Перестал испытывать ощутимых эмоций, кроме страха и ненависти.

Вопрос психологу:
Практически перестал испытывать ощутимых эмоций, кроме страха и ненависти. Ко всем незнакомым мужчинам навязчивый животный страх физической расправы, с женщинами стал очень конфликтный. Часто из-за относительно незначительных вещей будто клинит и появляются резкие выбросы гнева, буквально из-за мелкой неурядицы могу подскочить и изо всех сил лупануть в дверь, перевернуть стул и т.п. Практически перестал смеяться не по привычке. До этого был длительный тяжелый период в жизни, связанный с сильными переживаниями. Года два назад были сильные приступы тревоги когда о жизни своей задумывался. Ну и много ещё чего можно по мелочи перечислить. Достаточно депрессивным был ещё с начала средней школы, но не сам по себе, просто часто были большие проблемы с самоутверждением. У меня инвалидность сильно заметная, всю жизнь это мне сильно мешало с личной жизнью и в коллективе. Ещё стоит упомянуть что в 23 года у меня нет законченного высшего образования. Не вдаваясь в биографические подробности - много раз поступал, много раз отчисляли из-за банальной сильной лени и безразличия. Есть ещё с детства сильная проблема с такого рода ленью, но дело в том что даже те вещи, которые мне нравятся и интересны, я не делаю, ко всем занятия, даже развлечениям, подхожу очень поверхностно, будь то доклад на личной мной выбранную интересную тему или необходимость внимательно изучить правила любимой настольной игры. Ещё очень часто в последнее время стал завидовать другим людям у которых есть полноценная жизнь с радостью, весельем в дружеском кругу, любовью и достижением жизненных целей. В общем сильно завидую, но вызывает не то чтобы гнев к этим людям, сколько очередную порцию сильной грусти и жалости по отношению к себе. С этим своим отсутствием трудолюбия(очень тяжело концентрироваться на конкретной задаче, быстро слетает внимания на максимально мимолётные развлечения) я начал очень сильно бояться что так ничего у меня в жизни и не получится, ещё до 25-30 побарахтаюсь, а там совсем невмоготу станет так жить. И получается замкнутый круг - очень тяжело и грустно, из-за этого совершенно нет ни сил ни серьёзного волевого желания всё исправить, а от этого ещё хуже. В общем всё это очень давно и очень много можно всяких мелочей перечислять. Не знаю даже с какого конца это можно начать распутывать.
Автор вопроса: Александр Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Нестерчук Наталья Валерьевна.
Здравствуйте, Александр!
Не совсем поняла, в чём Ваш вопрос? Что именно Вы хотите изменить и что распутать?
Иногда психологу трудно догадаться об истинных потребностях клиента, когда излагается «всё в кучу – и разберитесь сами, что со мной и что мне нужно делать и как жить дальше». Не все же из нас экстрасенсы.
Вы описываете своё состояние, с которым Вам уже стало тяжело справляться. В Вашем письме описано много трудностей, с которыми Вам приходится уживаться. Это и нестабильное психоэмоциональное состояние, постоянно меняющееся от тревоги и страха до агрессивности, гнева и депрессивности, это и трудности взаимоотношений с различными людьми (гармоничного общения с ними), сниженная самооценка и нелюбовь к себе, прокрастинация (недоделанные дела, откладывание их на потом или вовсе «забей»-терапия), различные страхи по поводу будущего и самоопределения, самореализации в нём, возможные проблемы со здоровьем и т.п.
С чего бы Вы хотели начать разбираться? Что на данный момент – здесь и сейчас – сегодня для Вас наиболее актуально? За одно письмо-ответ (консультацию) все проблемы, которые превратились в «большую свалку негативных эмоций» за весь Ваш жизненный опыт длинною в 23 года, просто нереально разрешить.
Однако, раз мне приходится догадываться о том, что для Вас будет лучшим вариантом, с которого можно начать, думаю, что прежде, чем «разгребать завалы» необходимо определиться с пунктом №1: что из перечисленного будем «утилизировать» первым?
Есть такое выражение: «Только в спокойной воде отражаются звёзды». Оно означает, что только в спокойном уравновешенном состоянии сознания человек может принимать верные/правильные решения. Возможно, с этого и следует начать.
Александр, к сожалению, я не знаю, каким заболеванием Вы страдаете, из-за которого у Вас инвалидность. Это могло бы помочь в определении внутреннего конфликта. Однако тем не менее, такое чувство, что у Вас нет эмоциональной поддержки со стороны значимых других, близких и родных людей. Вы словно «один в поле воин». Это очень тяжело, когда чувствуешь себя в изоляции от других.
