Не знаю, как жить.

Вопрос психологу:
Добрый день. Мне 24, живу отдельно от родителей, снимаю комнату. Моя проблема вот в чем. Я очень боюсь людей, вижу в них потенциальную угрозу для моей жизни, злюсь на них постоянно. Боюсь брать ответственность на себя, боюсь браться за новое ( при этом у меня 3 рабочие специальности и даже незаконченное высшее, но сам не понимаю, зачем мне это все и для чего). Не могу определить, где мои ценности, где не мои. Какие цели ставить нужно, а какие нет. У всех везде спрашиваю, как нужно правильно жить, чего добиваться и к чему стремиться. Начинаю опять злиться и не принимать их советы. Ищу советы, читаю, и не принимаю их. Мои родители всегда говорили три фразы: ты не сможешь, ты не хочешь, тебе это не надо. Но при этом требовали от меня колоссальных усилий: стань миллиардером, помоги расплатиться за кредит, быстрее повышай разряд, чтобы зарплата была выше. Они могли за минуту разозлиться, а через минуту опять быть добрыми. Постоянно нервничаю. Хочется спрятаться и чтобы никто не трогал и никто ни о чем не просил. Могу также кидаться из крайности в крайность, ожидания мои никогда не соответствуют действительности. Если иду на работу официантом, ожидания не оправдываются, хотя обычная работа и я там чего-то не получаю, хотя сам не знаю что должен получить. Если иду на завод, то те же ожидания: все будет хорошо , весело, будет нравиться. Но в итоге ни эта работа, ни другая не приносит радости. Постоянно только чувства беспомощности, угнетения, злобы, страха, отчаяния и самое главное - непонимание.
Автор вопроса: Андрей Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Андрей!
Поиск себя и своего места в жизни всегда не простая задача для человека. И осложняться она может не только трудностями, с которыми приходится сталкиваться на этом пути, но и внутренними установками, которые иногда не осознаются самим человеком, а иногда он просто не может с ними справиться.
Удивительно, что Вы озвучили три ОСНОВНЫЕ из них, которые значительно могут повлиять на всю дальнейшую жизнь! И то, что они звучали от самых близких Вам людей способствовало тому, что и ответственность, и желания и цели, и способы их достижения теперь сами по себе стали проблемой, преодолеть которую «с наскока» может быть достаточно сложно.
Жизнь человека во многом зависит от баланса «Хочу-могу» в его жизни, где «Хочу» это как раз цели и желания, а могу инструменты и способы их достижения. И очень важно, когда они являются собственностью самого человека, а не привнесены в его жизнь или даже навязаны со стороны.
Конечно, большинство родителей желают своим чадам только добра в жизни (в идеале). Но очень часто представление о том, как это «добро», а точнее его понимание, донести своим детям. Вот и пичкают своих детей собственными представлениями о том, что для его жизни важно и полезно, иногда совершенно забывая, что у ребенка могут быть свои интересы, идущие в разрез с желаниями родителей. Именно с желаниями, потому что навязанные представления, в большинстве своем, если они не учитывают интересы и способности самого ребенка, являются нереализованными желаниями самих родителей. Однако понимание этого доступно им не всегда, ибо в своей жизни они, похоже, сталкивались именно с таким проявлением «заботы» о себе и своем будущем.
Надо сказать, что как раньше, так и сейчас, это довольно распространенное явление. Можно было бы обвинить их в том, что сейчас у Вас в жизни такие проблемы! Но никакие обвинения других не привнесут изменения в Вашей жизни. Да и с обвинениями я бы тоже не торопилась. Во всяком случае, без более детального изучения истории развития и Вашей и, возможно, Ваших родителей.
Но факт остается фактом – сейчас Вы столкнулись остро с проблемой самоопределения и она требует поиска решения.
Вот тут, несмотря на то, что есть множество техник и методик, которые применяются в коучинге и других направлениях мотивационного раздела психологии, я бы рекомендовала для начала понять о себе то, что, похоже, Вам еще о себе не очень понятно или мало известно.
Например, такие чувства, как беспомощность, страх, непонимание происходящего могут вызывать несколько ответных реакций у человека. Одна из них – замереть и ждать внешних изменений, пассивно наблюдая за проходящей мимо жизнью и все больше разочаровываясь в себе и окружающем мире. Другая – толкает человека на поиски ответов, чтобы понять происходящее, узнать свои возможности, найти способы справиться с беспомощностью и страхом, активно осваивая новые навыки и расширяя границы своих знаний и возможностей для этого. Хорошо бы понять, что именно для Вас ближе в таких реакциях и почему.
Столкновение ожиданий с реальностью тоже бывает разным. Чем больше отрыв между ними, тем сложнее человеку переживать их несовпадение. А умение адекватно оценивать или хотя бы прогнозировать развитие событий в любом направлении своего движения в жизни можно тренировать также как и мышцы тела. Только необходимо понять как это делать и для чего. И тут мы опять сталкиваемся с собственным «Хочу», которое может быть заблокировано настолько, что совершенно не давать импульсов к развитию человека как личности.
Вернуть себе право хотеть, научиться ставить перед собой цели и уметь искать инструменты и способы их достижения – вот перспективная работа над собой и своим развитием, которую Вы можете начать в любой момент, как только захотите. Попутно она будет «разгребать» завалы собственных источников ресурсности, которые заблокированы принятыми установками, помогать переосмысливать опыт с позиции необходимости и возможности его использования для необходимых Вам новых целей и смыслов.
Короче, необходимо вернуть творчество в Вашу жизнь. А оно напрямую зависит с возможностью хотеть чего-то лично для себя. Удовлетворение своих желаний и потребностей обязательно соседствует с желанием помогать тем, кто нуждается в Вашей поддержке. Но без понимания этих самых желаний и потребностей жизнь может вызывать только раздражение и агрессию, которые будут подтачивать силу изнутри, не давать возможности строить отношения с другими, приводить к вынужденной изоляции и еще большему неудовлетворению в жизни.
Так что, Андрей, начните поиск себя с исследования своей жизни и переосмысления своего опыта и действий. Попутно Вы сможете оценить полезность тех навыков, которые уже имеете или определить круг тех, которые станут необходимы для проведения в Вашей жизни изменений, надеюсь только к лучшему.
С уважением, Елена Гладкова.