Как мне подавить неуверенность в себе и стать наконец-то полноценным человеком?

Вопрос психологу:
Добрый день! Мне 22 года, я студент 4-го курса МГУ. Я замкнутый человек, у меня нет хороших друзей, девушки и далее по списку, думаю, что в этом виноват только я, поэтому особо не жалуюсь. Я проучился около 4 лет на специальности, которую выбрал по принципу:"у меня это сносно получалось в школе", сейчас понял, что не могу и не хочу этим дальше заниматься, но если брошу сейчас, то мне будет некуда идти, так как я ничего путного не умею и понятия не имею, как люди устраиваются на работу. Очень боюсь расстроить родителей, хотя из-за этого расстраиваю их еще больше, потому что не могу с ними нормально поговорить и сказать, что я не тот, кем они меня видят. И так со всеми, обычно у всех при первом знакомстве со мной складывается хорошее впечатление за которым ничего нет и потом, когда я совершаю ошибку, все смотрят на это как на провал тысячелетия, хотя я никогда не был идеальным. При этом я сам очень боюсь провалов, тяжело их переживаю, наверное из-за того, что пытаюсь подтвердить свой образ, хотя и не понимаю зачем. Часто думаю о проблемах окружающих, потому что отец приучил меня думать сразу за всех людей, что я вижу, но из-за этого только стал больше закрываться, потому что думал, что всем мешаю и все еще так думаю. Считаю себя тем, кто не заслуживает любви, но все равно не могу смириться с этой мыслью из-за чего часто нахожусь в подавленном состоянии.
Мне нужна рекомендация о том, как мне подавить неуверенность в себе и стать наконец-то полноценным человеком, который может помочь своей семье и окружающим, а не только приносить им проблемы.
Автор вопроса: Борис Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Нестерчук Наталья Валерьевна.
Здравствуйте, Борис!
Я считаю, что подавлять что-либо в себе – это неблагодарное занятие, которое не принесёт Вам полезного результата. Зачем создавать внутри себя прессовочную машину для «ненужных», негативных эмоций? Чем больше Вы подавляете что-то в себе, тем больше это копится, утрамбовывается, а когда уже некуда «утрамбовывать», - начинаются психосоматические заболевания и психические расстройства.
Что такое «неуверенность в себе»? Это состояние говорит само за себя: нет веры в себя любимого, в свои силы, возможности, это своеобразная недооценка себя как личности, непринятие своих особенностей и игнорирование внутренних ресурсов. Откуда это берётся? У каждого свои причины. Всегда ли так было у Вас? Или эта неуверенность возникла в результате какого-то негативного опыта в прошлом. Что спровоцировало такое состояние?
Вы пишете, что «боитесь расстроить родителей» тем, что Вы «не тот, кем они Вас видят». Да, руководствуясь благими намерениями, желая нам «счастья и успешной жизни в будущем», «чтобы у нас всё было» и «мы себе ни в чём не отказывали», часто родители учат быть послушными, аккуратными, «полезными» общественной системе и т.п. Таким образом, прививая нам конформное поведение. Так называемое «желательное» поведение в обществе. Постепенно это ввергает нас в зависимость от похвалы, признания окружающих, их одобрения (положительной оценки) и так далее. И такой, всегда приспосабливающийся к мнению других, человек со временем снимает с себя ответственность за создание своей успешной и счастливой жизни, теряет свою самодостаточность, самоуважение, самоценность и независимость. Постоянное сравнение себя с другими – снижает самооценку и порождает соперничество и конкурентность, вместо того, чтобы сотрудничать и взаимодействовать, творить что-то своё, индивидуальное, уникальное.
