Как можно утихомирить свою совесть, работая на нереспектабельной работе?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Мне 28 лет. В школе подверглась издевательству по причине внешности (худая, страшненькая), поэтому из без того скромного ребенка превратилась в настоящего социофоба: начала бояться ходить по улицам, заговорить с людьми – проблема, никогда не фотографировалась, появилось заикание в стрессовые моменты и ОКР. Из 9-го класса сбежала в педколледж вслед за сестрой, не думала о профессии, лишь бы не в школе. В колледже издевательств не было, но я продолжала самоуничижать уже саму себя. Нашла небольшую группу единомышленников, и кроме них ни с кем больше отношения не складывались. С одной стороны, педколледж дал мне возможность практиковать навыки выступлений перед аудиторией, но с другой стороны я видела, что руководить классом у меня получается отнюдь не так хорошо, как у моих одноклассников. И от этого моя самооценка падала. После педколледжа я пошла в…. ПЕДИНСТИТУТ!!!! Видно с первого раза до меня не дошло, что педагогика – это не мое. Ну а если серьезно, я понимала, что в школу никогда не пойду работать, но ввели ЕГЭ, и поступить в другой институт я бы вряд ли смогла (колледж помогал). В общем, так вышло, что еще много лет моей жизни уплыли в никуда, а я, утонувшая в проблемах общения со сверстниками, совсем не думала о будущем. В итоге, после института я пошла работать редактором в один институт (зарплата маленькая, но мне хотелось «престижной» профессии поближе к специальности (учитель русского языка и лит-ры), чтобы хоть как-то оправдать то, что все эти годы я убила не зря). Специальность мне не нравилась абсолютно, расположение, зарплата. Так как у меня была декретная должность, мне пришлось уйти. Сейчас вот уже много месяцев нахожусь в поиске. Хочу в этом году поступить на вечернее обучение в медколледж (всегда хотела работать в медицине). Но мне нужна работа сейчас. Были предложения работать в газете (но я испугалась, другая специфика, боюсь знаний не хватит, да и если честно, совсем не хочу вычитывать тексты). Пытаюсь себя заставить пойти работать хотя бы в магазин (на мененджера я не вышла характером). В магазине платят больше денег, чем на моей предыдущей работе, и, я думаю, это мне поможет научиться общаться с людьми (после длительного сидения дома с моей самооценкой совсем беда). Но меня останавливает вопрос престижности. Как я буду объяснять своим знакомым то, что в 28 лет, с красным дипломом, высшим образованием я работаю в магазине. Мои родители тоже не считают это профессией и мне очень стыдно за себя, что я не оправдала их надежд. Как можно утихомирить свою совесть, работая на не респектабельной работе???? P.s. Личной жизни у меня нет и никогда и не было, с моей «любовью» к себе это не удивительно (вдруг это важно).
Автор вопроса: Юля Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Дарья.
Здравствуйте, Юля!
В вашем письме я зацепилась за ваши фразы об уплывших в никуда и зря убитых годах. С неё я и хочу начать. Давайте посмотрим на вашу ситуацию обучения в педагогических колледже и институте со стороны.
Итак, в школе вы подвергались издевательству и после 9-го класса сбежали в педколледж вслед за сестрой. В колледже издевательств не было. В переводе на отстранённый язык это означает, что человек испытывал болезненный дискомфорт и даже угрозу своему психическому благополучию, но нашёл способ из этого выбраться. То есть ваше поступление в колледж – уже не зря.
Не знаю, Юля, какие у вас отношения с сестрой, но могу предположить, что, поступив вслед за сестрой именно в пед, вы чувствовали себя поддерживаемой ей, причастной. В другом колледже ваше существование могло сложиться иначе. Лучше или хуже - доподлинно неизвестно.
