Погас интерес ко всему.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Такой вопрос: у меня с детства было ярко выражено желание быть обязательно в чем-то лучше, чем мои сверстники ( в играх, в учебе, в творчестве, во взаимоотношениях). У меня всегда была четкая схема - чего я хочу, что для этого нужно сделать и когда я это хочу. Проблема в том, что за годы чрезмерно активной деятельности ( начиная с подросткового возраста- совмещала и школу и репетиторов и творчество и даже пыталась работать, причём родители меня никогда не заставляли) я к своим юным 25 годам чувствую себя полностью выжатой. У меня работа мечты, реализованы жилой и любовный вопросы, но проблема в том, что ко всему этому я перестала чувствовать яркие эмоции, кажется, как-будто мне уже делать нечего, чувствую какую-то апатию и опустошения. Раньше у меня все сознание «горело» от предвкушения чего-то нового и неизведанного, а сейчас я ничему не удивляюсь, живу по рельсам, накатанным мной и думаю, а зачем? Зачем и ради чего я ко всему этому стремилась? Ко всему прочему, в подростковом возрасте я стала воцерковляться и изучать православие... есть мне кажется с этим даже какая-то взаимосвязь, поскольку я стала метаться между жизнью этой ( со всеми ее целями и удобствами) и миром духовным, в котором нет места всем этим целям ( по крайней мере я так поняла). Мне кажется, это раздвоение меня и привело к такому состоянию. Хотя и благодаря этому же состоянию я добилась целей, которые перед собой ставила. Не понимаю только, почему не испытываю ярких эмоций от достижения... ведь мне так этого когда-то хотелось...Не понимаю себя. Как с этим быть?
Автор вопроса: Ника Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Ника!
Когда я сталкиваюсь со словосочетанием «пропал интерес», то всегда удивляюсь, насколько точно он определяет движущую силу, которая позволяет нам развиваться, достигать новых высот, стремиться к чему-то новому, неизведанному.
Но я также понимаю, что за этим может скрываться непонимание того, откуда интерес вообще появился в жизни человека.
Как часто многим из нас приходится «интересоваться» совсем не интересными лично для нас вещами, стремиться к целям, не нами поставленным, тратить свои усилия не потому что так хотим именно мы. Да и что иногда собственное «хочу»? Было ли оно в жизни? Если было, ту куда делось? Если не было, то что вместо него?
Ответы на эти непростые вопросы иногда ищутся человеком очень долго, а ответы могут не удовлетворять и даже вызывать раздражение и агрессию. Может вдруг выясниться, что стремился в жизни не к собственному «хочу», а к когда-то не достигнутому и неудовлетворенному «хочу» одного из родителей или еще кого-нибудь значимого в жизни человека. Иногда «хочу» было растоптано могучим «должен», которое тяжелым бременем ответственности легло на плечи в силу жизненных обстоятельств или навязано авторитетными лицами и социумом.
Но время шло. А силы на все это расходовались, а в случае с «должен» еще и немаленькие! Немудрено, что в какой-то момент их просто не осталось даже на то, чтобы просто пересмотреть цели, которые когда-то увлекали за собой, манили призрачными надеждами на заветный приз или большие преференции.
Собственные «хочу» для человека нескончаемые ресурсы, которые позволяют не просто тратить силы на достижение своих целей, но еще и возобновляются от осознания собственных возможностей для их достижения.
Жизнь человека это вообще движение от одного «хочу» к другому. От более простого, к более сложному. Но только в том случае, если они свои, понятые и признанные, возможно, выстраданные и заветные, возможно, взбалмашные и сиюминутные, но свои собственные.
Не исключено, что Ваши «хочу» будут совпадать с чьими-то еще или противоречить чьим-то. В первом случае Вы можете рассчитывать на поддержку и компанию, которая скрасит этапы движения к цели. Во втором, Вам придется сражаться за свое право иметь эти цели и прилагать усилия, чтобы их достичь. И вот тут Вам очень пригодится интерес, который «хочу» будет поддерживать в Вашем стремлении к цели.
Может быть хорошо, что Вам пришлось столкнуться с вопросом интереса в своей жизни уже теперь, когда ресурсы, даже потраченные не на те цели, еще достаточно легко восстанавливаются. Всем нам иногда необходима просто остановка в пути, чтобы перевести дух, пересмотреть цели и грамотно распределить усилия. Вот и Вам я рекомендую не шарахаться из стороны в сторону в поисках пропавшего интереса, а остановиться, оглядеться, проанализировать и переосмыслить все, что происходило с Вами до этого периода. Так будет возможность понять истинность или ложность стремлений, которые раньше казались важными и необходимыми, понять и осмыслить накопленный опыт и навыки, приобретенные на пути собственного развития, возможно, переоценить их полезность и необходимость в новых условиях, а заодно и определить новые интересы если не на всю жизнь, то хотя бы на ближайшую перспективу.
Ну, а поскольку движение к главной цели обычно связано с продвижением к небольшим промежуточным, то это поможет Вам определиться с этой самой основной целью при необходимости.
Я лично, люблю ассоциации, когда начальный образ, слово, действие запускает процесс «нанизывания» родственных или не очень, на первый взгляд, событий, слов и действий, в результате которого, на выходе может всплыть что-то непредсказуемое и неожиданное в начале. Поэтому промежуточные цели и интересы на небольшой промежуток времени могут, как ассоциации, увести Вас к целям, которые пока просто не видны и, возможно, не ожидаемы Вами сейчас в том месте и времени, где Вы находитесь.
Главное, запустить сам процесс! Но дорога без цели это не всегда прогулка, приносящая удовольствие. Поэтому даже для начала движения лучше вооружиться пусть небольшой, но все-таки интересной Вам целью.
С уважением, Елена Гладкова