Не получается побороть страхи. Как перестать принимать все близко к сердцу?

Вопрос психологу:
Добрый день! Меня беспокоит моё состояние.
Я склонна к депрессии, меня часто не радует происходящее. Склонна к апатии, неконтролируемой агрессии. Мне кажется, что окружающие смеются надо мной, из-за этого появляются комплексы неполноценности, я считаю себя глупой, страшной и тд.
Меня тревожит, что я ничего не достигла к своему возрасту. Постоянно сравниваю себя с другими. Появилась бессонница, беспокоило температура в течении двух месяцев. После посещения врача сказали, что это нервное, прописали фенибут, сначала он помогал, но теперь все вернулось на круги своя.
Вместе с этим появилось полное равнодушие к окружающему. Не радует абсолютно ничего. Раздражают люди, хочется свести контакты к минимуму. Раздражают даже от простейших вопросов в мою сторону. Часто начинается беспричинная истерика, плачу, и не могу сказать, почему.
Я очень сильно переживаю по любому поводу - начиная от того, что обо мне думают люди, заканчивая тем, что принимаю близко к сердцу любые трудности. Меня вгоняет в депрессию, если у меня что-то не получается, что-то сделала не так, мне начинает казаться, что я ужасна, боюсь, что меня будут ругать, издеваться. Я понимаю, что многие неурядицы ничтожны, что все, что происходит, это житейские мелочи, что у всех бывают ошибки, но я не могу перестать переживать, иногда даже плакать, если у меня что-то не получается. Я хочу найти способ, как перестать принимать все близко к сердцу, и понять, откуда у меня такое отношение к этому. Я бы хотела, чтобы мне помогли бороться с этим.
Автор вопроса: Александра Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Нестерчук Наталья Валерьевна.
Здравствуйте, Александра!
Ваше состояние, которое Вы так подробно описываете, связано с заниженной самооценкой, другими словами, недооценкой себя, своих качеств личности, своей индивидуальности, особенностей, возможностей, умственных способностей, а также с предъявлением к себе завышенных требований (возможно, высоким уровнем притязаний). Хотелось бы узнать, всегда ли так было? Как давно это с Вами происходит? В какой период жизни началось это? Мог ли кто-то оказать такое сильное влияние на Вас в прошлом? Недооценить Вас, как-то оскорбить в присутствии других людей?
Зачастую, человек не рождается с этим состоянием. Оценка себя складывается ещё в детстве из оценок родителей или тех взрослых, кто принимает участие в нашем воспитании, воспитателей, учителей, друзей (одноклассников, однокурсников), других людей, которых мы встречаем затем в жизни, в том числе и коллег по работе. И порой, обронённое небрежное слово (брошенное как бы невзначай, от обиды, сгоряча или от собственной неполноценности: ведь один унижает другого лишь для того, чтобы самому возвыситься, приподняться в своей самооценке за счёт опущения другого), касающееся нашей внешности или умственных навыков, с возрастом становится «ярлыком», который прилепляется к нашей личности, как родинка на теле. И чем больше Вы пытаетесь доказать другим, что Вы другая, не такая, как в «чём Вас осуждают и обвиняют», тем больше растёт внутреннее напряжение, и в Вашем организме сначала возникают функциональные расстройства, которые со временем (если психологическая проблема не решается) являются благодатной почвой для развития психосоматических заболеваний. Отсюда и нарушение сна, повышение температуры тела (как способ выражения сдерживаемого внутреннего гнева), расстройства других систем органов.
Не стоит бороться с собой. Так как борьба – это всегда сражение = насилие, приводящее к чувству боли. Это утомительное занятие, неэффективный способ. Вы же не враг себе, чтобы сражаться с самой собой. Вас итак постоянно атакуют люди, обстоятельства, ситуации.
Зачем Вам сейчас в 26 лет необходимо одобрение и положительные оценки других? Разве для Вас совсем не важно Ваше собственное мнение о себе? Быть может, в Вашем окружении есть люди (пусть их и немного), которые любят Вас искренне такой, какая Вы есть.
Бывает так, что нам хочется нравиться всем окружающим. Однако, наверняка, в Вашем окружении есть люди, которые Вам не нравятся, которые раздражают Вас. Это Ваше полное право. Вы и не обязаны их любить, восхищаться ими, уделять им внимание. И у этих людей, в свою очередь, есть такие люди в жизни, которые им нравятся и которые не нравятся. И в число тех, кто не нравится, можете попасть и Вы. Это их право. Так бывает.
Зачем жертвовать собственным «Я есть» в угоду ожиданиям других, «выслуживать» чьё-то одобрение или любовь? (Как говорится: «служить бы рад, прислуживаться тошно».) Всегда найдётся кто-то, кто будет чем-то или кем-то недоволен, даже если миллион других людей будет этим восхищаться. Мы все разные. У каждого свои предпочтения.