В колледже вы нашли небольшую группу единомышленников. Вы пишете, что кроме них ни с кем больше отношения не складывались. Тем не менее, вы в период обучения имели возможность общаться с единомышленниками, социализироваться в из кругу. То есть ваше поступление в этот колледж – уже не зря.
Педколледж дал вам возможность практиковать навыки выступлений перед аудиторией. А этот навык, между прочим, довольно сложный и очень даже нужный людям любых профессий. И ваше обучение в педколледже – это уже не зря.
Далее вы поступили в педвуз. Вы понимали, что в школу никогда работать не пойдёте, но «ввели ЕГЭ, и поступить в другой институт я бы вряд ли смогла (колледж помогал)». То есть, Юля, в тех условиях ваше решение поступать в педвуз было вполне логичным и здравым.
Вы тонули в проблемах общения со сверстниками и не думали о будущем, однако же вы не сидели, сложа руки в бездействии, а получали высшее образование и, на минуточку, красный диплом. Так не обесценивайте же свои труды и полученный в педе полезный опыт. Обнаружьте его ценность для вас!
В этом году вы хотите поступить на вечернее обучение в медколледж, но вам нужна работа сейчас. Вы рассматриваете вариант работать в магазине, тк в магазине платят больше денег, чем на вашей предыдущей работе + вам эта работа может помочь научиться общаться с людьми. Но вас останавливает вопрос престижности.
Юля, почему для вас имеет значение именно престижность работы? У меня возникает ощущение, что через престижность работы вы хотите почувствовать свою собственную ценность, почувствовать свою значимость, поднять самооценку. Вы ставите знак равенства между личностью и местом работы. Но так это не работает. Не место красит человека, а человек место.
Да и как определить престижность? По каким параметрам? Лично я не знаю и не понимаю, что ВЫ вкладываете в это понятие.
Далее вы пишете: «Как я буду объяснять своим знакомым то, что в 28 лет, с красным дипломом, высшим образованием я работаю в магазине». Юля, а зачем вам вообще нужно что-то объяснять? Вы работаете в магазине. Почему? Потому что потому. Точка.
Юля, увидьте для себя ценность своих выборов. Заметьте в этом свою силу, почувствуйте свою власть над своей жизнью. ВЫ-ТАК-РЕШИЛИ. А объяснять причины, мотивы и прочее вы никому не обязаны, если только вы сами не решите этого делать.
Далее: «Мои родители тоже не считают это профессией и мне очень стыдно за себя, что я не оправдала их надежд».
Юля, а как вы понимаете, что является профессией, а что не является?
Во-первых, «профессия — это род трудовой деятельности человека, обычно его источник существования. Профессия требует владения теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретаемыми в ходе специальной подготовки или получения специального образования» (Википедия). Отсюда следует, что профессией может быть что угодно.
Во-вторых, профессия продавца (предположу, что вы планируете работать в магазине продавцом) зарегистрирована в классификаторе профессий и должностей (ОКПДТР). Отсюда следует, что профессия продавца является профессией юридически и официально.
В-третьих, вы не обязаны оправдывать ничьи надежды. Даже своих родителей. Возможно, что их ожидания вашей престижной, респектабельной и «настоящей профессии» – это результат их психологических травм и их стыда. И разбираться с этим – это их ответственность, не ваша. И вам, Юля, в контексте выбора работы в магазине стыдиться нечего.
Далее: «Как можно утихомирить свою совесть, работая на не респектабельной работе????». Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Зачастую проявляется в форме чувства вины. Соответсвенно, чтобы утихомирить совесть, нужно разобраться со своей виной.
Объективно чувство вины уместно только тогда, когда нанесён реальный ущерб жизни, здоровью или материальному благополучию другого. И мне кажется, что ни ваши родители, ни ваши знакомые не получат реального ущерба ни в одном из этих аспектов от вашей работы в магазине. Как вы считаете?
Юля, от души желаю вам удачи! Я верю в вас и в вашу личностную силу!
С уважением, Дарья
(скайп rodionova_di)