Не могу понять, что мне дальше делать после смерти мужа.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, полгода назад у меня умер муж, не могу смириться с этим. У меня есть ребенок, сейчас держусь только ради сына. Полнейшая депрессия, потеряла интерес к жизни, не могу взять себя в руки. Самое интересное, что никто не понимает насколько мне тяжело, со многими перестала общаться - ввиду их не понимания и безразличия, один из знакомых мне сказал :"Прекрати, он сделал свой выбор, ему там лучше. Живое - живым, мертвое - мертвым". И так думает практически каждый из знакомых. Поражаюсь их бесчувствием, равнодушием (многие были его друзьями, некоторые даже лучшими друзьями). Сын мое спасение. Отвезла ребенка к бабушке в другой город - просто хотя бы не мучить его своим постоянным видом в слезах. Теперь не знаю чего хочу сама, вроде и уехать к родителям хочется и попытаться жить дальше, то ли остаться в Москве и попытаться войти в русло и зарабатывать, т.к. теперь одна и помощь ниоткуда сама не придет. С одной стороны, не могу оставаться в доме, где мы с ним жили, в городе, где все напоминает о нем, и самое страшное о том месте, где его убили. запуталась и не могу понять, что же всё-таки мне надо: душевный покой или всё таки переломить себя и попытаться создать достойное будущее себе и ребенку... А с другой стороны, если я останусь тут и в том же состоянии - я не знаю куда меня это приведет, психушка только. В голове путаница и неразбериха. Я хочу все забыть как страшный сон, как будто этого ничего и не было и вернуться к нормальной жизни. Но не могу, воспоминания, воспоминания, воспоминания. Из-за этого ничего не получается. Как быть? Что делать?
Автор вопроса: Марина Возраст: 25

На вопрос отвечает психолог Нестерчук Наталья Валерьевна.
Здравствуйте, Марина!
Жизнь Вам дала тяжёлое испытание, с которым действительно нелегко справиться. Утрата любимого человека – это всегда горько и больно. «Полнейшая депрессия» и «потеря интереса к жизни» – это нормальная человеческая реакция. Иногда на то, чтобы пережить горе, привыкнуть к тому факту, что рядом больше нет близкого человека, средне статистически уходит как раз полгода. Но у каждого – это свой индивидуальный период. У кого-то может пройти и год, и три года, а у кого-то – целая жизнь. И каждый раз, вспоминая о близком, человек, даже спустя 20 лет после его гибели, может переживать эту ситуацию снова и снова, как будто это было вчера. Постоянные, навязчивые воспоминания травмирующей ситуации в психологии называются «флэшбэками». От них не так-то просто избавиться самостоятельно. И часто они приводят к тревожно-депрессивным расстройствам, нарушениям сна и нарушениям социальной адаптации.
Вы сейчас оказались в «изоляции», возможно, чувствуете себя одиноко из-за отсутствия отклика своих чувств в значимых других. То, что Вам говорят про «он сделал свой выбор, ему там лучше. Живое - живым, мертвое – мертвым», - я думаю, это звучит как-то жестоко по отношению как к Вам, так и к Вашему супругу. Не известно, на самом деле, как ему «там». Но, возможно, эти люди просто пытаются Вас подбодрить, поддержать, убрать чувство вины, что «не уберегли» и т.п.… Пусть и «неграмотно», но по-своему, как умеют… Ваш муж значит для Вас очень много. И, я думаю также, он немало значил и для своих родных и друзей. Просто каждый переживает утрату по-своему. У каждого своё горе, своя боль. И ни в одном учебном заведении не учат, как правильно выражать свои эмоции, как правильно оказывать поддержку, как правильно переживать уход из этой жизни близкого человека. Разве что только в психологических вузах. Не воспринимайте реакцию других на эту ситуацию как «бесчувственность» или «безразличие». На самом деле, если человек кажется таковым, то в реальности у него просто водопад эмоций, который он не может выразить во вне. Поэтому и притупляет, сдерживает, скрывает под маской: «Всё будет хорошо»…
Конечно, трудно жить в том месте, где каждая деталь напоминает о любимом человеке. Даже его вещи, одежда, музыка, которую Вы слушали вместе… Это всё очень больно…
Марина, ПОЗВОЛЬТЕ СЕБЕ ПОГОРЕВАТЬ… Дайте себе время, чтобы всё это принять, столько, сколько нужно… Не торопите себя… Не подгоняйте себя, чтобы уложиться в рамки средней нормы. Может, стоит это сделать вместе с психологом. Так как родным и друзьям всего не расскажешь, и Вас с ними связывают другие по характеру отношения.
