Усталость. Как привести себя в тонус?

Вопрос психологу:
Здравствуйте! У меня очень много планов на жизнь и это моя проблема. Работа с 9 до 18. Дорога на работу по 2 часа в одну сторону, дома трое детей. Старшему 3, младшим по 4 месяца. Учеба заочно в аспирантуре (это подготовка к экзаменам и написание диссертации). Спорт (бег и плавание). Курсы по программированию от которых я скорее всего откажусь в ближайшее время (на них нет времени в последнее время)... все это было очень интересно, глаза горели, я всем этим занимался.. Какое то время я все успевал, приходилось спать по 3-4 часа. Все было более менее хорошо, но я такого темпа не выдержал, заболел. Провалялся месяц с ангиной, раскис. Честно говоря в последнее время ничего не хочется... Даже дома... хочется лечь и поспать. В последнее время когда дети спят днём (на выходных), я тоже ложусь и сплю. Иногда засыпаю и когда они не спят. За ними смотрит супруга в это время (она тоже устает с ними). И мне все больше нравится спать, вижу интересные сны и просыпаюсь даже иногда бодрым. но в целом чувствую себя вечно уставшим.. Начались проблемы с курсами, потом это может коснуться аспирантуры и работы, семьи.. брал на две недели отпуск. Первую неделю провел бодро и позитивно: вставал в пол шестого, убегал на пробежку (5-7 км), потом бассейн (45 минут активного плавания кролем). Возвращался домой на позитиве к 8 утра. Забирал сына в садик к 8.30. потом супруга уходила в бассейн и я сидел с младшими детьми (им 3 месяца было). Потом мы выходили на прогулку часа на 1,5, возвращались домой и ложились спать всей семьей часа на 2. Просыпались было уже порядка 16 вечера. Мы снова уходили гулять часа на 2, параллельно старшего забирать из садика. Дальше ужин, гигиенические процедуры с детьми и спать. Так прошла неделя. все было отлично, меня гложет только одно - диссертация и курсы под угрозой, зато самочувствие было прекрасное. На следующей неделе отпуска приехали мои родители, я раскис. Перестал бегать и ходить в бассейн. Стало не до этого, родителям тоже нужно уделить внимание. А потом отпуск закончился.. вот и все наверно, если кратко. Я немного устаю от всего (хотя скорее сильно устаю). как привести себя в тонус или что со всем этим делать?
Автор вопроса: Николай Возраст: 31

На вопрос отвечает психолог Гнатюк Людмила Юрьевна.
Здравствуйте Николай.
Конечно, пока человек молод ему хочется все и сразу, но у организма, как и у всего остального есть предел. Если использовать его на максимум регулярно, то он быстро выйдет из строя, поэтому нужно учиться расставлять приоритеты. Это один из главных постулатов тайм менеджмента.
Предположим, что семья для Вас на первом месте, тогда стоит распределить силы так, чтобы внимания хватало на детей и жену.
Маленькие дети - это временно, они растут и не требуют столько внимания, сколько раньше. Через год-полтора они тоже смогут посещать сад и свободного времени будет больше. Возможно стоит подумать над тем, чтоб некоторые обучающие проекты отложить на скорое будущее. Так как курсы и обучение будут всегда, а детство собственных детей - скоротечно.
Я за то, чтобы полноценно проживать жизнь в моменте, дабы спустя время не хотелось опекать их сверхмеры и пытаться дать им внимание, в котором они уже не так будут нуждаться.
Ваш стресс и уныние связаны с тем, что в Вашей голове уже была картинка, как все должно было бы быть, и когда реальность оказалось другой - наступило разочарование.
Ожидания отравляют нашу жизнь, забирая наше внимание из "сейчас" и "сегодня" в предполагаемое будущее, но находясь мысленно в прошлом или в будущем мы не можем ничего сделать, мы просто тратим время, усиливая свою тревожность и привязываясь к образам в голове.
Одно из важнейших умений в жизни - это быть здесь и сейчас. Для этого нужно отслеживать свои мысли, возвращая себя в настоящее. Много книг написанно на тему важности контроля мыслей, их силы и влияния на нашу жизнь, но мне больше всего нравятся книги Анастасии Новых, если будет желание - почитайте.
Второй вариант, если в приоритете у Вас будет карьера, то стоит подумать на счет няни или помощи друзей, бабушек, которые могли бы помочь с детьми.
Что касается спорта, то безусловно он нужен, но не в ущерб сну или общему состоянию. Вы можете утром делать зарядку или пробежку, а на выходных тренироваться, как привыкли.
Невозможно успеть все, но вполне реально успеть самое важное.
Ваша жизнь меняется, поэтому быт, привычки и образ жизни также нужно пересматривать.
И в данном случае Ваше тело и обстоятельства "намекают" Вам на то, что нужны перемены.
Человеку свойственно держаться за стабильность, но лишь благодаря ее утрате мы растем, становимся гибче, терпимее, закалённее.
Собственно, мы подошли к последней рекомендации - личностного, духовного развития. Вы уделяете внимание телу (физическое), мозгу (интеллектуальное), а Душе? Что Вы делаете для своего психического здоровья?
Вобщем-то все жизненные ситуации и призваны помочь нам раскрыться, как Личности, на мой взгляд в этом и есть смысл жизни - узнать себя Настоящего. В чем для Вас смысл жизни? Для чего Вы живете? Какая польза от Вас этому миру?
Отвечая себе на эти вопросы, Вы сможете лучше себя понять и найти истинные ценности. Но опять же, нет правильного ответа, у каждого он свой, как и путей может быть много, а цель - одна.
Если захотите подробнее пообщаться-пишите, обязательно отвечу. Верю в Вас и Ваши силы!