Вам приходится «производить на кого-то «хорошее впечатление»», тем самым скрывая себя самого реального, опасаясь, что Вас не примут другие таким, какой Вы есть. Однако эта маска также не приносит Вам удовлетворения и радости в душе. Наоборот, вызывает внутреннее напряжение и разочарование в себе самом. Все мы стремимся к идеалу. Однако что значит для Вас быть идеальным? Никогда не ошибаться, всегда быть успешным, положительным, безупречным? Как много требований у Вас к себе…
Провалы… Любая ошибка и провал – это пусть и негативный, но всё же жизненный опыт.
Может, Вы когда-нибудь слышали о Томасе Эдисоне – это американский изобретатель и предприниматель, который сделал 10 000 попыток для усовершенствования электрической лампочки накаливания. Представьте себе – ошибиться 10 000 раз, чтобы добиться нужного результата. Его терпение просто восхищает! А когда его спросили, как Вы добились этого? – Он ответил: «Я не терпел поражений. Я нашёл 10 000 способов, которые НЕ РАБОТАЮТ». Поэтому, Борис, воспринимайте свои провалы – как неэффективные способы, а не как катастрофу тысячелетия. Ошибаться – это НОРМАЛЬНО.
Не нужно «подтверждать свой образ достойного человека». Достаточно быть собой. У вас должен быть такой девиз: «Ну вот я такой, какой есть! Я люблю, принимаю и уважаю себя в разуме, душе и теле»! Вы можете подумать, что это эгоистично. Что нужно жить ради других, быть им полезным. Однако жить для других – это значит жить НЕ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ. Любовь и польза другим начинается с любви к себе. Если Вы себя не любите, то Вы не умеете любить и других, и они, в свою очередь, по закону Подобия, тоже не могут любить Вас. Даже в Библии об этом написано: «возлюби ближнего своего, как САМОГО СЕБЯ». Любовь к другим начинается с любви к себе…
Я не совсем поняла то, что Ваш «отец приучил Вас думать сразу за всех людей». Что это? Как это? А другим это действительно нужно, чтобы за них думали? Вы, в первую очередь, думаете за себя. Вы живёте для себя. Что бы Вы ни делали – Вы делаете это для себя. Даже если Вы делаете что-то полезное для других – Вы делаете это опять же для себя, для саморазвития, для самоуважения, для самодостаточности. Думать за других – это бесполезное занятие. Да и зачем это Вам?
Считаете, что не заслуживаете любви, считаете себя лишним в этом мире, всем мешающим? За что Вы себя так наказываете? Каждый человек, и любое существо (будь то животное и растение) в этом мире рождён для того, чтобы быть счастливым, любимым, чтобы развиваться и совершенствоваться. Да, через неудачи, через промахи, иногда через серьёзные потрясения, травмы и страдания. Представьте, Борис, сколько событий должно было произойти до Вашего появления на Свет, сколько судеб людей должно было переплестись, чтобы Ваши родители встретились и наконец-то появились Вы – уникальная личность, со своим внутренним потенциалом! И Вы Здесь НЕ СЛУЧАЙНО!
Вы можете спросить: «А как тогда научиться любить себя?» - Всё просто: «Позволить себе БЫТЬ»! Принять себя таким, какой Вы есть сейчас. А если что-то не устраивает в себе – развивать и совершенствовать то, что хотелось бы иметь. Для обретения каких-либо навыков или изменения качеств личности есть специальные программы, тренинги. И на работу с собой порой уходит от нескольких дней, до нескольких месяцев и лет. Главное, делать это регулярно, систематически. Менять себя в угоду другим, лишь бы понравиться, «заслужить» чью-то любовь и внимание – это всё утопия. Вам нужно нравиться сначала себе. Когда Вы нравитесь себе – Вы становитесь привлекательным и для других. Люди чувствуют перемены в Вас и сами тянутся к Вам как магнит.
Это и есть полноценная личность: когда у Вас нет потребности в соревновании с другими, а есть собственное мнение, свобода его выражения, без страха осуждения и критики, стремление к совершенству собственной жизни. Не нужно никому ничего доказывать. Вы никому ничего не должны. Вы сами выбираете для себя, что Вам нужно и что для Вас ценно. И для этого вовсе не обязательно быть общительным со всеми. Вы сами выбираете те контакты, которые вызывают у Вас интерес. Кому это не нужно – пусть идут своей дорогой. Это их выбор, и мы с Вами не в праве их за это осуждать.