Не могу знать, какое Вы примете решение насчёт места жительства. Уехать или остаться – решать только Вам. Иногда так хочется «сбежать» из места или ситуации, где Вам невыносимо. Но куда бы Вы ни отправились – ВЫ ВСЕГДА БЕРЁТЕ СЕБЯ С СОБОЙ! Помните это… Другая обстановка и другой город может отвлечь Вас, позволить привести мысли в порядок. Но не сможет вернуть к жизни Вашего любимого. Тем более, если у Вас общий ребёнок, то он всегда будет напоминать Вам о НЁМ. Этот город, в котором Вы сейчас живёте – не только место, где пришлось пережить эту трагедию, но и место, где Вы были счастливы вместе. (Не буду перечислять все детали, Вы знаете о них больше…)
Вы хотите «забыть всё как страшный сон, как будто этого ничего и не было и вернуться к нормальной жизни». Это хорошо. И вместе с тем, не могу быть уверена, что у Вас это получится, тем более в одиночку. Принять ситуацию – не значит вычеркнуть её из своей памяти. Потеря супруга – это значимая часть Вашего жизненного опыта. Вы всегда будете о нём помнить. Ведь он же был в Вашей жизни. Это не иллюзия! Принять ситуацию – значит признаться себе в том, что это действительно произошло. И как бы ни было больно об этом говорить, это случилось с Вами. Вы были не готовы к этому. К этому никто не бывает никогда готов. Вы не могли предугадать это событие, а значит, Вы не виноваты в произошедшем. У Вас, Марина, ещё осталось много невысказанных слов, недоделанных совместных дел с мужем... Вы не успели попрощаться с ним. Всё резко прервалось, обрезалось… И именно это вызывает у Вас уже полгода целое «ЦУНАМИ» эмоций и чувств. Не вините себя в этом. Это НОРМАЛЬНО!
Конечно, лучше проживать эту ситуацию вместе со специалистом, под его профессиональным наблюдением. Но мне ведь не проследить за Вами. Редко, кто пишет обратную связь при консультации в письме. Если всё же не возникнет желания обратиться к психологу или психотерапевту, то мне хотелось бы предложить Вам два способа для того, чтобы Вы могли самостоятельно с этим справиться. Они не единственные, их очень много. Но в одном письме всего не расскажешь.
ПЕРВЫЙ СПОСОБ.
Выберите подходящий день или время наедине с собой. Присядьте в удобное положение на диван или кровать. Поставьте недалеко от себя стул. Рядом или позади себя. Как Вам будет эмоционально удобнее. Стул будет символизировать Вашего супруга. Можно на стул поставить его фотографию. Представьте, что Вы не одна дома. Что к Вам временно отпустили супруга, дали возможность попрощаться. И вот, он рядом, сидит на этом стуле, смотрит на Вас, слушает Вас. Что бы Вы хотели сказать ему? Расcкажите ему обо всём, о чём ещё не успели рассказать. О событиях в жизни, о ребёнке. О том, что Вы чувствуете, о том, что Вы скучаете по нему, о том, что с Вами происходит… О чём угодно, что будет приходить к Вам в голову… Воспоминания о совместном времяпровождении и т.д. Расскажите ему всё вслух. Можно плакать, кричать! Пусть то, что Вы чувствуете сейчас, оформится в звук, слова, действия. Выразите это как получится. Здесь нет понятия правильно или неправильно. Важно выразить. Выпустить изнутри во вне, освободить.