Если у Вас что-то не получается – это не означает, что никогда не получится. Просто Вы ещё не все способы попробовали. Не всегда с первого раза всё должно быть идеально. Это всё перфекционизм.
Александра, начните с принятия ответственности за то, что Вы есть! Вы неслучайно появились на этот свет! Именно такая, какая есть. Другой такой нет во всей Вселенной. Многие пытаются менять свою внешность с помощью пластических операций, изнуряющих диет, непосильных физических тренировок, чрезмерного макияжа, одевания себя в модные /брендовые/ одежды и обувь, надеясь на то, что это принесёт им радость, счастье и признание, и любовь окружающих. Однако, со временем, понимают, что теряют своё лицо, проживают не свою жизнь, пытаясь всем угодить и быть «полезными» в обществе. Даже мысли и желания какие-то уже не свои, а чужие, навязанные кем-то… Как следствие – душевная пустота и разочарование.
Позвольте себе быть собой. Вы имеете полное право иногда быть радостной и смешной, иногда грустной или злой. Это нормальные человеческие эмоции. Если всё время всем улыбаться – это вызывает подозрение на неискренность или проблемы с психическим здоровьем. Позвольте себе быть разной! В зависимости от ситуации. У каждого своя реакция на то или иное событие. Если нет возможности выразить протест на какое-то несправедливое отношение к Вам в виде резкой эмоциональной реакции, либо Вам не позволяет воспитание, собственные внутренние рамки, то выразите эту эмоцию в безлюдном месте, или дома, наедине с самой собой. Можно кричать, плакать, петь песни, разговаривать с самой собой, не сообщая об этом другим. Так Вы не будете запирать в себе гнев или печаль. Освободите себя от негативной эмоции, оставите её в прошлом. И переключитесь на что-то другое, более позитивное. Не носите с собой обиды. «Выбрасывайте» их по дороге домой, во все мусорки, которые видите на пути.
Можете попробовать такое упражнение:
- Возьмите лист бумаги, разделите его на два столбика. В первом напишите всё, что Вам не нравится в себе: внешность, здоровье, черты характера, эмоциональные реакции, навыки, умения, что-то ещё, прям по пунктам. Не важно сколько получится. Даже если уйдёт 2 листа бумаги. Затем посмотрите на этот список. Внимательно! Посчитайте сколько пунктов у Вас получилось. А теперь… Скажу Вам следующее: все недостатки, которые Вы выпишите на бумагу – это одна сторона медали. Что я имею в виду? А то, что сколько в человеке недостатков – ровно столько же и достоинств! Ну или почти… с разницей в 1%: 49 на 51.
- Теперь, зная эту информацию, во втором столбике, напротив каждого утверждения (можно не по порядку, а по актуальности на данный момент времени), перефразируйте Ваш «недостаток» в достоинство. Например, фразу «я глупая» переверните на «я умна не по годам!», «я страшная» - на «моё тело прекрасно и уникально устроено», «у меня ничего не получается» - на «я буду делать до тех пор, пока не получится», «я не сдержанна, агрессивна» - на «я позволяю себе злиться, так как меня обидели, задели» или «сейчас я имею право на злость и гнев как все обычные люди, но это только сейчас, как реакция на ситуацию, а так я очень добрый, светлый человек». И так далее… Высказывания могут быть разные, даже в юмористичной форме, либо в такой, какой Вы сами захотите себя видеть.
Пока Вы сосредотачиваетесь только на одной из сторон Вашего психоэмоционального состояния, Вы не позволяете/запрещаете себе увидеть и свою вторую, скрытую сторону.
Мы все живём в двоичном мире. Вы это знаете. Где есть солнце, там есть и луна, мужчина и женщина, плохое и хорошее. И ничего из этого в отдельности не может существовать. Такова наша человеческая природа.
Принимать близко к сердцу можно всё, что угодно! Важно НЕ ЗАПИРАТЬ это! А пропускать через себя и выпускать на волю. Как вдох и выдох. Тогда и бороться с запертыми внутри эмоциями не придётся. И у Вас появится много свободного времени для себя любимой.
PS: Работа со страхами наиболее эффективна под профессиональным наблюдением специалиста (психолога, психотерапевта), поскольку необходима более точная, подробная информация о природе (происхождении) страха, его глубине, интенсивности и т.п. характеристиках. В одиночку можно загнать себя в дебри и «нечаянно» навредить себе.
Надеюсь, мой ответ будет Вам полезен.
Берегите себя!
С Уважением, психолог Наталья.