Насчёт образования. Хорошо, что Вы сейчас стали задумываться о будущем, о работе после института. Бывает такое, что, заканчивая институт в 22-23 года, многие не работают по своей специальности, даже если закончили с красными дипломами. А если работают, то в начале пути может не хватать практических навыков. Поэтому на рабочем месте Вас просто «переучивают» согласно необходимости. «В каждой избушке свои погремушки».
А есть люди, которые после окончания института работают на нелюбимой работе, ходят туда с утра до вечера, создают ВБД (Вид Бурной Деятельности), и живут от аванса до зарплаты. Всякое бывает…
Однако, я думаю, бросать учёбу на финишной черте – это несколько рискованно. Вы можете потом жалеть об этом, испытывать чувство вины и досады, особенно, когда Ваши однокурсники её закончат и получат корочки. Закончите этот институт для себя. Представьте, что это просто одна бытовая задача, которую нужно решить. Как пример по математике в школе. Это будет одно из ваших достижений! Тем более, что уже пройден нелёгкий путь длинной в почти 4 года. Вы можете и не работать потом по данной специальности. Вас никто не заставляет. Однако окончание института может быть фундаментом, стартовой площадкой для какого-то нового дела. Иногда приходится делать в жизни то, что нам не нравится. Но делая это, мы начинаем медленно двигаться к тому, что нам действительно нужно, чем бы мы действительно хотели заниматься в жизни.
Вы говорите, что «ничего путного не умеете». Не думаю, что это так глобально. Наверняка есть то, что умеете делать, просто не позволяете из-за страха, что другие Вас не поймут. Сейчас важно для себя понять и определиться, что Вам нравится делать, что вызывает у Вас интерес, даже если значимые другие это не поощряют. Сейчас просто обилие информации по тому или иному вопросу. И можно научиться чему угодно. Важно выбрать чему именно?
Наверняка в Вашем городе есть такие психологические центры, которые занимаются профориентацией. С помощью специальных тестов можно выбрать сферу деятельности, в которой Вы захотите работать. Это может быть работа с людьми, или животными, или машинами, механизмами, техникой, чем-то ещё. Не могу знать Ваших предпочтений. Эти тесты Вам выдадут целый список специальностей, из которых Вы выберете что-то одно, что Вам по душе. Можете также пока «примерить в воображении» каждую из профессий, которая вам покажется симпатичной. Проживите её пока мысленно, представьте себя в той или иной роли. Как вы будете себя «там» чувствовать эмоционально? Если боитесь, что не справитесь с чем-то, и не будете предпринимать что-то, чтобы это получилось, то и результата не увидите. Регулярная тренировка – развивает навык, который потом становится автоматическим. Так Вы начинаете чего-то достигать. Не забывайте себя хвалить за каждое достижение! Это Важно! Так как стимулирует к свершению чего-то ещё. Чем больше будет в Вашей копилке достижений, пусть маленьких сначала, незначительных, тем больше их будет накапливаться. Это и приведёт Вас к уверенности и ощущению собственной «безопасности» в жизни.
Когда-то в соцсети Вkонтакте я увидела такой пост: «Требуются обыкновенные люди для необыкновенных дел. Бог.» Интересное высказывание, правда?! Всё ещё впереди. Это только начало.
PS: В своё время мне также помогла книга Роберта Энтони «Главные секреты абсолютной уверенности в себе» 2007 года выпуска. Надеюсь, она ещё продаётся, либо есть в интернете. Если найдёте, буду рада. Там много практических рекомендаций для повышения уверенности в себе.
Желаю Вам успехов! Берегите себя!
С Уважением, психолог Наталья.