Чувствую себя ничтожеством.

Вопрос психологу:
Добрый день!
Мне 34 года и я чувствую себя полным ничтожеством. Тяжело это признать, но ни в одной из сфер жизни я ничего не добилась. Нет семьи, друзей, любимого дела, а с недавних пор ещё и здоровья (за 2 года перенесла 2 операции и 5 госпитализаций, в прошлом году поставили диагноз онкология, поэтому нужны постоянные обследования, анализы). Я уже более 13 лет работаю в одной и той же компании, где меня никто не ценит как специалиста, выполняю скучную рутинную работу, за которую никто не хочет браться, доход весьма скромный (хватает только на оплату ЖКХ, еду и немного на лекарства). У меня нет возможности путешествовать, учиться новому, развиваться. Я нигде не бываю и никуда не хожу. Усугубляют ситуацию серьёзные проблемы со здоровьем, которые отражаются на внешнем виде, я просто себя стесняюсь: выпали почти все волосы, проблемы с кожей, слабость, боли... и лечить все это в моём случае бесполезно - не поможет. Комментарии коллег, уничижительные оценки собственной матери ("никчемная", "выродок", "уродина", "раковая" и т. д.) сделали своё дело: самооценка очень низкая, я действительно считаю себя огрызком, неудачницей, будущего у меня нет. Пробовала искать другую работу, одно собеседование, второе, третье... но меня никуда не берут: непрезентабельный внешний вид, отсутствие необходимых навыков и т. д. Понимаю, что нужны изменения, но сил для перемен я в себе не нахожу. Отчаяние и безнадежность вызывают животный страх, панику, парализуют, не дают возможности трезво оценить ситуацию и разработать план действий. Когда проблемы наваливаются сразу по всем фронтам, я не знаю, за что браться в первую очередь. По образованию я филолог, преподаватель испанского языка и зарубежной литературы. Моя специальность сейчас не востребована, да и иностранный язык у меня далеко не идеальный. Думала, что смогу переучиться, получить другую специальность, но проблема в том, что я уже не знаю, чем хочу и могу заниматься. Особых талантов и уникальных знаний у меня нет, а ещё очень боюсь, что просто не потяну дополнительную нагрузку в виде учебы. Совершенно запуталась, меня постоянно посещают мысли о самоубийстве. Особенно обидно видеть бывших одноклассников, однокурсников, коллег, у которых в жизни всё совсем по-другому, для них открыты все дороги, а я - "умница-отличница", "закончила школу с золотой медалью", "поступила в МГУ" - оказалась в итоге на самом дне. Несколько лет работала с психотерапевтом, принимала антидепрессанты, но не помогло. Сейчас я никому не нужна ни как человек, ни как специалист. Всё время задаю себе вопрос: "Почему всё так сложилось? Что я сделала не так? Почему растеряла весь свой потенциал и веру в себя?" Буду очень благодарна за любой совет.
Автор вопроса: Наталья Возраст: 34

На вопрос отвечает психолог Дьяченко Галина Викторовна.
Наталья, здравствуйте.
Обидно и больно до глубины души получать послания от родной матери в виде высказываний "никчемная", "выродок", "уродина".
В психологии есть понятие "сбывшееся пророчество", так как зернышки сомнений в том, что Вы не красивая, не умная, не очаровательная, что Вы не достойны самого лучшего, полученные в детстве и юности от самого близкого человека, разрастаются позже в ядовитый чертополох. Самостоятельно выполоть эти сорняки из души сложно.
Хорошая новость заключается в том, что Вы это сможете сделать!.
Итак, слова противоядия: "Я люблю себя!", "Я имею право жить так, как хочу!", "Я свободна!", "Я уже выросла, мама!", "Я принимаю себя такой, какая я есть!".
Сложно работать с таким запросом, как Ваш, не видя Вас и не слыша обратного отклика, но давайте попробуем. Итак, подготовьте бумажные платочки, стакан с водой, листы формата А4, карандаши, пастель, восковые мелки и начнем:
1.Закройте глаза и расслабьтесь.
Подышите глубоко и медленно, вдыхая через нос, выдыхая через рот, очищая воздухом свое тело.
