В 23 года я никто.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Мне 23 года и так получилось, что я до сих пор не имею высшего образования и работы, т.к. по тем или иным причинам я 4 раза бросала вузы. Первый раз я пошла на поводу у матери и поступила на нелюбимую специальности (после 3-х месяцев учебы я не выдержала и ушла). Второй раз я бросила вуз почти проучившись 3 курса, т.к. не выдержала стресса во время летней сессии. Затем были две попытки восстановиться, которые снова заканчивались забором документов (не успевала пересдать академ. разницу).
И вот, сейчас мне столько лет, сколько выпускникам вузов, которые уже имеют дипломы, работу, многие создали семьи и успели реализоваться в жизни.
Что же касается меня, то я чувствую себя полным ничтожеством, которое живет на попечении матери-пенсионерки и которое чувствует невероятно чувство вины изо дня в день, потому что реализации 0, оправданных ожиданий 0.
Мне очень стыдно за то, что моей матери не за что гордиться. Что когда ее знакомые хвастаются достижениями своих детей, то она вынуждена что-то придумывать или отмалчиваться (наши родственники до сих пор не знают что я не учусь и думают, что я закончу институт в этом году).
Мне страшно, что когда ее не станет я буду всю жизнь гнобить саму себя за то, что совершила столько ошибок и принесла много слез и ей и себе.
У меня практически опустились руки что-либо делать, я больше не верю в себя.
В конце августа буду пробовать восстанавливаться пятый раз. Уже представляю как на меня будет смотреть деканат и руководство университета (как на ненормальную, которая постоянно скачет по вузам), как я буду пытаться в 23 начинать все практически с нуля.
Вся моя молодость, которую другие тратят с пользой, я взяла и "слила". Даже для того, чтобы устроится на работу везде требуют диплом и опыт работы и восстановившись сейчас на учебу, я все равно получу документ об образовании только через 3-4 года. Это ужасно. Я не вижу выхода как справиться с эмоциями и жить полноценной жизнью.
Автор вопроса: Анастасия Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Анастасия!
Поиск себя и своего предназначения не всегда проходит просто. Точнее, в большинстве своем, не проходит просто!
Сейчас, когда средства информации пестрят «ранними» достижениями, историями успеха молодых и прогрессивных, очень сложно оставаться непредвзятым к собственным успехам и достижениям. Но с этим справляться еще сложнее, когда на тебе лежит «груз ответственности», связанный с неоправданными ожиданиями других, направленными на тебя.
В Этой фразе «Мне стыдно за то, что моей матери не за что гордиться» очень о многом говорит о Вас и Ваших пониманиях собственных достижений. Скорее, они необходимы Вам не для того, чтобы почувствовать себя реализованной или счастливой, а чтобы оправдать ожидания других, удовлетворить их понимания Вашего счастья. Вы – этакое нарциссическое расширение своих близких, которое, похоже, просто обязано реализоваться там, где они не смогли, быть счастливой по тому сценарию, который им не удалось реализовать и стать тем, кем у них не вышло.
Отсюда и недостаток мотивации для того, чтобы, например, закончить обучение и получить высшее образование, неуверенность в собственных силах, а главное, непонимание куда двигаться, в каком направлении искать себя и не опоздать заскочить в «последний вагон» реализованных, понявших себя и отставших от требований жизни.
Учиться никогда не поздно! – это выражение почему-то незаслуженно сбросили со счетов мотиваторы и гуру успеха, все чаще напирая на то, что все надо успевать в свое время, при этом совершенно упуская из виду, что для каждого это «свое» может быть действительно в свое время. Для любой реализации себя нужно несколько важных составляющих, которые не всегда очевидны не то что в 23 года, а даже и в 30, 40, а иногда и позже.
Одна из них и, на мой взгляд, самая важная – чего я хочу в жизни. От собственного представления будущего и счастья очень много зависит, в том числе и в каком направлении двигаться. Ведь если главная цель – это материальная составляющая в жизни и все, что она может дать, то тут и выбор должен быть соответствующим и усилия прилагаться в конкретном направлении и определенного значения. Ведь достигнуть желаемого можно по разному – самому обретая те навыки, которые будут стоить максимально возможно на рынке труда или идей, а можно озаботиться поиском готового «источника» стабильности нужного уровня. И в том и в другом варианте усилий будет много, но точки приложения из разные да и результаты не всегда прогнозируемы.
Если смыслом становится обретение духовности и поиск счастья в этом направлении, то мало того, что круг общения будет другим, но и усилия необходимо прилагать совершенно в ином направлении, и не всегда это «высшее образование» того уровня, которое Вас сейчас так беспокоит.
Возможно, мое деление слишком топорное и не отражает всю гамму вариантов, но суть была лишь в том, что понимание собственных желаний и стремлений может поспособствовать и выбору направления для реализации.
Другим, не менее важным моментом является понимание собственных возможностей, которые хорошо бы соотнести с собственными желаниями. Понятно, что задумав стать спутницей наследного принца или влиятельного человека, как минимум глупо надеяться на то, что можно обойтись без соответствующего образования. Но хватит ли способностей освоить, например, несколько языков или программу МВА, или получить образование в престижном вузе? Если раньше не наблюдались значительные успехи в этих направлениях, то может и усилия прилагать на осуществление таких мечтаний не стоит?
Но даже краткое перечисление составляющих собственного будущего может дать определенное понимание того, что ориентироваться необходимо исключительно на себя, а не на рекомендации близких или популярные в социуме направления, примеряя на себя стандарты, которые могут подходить другим, но которые совершенно не значит что подойдут Вам.
Вот и сейчас, прежде чем заняться восстановлением в очередном вузе, просто проанализируйте, стоит ли Вам тратить даже эти 3-4 года своей жизни на специальность, в которой Вы не сможете реализоваться, не будете чувствовать себя уверенной и счастливой став обладательницей корочки об образовании. Может быть лучше прислушаться не к шепоту окружающих, которым, на самом деле все равно, что Вы представляете из себя в жизни, а услышать себя и свои потребности за которыми и двигаться в своем темпе и с теми возможностями, которыми располагаете на данном этапе.
Понимаю, что хочется все и сразу! Но иногда, если ты не родился с серебряной ложкой во рту, к этому приходится идти достаточно продолжительное время в своей жизни, иногда отходя от первоначально намеченного плана, делая внеплановые остановки и тратя куда больше усилий, чем планировалось. И только ЛИЧНАЯ мотивация помогает идти дальше по этому пути, только ЛИЧНЫЕ желания и цели, которые будут привлекательными и манящими только для Вас могут помочь преодолеть все сложности на нем.
Время течет в том темпе, в каком мы сами наполняем его событиями. А еще оно зависит от того, насколько эти события интересны именно нам. Так что, 23 года для кого-то может быть и много, а для кого-то только начало увлекательного пути под названием ЖИЗНЬ. Все зависит только от Вашего отношения к этому пути и к себе на нем.
С уважением, Елена Гладкова