Но как бы ни было сейчас трудно, начните с принятия собственной ответственности за сложившуюся ситуацию. Так и скажите себе вслух: «Я принимаю всю ответственность за то, что со мной сейчас происходит. И несмотря на всё это Я ЛЮБЛЮ, УВАЖАЮ И ПРИНИМАЮ СЕБЯ ТАКИМ, КАКОЙ Я ЕСТЬ. Я ПОЗВОЛЯЮ СЕБЕ БЫТЬ РАЗНЫМ, в зависимости от ситуации. Сейчас я испытываю боль, мне очень тяжело, мне не с кем разделить это, я боюсь, что меня никто не поймёт, никто не услышит. И поэтому я закрываюсь от всех, сейчас. И когда я закрываюсь, дистанцируюсь от всего, что причиняет мне боль, я сначала чувствую себя в безопасности. Однако потом понимаю, что это иллюзия. Мне необходимо общение, необходимо развитие, я хочу двигаться дальше. Я учусь любить, уважать и принимать себя таким, какой я есть. Даже если я пока ещё не верю в это, поскольку не получаю подтверждения со стороны других, постоянно ищу их признания, я всё равно люблю, уважаю и принимаю себя. Ведь Я ЕСТЬ. Я ПОЗВОЛЯЮ СЕБЕ БЫТЬ. Я ПОЗВОЛЯЮ СЕБЕ РАЗВИВАТЬСЯ. Я ПОЗВОЛЯЮ СЕБЕ ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО МНЕ НРАВИТСЯ. Я ВПУСКАЮ В СВОЮ ЖИЗНЬ СПОКОЙСТВИЕ И РАДОСТЬ. Я ПОЗВОЛЯЮ СЕБЕ ЭТОМУ ПРОИЗОЙТИ со мной. Я ВПУСКАЮ В СВОЮ ЖИЗНЬ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, поскольку я один из них. Человек – существо социальное! И если другие живут и радуются жизни, постоянно к чему-то стремятся, то Я ТОЖЕ ИМЕЮ НА ЭТО ПОЛНОЕ ПРАВО. Да, у меня пока не всё получается. Может, я ещё попробовал не все способы. Может, то, что я пробовал раньше, было неэффективно. Но я буду пробовать снова и снова, пока не получится. Может, я не верю, что я справлюсь, что это будет кому-то нужно, что это кто-то оценит. Но я сделаю это сначала для себя. Это будет моим достижением. И пусть большинство останется к этому равнодушным, я верю, что найдет один, а может два человека, которым это может тоже понравиться. И это даст мне стимул сделать что-то ещё».
Александр, не пытайтесь заслужить чью-то любовь и внимание, быть похожим на кого-то, соответствовать ожиданиям других. Так Вы потеряете свою уникальность и собственный творческий потенциал. Будете жить не своей жизнью. Не ждите, что другие изменятся. Каждый меняет что-либо в себе, когда сам этого хочет. Когда Вы сами меняетесь внутренне, то излучаете совсем другую энергетику во вне и люди вокруг это начинают замечать и ведут себя уже совсем по-другому. Даже самый зловредный человек может стать верным понимающим другом. Как бы это парадоксально ни звучало. То, о чём Вы думаете, то и притягиваете. Если Вы обладаете искусством негативного мышления, то будете притягивать негативные события, так как вкладываете много своей энергии именно в это, и всё Ваше внимание сосредоточено на неудаче, негативном опыте.
23 года – это не конец жизни. Это осознанный возраст, в котором можно черпать ресурсы для будущей самореализации. И то, что пока ещё нет высшего образования – это не катастрофа. Если для Вас это так важно (его иметь), то могу Вам сказать, что многие люди получают его и в 30, и в 40, и в 50 лет. Но это уже осознанный выбор. Люди делают это, когда понимают, что всё, что было до этого – не приносило удовлетворения и радости, а может и финансового достатка. Не гонитесь за достижениями других. Вы другой, Вы ничем не лучше и не хуже других. Создавайте свои достижения.
Не беритесь за все дела сразу. Можно выбрать одно что-то, наиболее актуальное. И делать это дело один день, в течение недели и более. Выберите свой срок исполнения задуманного. Распишите на листе бумаги детально, что Вам потребуется для его осуществления. Не нужно предъявлять гигантские требования к себе. Не все же рождаются вундеркиндами и сразу успешными во всём. Некоторые занимаются изучением одного вопроса в течение многих лет. И это не означает, что они тугодумы. Просто решение такого вопроса нуждается в таком-то периоде времени. Всё индивидуально. А постоянное сравнение себя с другими только ещё больше усугубляет пропасть между Вами и другими людьми, снижает Вашу самооценку.
Ведь, наверняка, в Вашей жизни было что-то или есть сейчас, что у Вас получается.
Не травите себя. Будьте добры к себе.
Каким именно Вы хотите быть человеком? Какими качествами хотели бы обладать? Только не говорите, что я бы не хотел быть тем-то и тем-то. А кем именно? Что конкретно нужно изменить? А может, это у Вас уже есть, только Вы не замечаете этого…
Не торопите себя. Дайте себе время подумать…
Берегите себя!
С уважением, психолог Наталья.