Как найти силы двигаться вперёд?

Вопрос психологу:
Доброго времени суток. Меня зовут Мария, мне 20 лет. Я страдаю от бессонницы и от потока собственных мыслей, апатии, депрессии. Я не могу сосредоточиться на чём-то другом, на работе, на учёбе, даже при занятии любой физической деятельностью. Чувствую себя ничтожной, слабой, не способной что-либо изменить в жизни. Не знаю, откуда все это пошло. Мне кажется с самого детства всё идёт не так, отец ушёл в другую семью, в детстве мною была перенесена операция, отголоски которой стремятся о себе напомнить в будущем(именно ощущения и переживания в детстве до сих пор вспоминаются во снах или просто пролетают в реальности), упустила шанс поступить в желаемое место учёбы, друзей нет. Считаю, что совершила довольно много плохих поступков в жизни, в плане отношения к людям. Смерть близкого друга. Серьезное заболевание молодого человека. . . Не могу найти занятие по душе, которое смогло бы помочь отвлечься. Я всё время думаю о том, что я не способна помочь ни самой себе, ни близким для меня людям, которые находятся в трудной ситуации. Снятся либо сны на фоне переживаний, либо кошмары, от которых просыпаюсь в поту. Иногда снятся самые хорошие моменты, которые со мной происходили, а потом, когда я просыпаюсь и понимаю, что это был сон, и этого никогда больше не будет, начинаю унывать и горевать Кажется, что будущего и смысла жить нет, и я не смогу перебороть себя и снова идти дальше. Из-за вечных упреков и непонимания родственников начала резать себя или причинять другие увечья, лишь бы на момент успокоиться , перестать думать и уходить в себя. Сама боролась с этой проблемой, перестала. Но не могу гарантировать то, что скоро всё может повториться. Боюсь идти к обычным психологам или психиатрами в простую больницу, ведь по сути всем наплевать, просто поставят на учёт и дальнейшая жизнь будет сломана. А на хороших психологов нет средств. Как сделать жизнь чуточку лучше, вылезти из этой ямы собственных мыслей и найти покой, чтобы идти дальше по жизни и помочь не только себе, но и моим близким? Заранее огромное спасибо.
Автор вопроса: Мария Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Соколова Наталия Александровна.
Здравствуйте, Мария!
Вы пишите, что совершили в жизни много плохих поступков по отношению к людям, однако Вы осознали свои ошибки. Когда человек раскаивается, он испытывает чувство вины за свои действия. Самоистязание может быть обусловлено гиперкритикой и самообвинениями за неправильные действия в прошлом, является способом снизить свое чувство вины и средством ухода от душевной боли, так как в опыте отсутствуют другие способы выхода из ситуации. Вы взяли ответственность за прошлые события на себя, но, к сожалению, мы не всегда можем помочь своим близким. Как правило, чувство вины проявляется вследствие совершенной какой-либо несправедливости по отношению к другому человеку. Действительно ли в тех ситуациях с Вашей стороны была проявлена какая-то несправедливость: смерть друга, серьезное заболевание молодого человека? Если была, как можно это исправить? Если ситуацию сделать справедливой невозможно, простите себя!
Вы не принимаете и отвергаете слабые стороны своего характера, а низкая самооценка и недостаток признания могут привести к мысли, что Вы не достойны хорошего. Происходит глубокое погружение в себя, реальный мир заменяется иллюзорным. Кажется, что иллюзия - это наилучшее объяснение и выход из сложившейся ситуации, но в то же время она является ложной. Полная концентрация на себе позволяет другим манипулировать Вами, но общение с Вами после получения желаемого, становится неинтересным.
Высокие требования по отношению к себе не позволяют Вам принять себя такой, какая Вы есть. Какая Вы есть? Ничтожная? Вы сама для себя не представляете никакой ценности? У Вас отсутствует внутренний мир? Слабая? Тогда откуда у Вас такая сила противостоять неприятностям и бороться с ними? Не способна что-либо изменить в жизни? А сейчас Вы что делаете? Разве Вы не пытаетесь изменить свою жизнь?
В то же время Вы выбрали самоистязание, как способ снятия внутреннего напряжения. Что в данном случае происходит? Непонимание и постоянные упреки со стороны родственников приводят к сильному внутреннему напряжению, которое необходимо снять. Вы выбрали как способ разрядки причинение боли себе, после чего напряжение становится менее выраженным.
Представьте, что будет дальше.
При последующих случаях нарастания внутреннего напряжения, Вы уже не будете думать, каким образом его снять, у Вас есть действенный способ. Учитывая, что ситуация с родственниками повторяется снова и снова, чтобы не испытывать сильного напряжения Вы будете использовать проверенный метод при появляющихся минимальных признаках нарастания напряжения, для того, чтобы его предотвратить. Таким образом, Вы попадаете в замкнутый круг. Точнее говоря, Ваш метод является звеном, замыкающим этот круг. С каждым последующим случаем причинения себе боли Вы будете попадать в зависимость от этого варианта снятия напряжения. Такая самопомощь является вредной и опасной, поскольку она может ухудшить проблему. К каким негативным последствиям приводит самоистязание? Это единственный выход? Упреки и непонимание со стороны не стоят того, чтобы причинять себе физическую боль и разрывать душу на мелкие кусочки.
Вы уже умеете успешно решать задачи. Как? Давайте посмотрим:
1. Вы проанализировали свое внутреннее состояние и пришли к выводу, что Вам нужна помощь. Цитата: «Я страдаю от бессонницы и от потока собственных мыслей, апатии, депрессии. Я не могу сосредоточиться на чём-то другом, на работе, на учёбе, даже при занятии любой физической деятельностью… Сама боролась с этой проблемой, перестала».
2. Вы рассмотрели несколько вариантов решения.
3. Вы исключили идеи, которые могут иметь отрицательное развитие событий. Цитата: «идти к обычным психологам или психиатрами в простую больницу, ведь по сути всем наплевать, просто поставят на учёт, и дальнейшая жизнь будет сломана…».
4. Вы сделали свой выбор.
Итак, Вы решили задачу с помощью простых четырех вопросов: проанализировали ситуацию, нашли возможные варианты решения, исключили лишнее, сделали выбор. И Вы пишите, что не способны?
Для помощи своим близким добавьте вопрос: «Чем я реально могу помочь?». Если Вы не в силах оказать помощь, просто поддержите человека, будьте рядом. Иногда это является нечто большим. Не забывайте, что бывают и такие случаи, когда хочется сделать как лучше, а получается как всегда.
Не спешите причинить добро другим, Вам необходимо решить свои задачи, хотя бы их большую часть. Вы сделаете свою жизнь лучше и сможете помогать другим. Я в этом уверена.