Как повысить самооценку? Кажется, что хорошее в жизни я не заслужила.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Меня зовут Полина! Мне 20 лет. У меня проблемы с самооценкой, скорее всего, пошло все из детства, родители часто говорили какая бестолковая, пытались заставить делать то, чего я не хотела, характер у меня сложный был, я никого никогда не слушала, делала все так, как считала нужным, я выросла, а побороть в себе это, я не смогла, я росла хоть и без отца, но с отчимом, возможно поэтому, выбрала во взрослом возрасте, человека, который не уважал меня как девушку, всю жизнь пытаюсь быть сильной, мне казалось, что я должна заменять мужчину в семье, поэтому росла пацанкой и замашки были такие, я хоть и красивая и фигура хорошая, но из-за своей самооценки я все бросаю на полпути, хотя целеустремленная, и хочу добиться успеха, и работать умею. Не знаю, как пересилить пофигизм ко всему, и стать нормальным человеком в обществе? У меня есть много талантов, я пишу стихи, и довольно неплохо, хочу дальше продолжать, этим заниматься, продолжать заниматься пением, но не хватает духу, на все это согласиться, и сейчас в отношениях, с человеком который полюбил такую какая есть, но мне иногда кажется, что не заслуживаю его, хоть люди и любят меня, мне все равно кажется, что хорошее в жизни, не заслужила, из-за своего прошлого, то что воспитывали так, и что часто возникали ссоры с родителями, из-за моего характера и поведения, на самом деле, я жалею о том, что творила, просто мне больше всего иногда хотелось, чтобы меня просто любили, а так сильно, любит только мой брат и человек с которым я сейчас вместе, я хочу ради него, забыть о том, что когда-то меня обижали и унижали, и чтобы все это, осталось в прошлом.
Автор вопроса: Полина Возраст: 20

На вопрос отвечает психолог Павлова Елена Алексеевна.
Здравствуйте, Полина!
Вы пишите, что « У меня проблемы с самооценкой, скорее всего, пошло все из детства, родители часто говорили какая бестолковая, пытались заставить делать то, чего я не хотела, характер у меня сложный был, я никого никогда не слушала, делала все так, как считала нужным, я выросла, а побороть в себе это, я не смогла, я росла хоть и без отца, но с отчимом».
Безусловно, самооценка, базовое доверие формируются с самого раннего детства. Когда ребенка не принимают таким, какой он есть, и постоянно требуют от него того, чего он не может сделать (в детстве, очень часто, особенно у детей с синдромом дефицита внимания, «неинтересно» - равно «невозможно»), у маленького человека формируется устойчивый паттерн поведения: «чтобы меня любили, я должен делать, уметь и т.д. .... , а так как я не умею и не делаю, значит я плохой/ая и не заслуживаю любви и внимания.
Но потребность в любви и внимании от этого никуда не пропадает! И ребёнок возьмёт своё, любовь болезнями, а внимание, недопустимым взрослыми поведением, что у Вас и происходило.
Далее, из Вашего сообщения следует:
«я хоть и красивая и фигура хорошая, но из-за своей самооценки я все бросаю на полпути, хотя целеустремленная, и хочу добиться успеха, и работать умею. Не знаю, как пересилить пофигизм ко всему, и стать нормальным человеком в обществе? У меня есть много талантов, я пишу стихи, и довольно неплохо, хочу дальше продолжать, этим заниматься, продолжать заниматься пением, но не хватает духу, на все это согласиться, и сейчас в отношениях, с человеком который полюбил такую какая есть, но мне иногда кажется, что не заслуживаю его, хоть люди и любят меня, мне все равно кажется, что хорошее в жизни, не заслужила, из-за своего прошлого, то что воспитывали так, и что часто возникали ссоры с родителями, из-за моего характера и поведения, на самом деле, я жалею о том, что творила, просто мне больше всего иногда хотелось, чтобы меня просто любили, а так сильно, любит только мой брат и человек с которым я сейчас вместе, я хочу ради него, забыть о том, что когда-то меня обижали и унижали, и чтобы все это, осталось в прошлом».
То, что Вы описываете, про дела, которые бросаете, «пацанское» поведение, сложный характер, «пофигизм», очень похоже на Синдром дефицита внимания, но об этом можно говорить только при встрече, тщательно собрав анамнез и проведя несколько тестов. Наверняка , у Вас было много случаев, когда обещали и не сделали, часто летали в облаках, «уходили в свой мир». Это неврологическое заболевание и его может поставить только врач. Психолог может его предположить и отправить к специалисту. И если, он подтвердится, то в паре с врачом, провести терапию и помочь психологически адаптироваться к данной особенности.
В любом случае, все наши родители из Советского союза, и психология от них была далека. Нас всех воспитывали как умели, так как они научились у своих родителей. У них просто не было доступа к нужной информации.
Обвинять их в чем-то нецелесообразно, но прекрасно пониманию, из памяти это не уйдёт. Это только можно принять и понять: все что было- уже в прошлом,а сейчас Вы взрослая и у Вас достаточно сил и желания, чтобы изменить отношение к себе.
Вам сейчас нужно договориться с собой. Понять, что в детстве, Вы вели себя так, как могли, исходя из Вашего опыта, чувств и эмоций. И по другому быть не могло, по другому Вы не умели на тот момент.
У Вас есть брат, у которого можно найти поддержку, и человек, с которым Вы сейчас вместе. Они Вам дадут чувство уверенности в себе.
Несмотря на Ваш опыт, Вы понимаете, что много умеете, у Вас много способностей и талантов. Но «пофигизм» мешает доводить дело до конца.
Научитесь планировать и заниматься тем, что Вам нравится. Там, где требуется сила воли, разбивайте большую задачу на более мелкие.
Даже если Вы что-то бросаете, не сердитесь на себя, Вы уже на пути к изменения качества жизни, это просто этап, если сегодня не получилось, то получится завтра.
Вы заслуживаете все, что желаете в этом мире, только потому, что преодолели вопреки разным ситуациям все трудности.
Я постаралась в одном сообщении охватить множество вопросов, которые Вас беспокоят, но, Вам нужно настроится на работу над собой.
Уверена, у Вас все будет хорошо, все получится. Если возникнут трудности, обратитесь к психологу, он поможет, направит, подскажет.
Если бы Вы пришли ко мне на консультацию я бы Вам задала несколько дополнительных вопросов:
1. Были ли у Вас трудности с обучением, успеваемостью?
2. Верно ли, что Вам часто говорили противоположные вещи: одни, что Вы безнадёжны, а другие, что вы такая способная, но такая ленивая
3. Часто ли вы на половине страницы или в диалоге отключались от процесса и уходили в свои мысли, или просто «зависали»
Если , хотя бы 2 пункта найдёте у себя, очень советую обратиться к опытному психиатру или неврологу (психиатры не только психически нездоровых людей лечат, а помогают решить неврологические проявления у людей без психических отклонений)
Тревога и низкая самооценка - тоже, проявление невротизации.
Поэтому!
Исключите или подтвердите СДВ (синдром дефицита внимания), после этого, если будет желание, напишите ещё раз или сходите к психологу, что сформировать новые стили поведения и принять себя и окружающую действительность.
С уважением,
Павлова Елена.
Психолог, графолог, психоаналитик.