте, что это ваши эмоции по поводу чего то но не вы сами. Переместить фокус на себя, на свои ощущения это начать осознавать наблюдать как вы дышите, что чувствует ваша левая рука, правая рука… это называется быть в моменте здесь и сейчас. Важно понять и принять корень – понять то что мы отвергаем в себе (какую именно потребность или свое качество). Очень часто люди чувствуют негатив, когда отождествляют себя с негативной ситуацией.
При сильной злости, обиде, претензиях. Написать письмо обидчику письмо. В этом письме прописать все мысли относительно вопроса, который вас волнует, все обиды к человеку, все претензии. Не сдерживайте себя. Пропишите все эмоции, весь негатив. А потом сожгите этот список. Важно проявить все чувства, выпустить все чувства, обиды, претензии.
Почаще вспоминайте и думайте о хорошем в вашем муже. прекратите себя накручивать, особенно если это просто вами надуманно.
Сделайте упражнение: - постарайтесь хотя бы в течении 2 месяцев абсолютно во всем видеть хорошее, даже в плохом найдите хорошее (ногу подвернула, хорошо, что не сломала; порвала кофточку - хорошо, есть повод купить новую; соль просыпала - хорошо, есть повод еще раз помыть все вокруг, двойку получила - хорошо, теперь лучше буду готовиться и знаю, где надо приложить больше усилий, на работу не взяли - хорошо, значит это не моя работа, а моя работа меня ждет и т.д.).
Заведите дневник успеха: записывайте туда все то, что Вы когда-либо (начиная с детства) делали успешно самостоятельно (например, выучила стих сама и получила за это 5 и т.д.). Ведите дневник на постоянной основе. И читайте его, когда грустно. Это Ваш ресурс.
Каждое утро, просыпаясь вставайте перед зеркалом и улыбайтесь себе! Это важно. Улыбайтесь себе и говорите добрые слова. Сначала , возможно, это будет сложно сделать, поэтому заранее придумайте для себя добрые слова и комплименты и говорите через силу. Дальше будет проще. Говорите сами себе, что любите себя, смотря в свои глаза в зеркало.
Можно поменять парадигму в голове с должна на хочу. Увидеть возможности, а не обязанности. Все проблемы в нашей голове. Вот в голове. в мыслях и меняйтесь, сначала через силу.
Вы почему-то так решили, но можете и решить по-другому. Надо только поменять вектор. Почему Вы думаете, что окружающие не уважают Вас? Сами себе скажите обратное. И если кто-то просит Вас о чем-то, то можно решить, что Вас не принуждают, что вместо "Вы должны", Вы сами хотите это сделать. Представьте себе, что никто Вас не заставляет, никто не уговаривает, что Вы сами хотите, что это Вы приняли такое решение. По сути Вы ни кому ничего не должны, точно так-же как и Вам.
-) Возможно ВСЕ!!! Все преграды, ограничения у нас в голове. Есть много техник из Симорона. Жизнь – игра! Придумайте Волшебный ритуал по избавлению от чего-то плохого, того, что Вам не нравится, мешает или по приобретению то, чего хотелось бы…найдите, почитайте про симорон. научитесь весело смотреть на мир и на себя.
-) «Я молодец!» Напишите на листе бумаги - я молодец потому что: … Можно сохранить это написанное и повесить на видное место.
-) Принцип «маленькая радость» - запланировать и доставить самой себе радость. Даже если это будет всего 5 минут. Это хорошая поддержка на эмоциональном уровне.
Помните, что жизнь сама по себе не является проблемой, хотя она, и непростая штука. Она может подкидывать нам неприятные сюрпризы, но проблема - это то, что создано нами, нашим восприятием, а значит мы может это изменить :).
-) научитесь ставить себя на ровне с другими людьми. Помните о своих потребностях. Начните сами, в первую очередь, уважать себя, свои интересы, свои ценности, свои потребности. ПРАКТИКУЙТЕ это. Прекратите обделять себя в угоду другим. Вы имеете права на счастье.
-) Если есть кто-то кому Вы доверяете, то договоритесь с ними, чтобы они почаще говорили Вам комплименты.
-) Пропишите черты характера, которые Вам нравятся в Вас. увеличивайте этот список. Перечитывайте этот список, когда будет грустно.
Проделайте упражнение:
На листе бумаге напишите:
1. «я должна (ен)» … и продолжите несколько фраз
2. замените начало каждой фразы с «я должна (ен)» на «я предпочитаю» и напишите те же фразы
Почувствуйте разницу
Теперь тоже самое сделайте с
3. «я не могу» … несколько фраз
4. замените начало фраз на «я не хочу» …
Почувствуйте разницу
5. «мне надо» …
6. замените на «я хочу» …
Почувствуйте разницу
7. «я боюсь, что» …
8. замените на «я хотела(л) бы» …
Почувствуйте разницу
Что Вы выбираете: вынужденную ответственность или выбранную Вами добровольную. Отслеживайте в себе это.
Желаю Вам счастья!