Обида и чувство вины мешают общаться с близкими.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Моя проблема в том что я очень часто обижаюсь и не получается находить общий язык с близкими людьми.
И ссорюсь с родителями, это меня беспокоит больше всего.
В каждом действии своих друзей пытаюсь найти что то негативное или что то что направлено против меня.
Каждый раз когда собираюсь в компании очень опасаюсь что меня обидят словом или делом.
Все стали подмечать что я стала очень молчаливая.
После каких то ситуаций начинаю копаться в себе, впадаю в депрессию и тд. Чаще всего я чувствую себя виноватой во многом. Постоянно думаю что обижаю всех своим поведением, но ничего не могу с этим поделать.
Уже стала избегать друзей, не хожу гулять и тд
В последнее время я постоянно грустная, ничего не хочется ...
Вот когда я обижаюсь я не умею это высказывать, держу в себе и люди даже не понимают что обидели меня.
Были случаи когда я высказывала свою обиду, но в итоге меня выставляли виноватой.
Любая пустяковая ситуация может довести меня до слез и меня это состояние очень беспокоит. Часто в компании друзей я чувствую себя лишней.
Свободно и непринужденно общаюсь когда наедине с человеком либо если все люди с которыми я нахожусь мне близки.
Была ситуация что моя подруга обвинила меня в том что я однажды при общении в компании безразлично относилась именно к ней, хотя я этого до сих не осознаю и не помню! После того как она это мне высказала в агрессивной форме я реально пережила стресс. Теперь мы с ней нормально общаемся, но я не могу забыть эту ситуацию.
Хочу избавится от этого состояния и научится находить язык с людьми.
Автор вопроса: Ольга Ф Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Гнатюк Людмила Юрьевна.
Здравствуйте Ольга!
Обида - это чувство, возникающее, когда наши ожидания расходятся с реальностью.
Что такое ожидания? Это Ваши фантазии и представления о том, как кто-то другой должен себя вести по отношению к Вам.
Но каждый человек свободен в своем выборе. Вы же отвечаете не за поступки других, а за свою реакцию на события. Это единственное на что Вы реально можете влиять.
Обижаются в основном дети, потому что у них еще не сформированы зрелые схемы поведения, они считают себя пупами Земли и что все им должны. Но Вы уже далеко не ребенок, поэтому пора пересмотреть свои реакции и мировоззрение. Раз Вы написали сюда, значит, у Вас есть силы и готовность развиваться на этом пути.
Начнем с родителей. Эти люди для Вас, в норме, должны быть подобны Богу, потому что через них Вы пришли в этот мир, а что может быть дороже Жизни? Ничего! Поэтому, единственное, что Вы можете делать для них это благодарить, любить и уважать. Все остальные негативные чувства, которые Вы испытываете к ним - от гордыни или эгоизма. Учитесь анализировать и подмечать в себе эти состояния. А заметив - менять свое отношение.
Дальше, что касается Ваших мыслей, то в каждом своем письме я пишу, что жизненно важно учиться контролировать их, не допускать в сознание деструктивных и разрушающих мыслей. Для этого нужно учиться развивать в себе позицию Наблюдателя, критично относиться к информации и не уделять внимания мыслям-паразитам, вроде тех, что Вы описываете ("пытаюсь найти что то негативное или что то что направлено против меня").
Человек прежде всего существо Духовное, а Душа Ваша не может генерировать мысли, тем более негативные, следовательно они происходят от животной, инстинктивной природы. А Вы ее слушаете и думаете, будто это Ваши мысли. Тогда возникает вопрос кто же Вы? Кто внутри Вас выбирает чему уделять внимание? Ведь то огромное колличество времени, которое Вы тратите на эти размышления, Вы могли бы направить на свое личностное развитие, на генерирование в себе чувства благодарности, радости, любви.
И из этого состояния Вы намного быстрее и легче бы смогли найти выход из любой проблемы.
Поэтому, Ольга, основная рекомендация для Вас - это сразу же одергивать себя, как только отследите, что думаете негативные мысли в отношении себя или других.
Это не означает жить в розовых очках, как сейчас модно говорить, в позитивной психологии.
В жизни случаются разные ситуации, и нужно уметь брать ответственность за свои чувства и реакции на них. Т.е. осознать, что злитесь, обижаетесь, раздражаетесь и т.д. и осознав это - переключить внимание на что-то другое - заняться делом, или вспомнить, кому и за что Вы можете быть благодарны в эту же минуту.
Высший пилотаж - это быть благодарным "обидчику", потому как благодаря ему (ей) Вы увидели свою реакцию и осознали, что еще не в совершенстве владеете своими реакциями. Как сказал кто-то из великих, что "о человеке можно судить по проблеме, которая способна вывести его из себя."
Рекомендую Вам ознакомится с произведениями Анастасии Новых, например, "Сэнсей. Исконный Шамбалы", в них подробно описывается, как работать над своим Сознанием и личностным развитием.
Если захотите подробнее пообщаться-пишите, обязательно отвечу.
Верю в Вас и Ваши силы!