Представьте себе тех людей, что посеяли в вас зёрна сомнения
Вспомните, как они говорили те слова или совершали действия, что сильно ранили вас.
Что вы чувствовали при этом?
Рационализируйте слова и поступки этих людей, переводя негативные слова в ранг ограничивающего убеждения, тем самым, делая слабее его важность для себя и давая другое объяснение.
Снимать "ядовитые" слова можно так:
1. Ограничивающее убеждение, полученное от мамы: "Ты уродина!".
2. Находим в теле место, где это убеждение "застряло". Находим метафору, т.е. находим образ, в виде чего оно у Вас живет: шарик, плита гранитная, еж колючий, крокозяба зеленая. Рисуем, как можем - главное, передать эмоцию, чувство.
3. Беседуем с убеждением, выясняем функцию.
4. Благодарим.
5. Представляем маму и глядя в ее глаза, вслух говорим:
Я вижу тебя, ты в сердце моем. Ты моя мама, я твоя дочь.
Я обижена на тебя за то, что ...... продолжите фразу).
Я зла на тебя за то, что......
Я испытываю к тебе (определите чувство,эмоцию и назовите его), потому, что.....
Дорогая мама, когда ты говорила эти слова, я чувствовала ..............., потому что это для меня означало, ............. Теперь я взрослая и понимаю, что твое сиюминутное мнение о моей внешности скрывает под собой то, что ты...........
Я благодарю тебя за то, что......
Теперь твою судьбу я отдаю тебе, свою судьбу забираю себе.
Представьте, что мамины негативные слова превратились в липкую паутину и облепили Вас. Разрежьте кокон паутины и сожгите его, представляя, что сгорают все негативные слова и убеждения. (Воображаемый бензин Вам в помощь - вдруг гореть будет плохо).
Положите ладонь на то место, где "живет" негативное убеждение. И позвольте "выгрузить", вытащить, вылить, смыть его - т.е. любым путем извлечь его из тела. Извлекаем вместе со всеми корешками. Если затошнит, возникнет рвота, появится кашель, не пугайтесь, все идет хорошо - просто сорняк стал очень большим. Если польются слезы - тоже хорошо. Позвольте себе поплакать. А далее - либо аннигилируем, либо сжигаем, либо отправляем в космос Вашу метафору.
На место, где жило убеждение, поселяем новое: "Я........., потому что, например, у меня удивительные глаза и я могу каждый день наблюдать за тем, как восходит солнце, как плывут в небе облака, какие чудесные цветы растут на земле. У меня красивый нос, который позволяет мне...... У меня привлекательные губы, которые....... У меня нежные и умелые руки, потому что..... (Т.е. Вы находите иные аргументы и ищите свои достоинства - а они у Вас есть). И поселяем в теле теплое, ласковое солнышко, которое убирает негатив, заставляя его испаряться из вашего тела, ведь ему там не место.
Проверяем новую метафору. Рисуем.
Рисунок №1 уничтожаем любым доступным способом.
Рисунок №2 сохраняем.
Наталья, по секрету: даже если у Вас сейчас нет волос, это можно стильно обыграть, хоть с помощью красиво завязанных платков, хоть с помощью париков (и гриб вёселка Вам в помощь).
Глядя в глаза мамы, скажите: "Я освобождаю себя от твоих негативных слов и убеждений. Я благодарю, отпускаю, прощаю и благословляю тебя".
Представьте, что силуэт мамы тает в золотистой дымке.
А у Вас впереди большая работа: надо найти и убрать из тела все сорняки.
Жизнь - это приключение. А у Вас сейчас - квест в квадрате: Вам надо выжить, стать той, какой Вы когда-то хотели стать, и, взяв на себя полную ответственность за свою жизнь, начать ее менять. Ведь есть мнение, что рак - это "последний звонок" от нашего подсознания о том, что управление полётом пора брать в свои руки, не надеясь на автопилот.
Но это тема другой сессии.
Вы умная, мужественная и сильная женщина.
Вы справитесь!
Обращайтесь.
С уважением,
Дьяченко Галина Викторовна
(В письме использованы фрагменты техники психолога Филимоновой Н.).