Когда почувствуете, что уже достаточно на сегодня сказали, то после этого представьте, что Ваш муж всё это услышал, увидел… Что бы он ответил Вам в ответ?? Подумайте. Вы знаете своего мужа лучше, чем другие. Знаете, какими бы он словами Вам ответил, что бы сделал. Чего бы он хотел сейчас больше всего? Произнесите вслух его ответ Вам своими словами, первое, что придёт в голову. Что Вы почувствуете при этом? Побудьте в этом состоянии. Затем поблагодарите его за то, что он пришёл.
На какое-то время переключитесь на другую деятельность. Что угодно: чай, фрукты, фильм, прогулка, какое-то рукоделие… не важно. Просто переключение внимания на что-то ещё. Сначала это будет трудно. На следующий день можно повторить эту процедуру. И снова переключение… Можно повторять это столько, сколько нужно именно Вам. Может пройти месяц, может и больше… Дайте себе время.
Постепенно эта ситуация будет из цветной превращаться в более блеклую, чёрно-белую киноленту. Вы не забудете своего мужа совсем, но оставите в памяти только светлые моменты Вашей совместной жизни, которые приносили Вам радость.
ВТОРОЙ СПОСОБ.
Тот же самый принцип, но только с небольшим различием. Вы не разговариваете с супругом, сидящим на стуле около Вас, а пишете ему письма. Пишете всё, о чем не успели сказать… Всё то же, что и в первом способе. Пишете день, неделю, месяц… сколько потребуется… До тех пор, пока не почувствуете, что вроде пока всё. Затем… пишете его ответ Вам в письме. От его имени. Как он Вас называл, так к себе и обращайтесь. Что он Вам бы ответил? Чем бы хотел поделиться? Что он чувствует, когда видит, как Вам больно, как Вы переживаете? Что бы сделал, чтобы Вам было немного легче с этим справиться.
Затем не забудьте отследить, что Вы будете чувствовать после его ответа. Какие мысли будут в голове. И снова переключайтесь на другую деятельность. Письма как его, так и свои не нужно никому показывать. Спустя какое-то время их можно порвать или сжечь. Но только тогда, когда Вы сами этого захотите.
Духовные люди говорят, что душа умершего человека не может уйти туда, где должна быть после смерти, если её долго не отпускают, оплакивают близкие и родные. Она задерживается между мирами и тоже страдает от этого. Мне этого не проверить, не подтвердить. Но я не могу отрицать то, что не доказано.
Также, думаю, будет не лишним, если Вы сходите к психотерапевту с целью назначения каких-либо успокаивающих фармакопрепаратов. Как психолог, по закону, я не имею права Вам их рекомендовать. Так как это врачебное поле деятельности. Если не захотите идти – то пробуйте какие-то дополнительные успокаивающие фиточаи, травяные сборы, на которые у Вас нет аллергии. Это необходимо, чтобы в комплексе поддержать Ваше здоровье. Да, приём препаратов не исцелит душевную боль, но сможет поддержать Вашу нервную систему и стабилизировать психоэмоциональное состояние. Так как «на эмоциях» человек способен действовать ошибочно, принимать неправильные решения, и без разбора совершать безумные поступки, которые не всегда удаётся потом исправить.
Если Вы готовы жить дальше, то, я думаю, Ваш сын скажет Вам потом: «Спасибо тебе, мама, что ты обо мне не забыла!». Ведь он по-своему всё переживает и не готов сейчас потерять ещё и мать.
Надеюсь, мой ответ будет вам полезен. Берегите себя!
С уважением, психолог Наталья.