Как перестать быть никчемной и начать жить?

Вопрос психологу:
Здравствуйте, меня зовут Валерия, мне 21 год.
Я человек с довольно таки заниженной самооценкой и часто испытываю страх и сомнение перед многими вещами, отношения с мужчинами не складываются да и вообще не дай боже к кому-то привязаться.
Сейчас я проснулась от ночного кошмара, в нем фигурировала моя мать, она во сне беременна и избивает меня, приговаривая что-то вроде "я тебя не хотела рожать, меня заставили; что ребёнок в её утробе желанный, мои сестры желанные, а я нет". Пишу сейчас это и по щекам катятся слёзы, дело в том, что сон не без оснований. В детстве мать меня избивала при малейших проступках, я не имела права ошибаться, должна была все делать идеально. Если что-то делала не так, то она либо орала, словно я скотина какая-то, не человек, обзывала меня всякими словами говорившим о том, какая я никчемная ошибка жизни, либо использовала рукоприкладство, говорила, что не хотела меня рожать, что её заставили, к слову, родила она меня довольно рано - в 19. Это продолжалось до тех пор, пока я сама ей не ответила ударом. Я научилась лгать, не доверять благодаря моей матери, но училась в школе я хорошо - отличницей была. В средних классах у меня начались страшные проблемы из-за неуверенности в себе, я рано стала встречаться с парнями, мне хотелось любви. Но отношения никогда не складывались. Я была очень зажатой, замкнутой, недоверчивой.
У меня довольно часто случались депрессии, из-за парней, которых я любила, я впадаю в зависимость от них, растворяюсь в них, теряя себя. Я сама всегда первая от них уходила, потому что боялась, что они уйдут. Бросала университет дважды. Работала. Во время ответов на вопросы на меня часто накатывает приступ паники, я краснею, трясусь. В общем ничего хорошего. Часто я бездействию, потому что очень боюсь, боюсь, что не справлюсь и впадаю в своего рода апатию. Это мне мешает жить. Я как овощ. У меня нет настоящих друзей, я человек-сама по себе. Я написала про мать, потому что все-таки считаю, что ее воспитание отложило на мне большой отпечаток. И я думала, что простила ее, но как видите, мне по прежнему очень больно это вспоминать и я ее все же виню. Мои сестры не такие как я, они все доводят до конца, у них есть друзья, их, кстати, не воспитывали так сурово как меня.
Недавно я познакомилась с парнем, он такой же отбитый, извините за выражение. Я почувствовала в нем родного человека сразу, у нас даже секс случился на первом свидании. Но он меня оставил. На этот раз не я, а парень. Мне очень больно. Не надо было привязываться, но что сделано, то сделано. Прошу помогите мне справиться с собой, одна я не могу, не выходит, не принимаю себя, сомневаюсь в себе постоянно, считаю себя некрасивой. Мне уже 21, а я ничего не достигла ни в одной сфере, не довожу начатое до конца.
Автор вопроса: Валерия Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Гладкова Елена Николаевна.
Здравствуйте, Валерия!
Ну что же, один из самых первых шагов по дороге к своей независимости и счастливой жизни Вы уже сделали – признали, что есть что-то что мешает Вам достигать желаемого! Но будут еще и другие. Например, понимание того, что винить во всех своих бедах окружение уже бессмысленно, что нужно научиться справляться со своими страхами, что нужно брать ответственность за происходящее на себя, что 21 год – это еще не конец жизни и ошибок избежать невозможно и в более зрелом возрасте. Да много еще чего, о чем и не вспомнишь сейчас так сразу.
Но все-таки, 21 год не даром до сих пор в некоторых государствах считают возрастом совершеннолетия и самостоятельных решений и прав. Иногда и к этому возрасту сложно понять себя, свои желания, оценить свои возможности и имеющийся опыт для использования его самостоятельно.
Не буду отрицать, что большинство психологических проблем нас «накрывают» как отголосок ранних проблем в отношениях со значимыми для нас фигурами родителей и близких нам людей. Но рано или поздно приходит понимание того, что эти проблему не есть суть самих взаимоотношений с близкими и окружением, а лишь наследие нерешенных проблем родных нам людей, неумение или страхи, которые влияют на них самих, награждая нас таким «наследством».
Поэтому работа психологов заключается не только в сопровождении клиента в исследовании им своей истории развития, но и поддержки в его адаптации к ней, к переработке прежних «выводов» и принятых ранее форм взаимодействия с окружением с учетом этих новых для них знаний и открытий. Возможность не шаблоном использовать свой прежний опыт в построении отношений с окружением, а в возможности включать другие условия, допуская другие схемы, учитывая другие исходные данные в каждом конкретном случае.
Именно поэтому так желанная Вам помощь на подобном сайте не будет выглядеть как набор готовых схем и последовательность действий, а как возможность найти того, с кем будет комфортно заняться исследованием этой самой истории, ее переосмыслением для себя, с возможностью рассмотреть другие варианты взаимодействия с окружением. По ходу, это еще и возможность безопасно прояснить для себя свои желания, научиться ставить перед собой цели и достигать их, используя свои возможности и способности по максимуму. Это возможность научиться опираться на себя, перестать цепляться за зависимости от других, которые просто должны отзеркалить и подтвердить Ваше право быть счастливой по тому сценарию, который для Вас имеет значение и желаем, а не является процессом навязывания извне, шаблоном, по которому социуму понятнее обозначать и ранжировать Вас в своем желании сделать управляемой и прогнозируемой.
Спонтанность, опора на внутренние ощущения, эмоциональность это не всегда плохо и наказуемо. Но жить в гармонии с собой это не только использовать собственные эмоции для осуществления и достижения своих целей. Это еще и возможность не давать им управлять там, где нужен трезвый анализ ситуации и расчет последствий от возможного.
Так что, Валерия, займитесь в серьез изучением себя, своих сильных и слабых сторон, своих желаний и своих страхов и используйте эти знания для достижения всего, чего только захотите в этой жизни. Ибо нет ничего невозможного для того, кто знает чего хочет добиться, может оценить свои возможности и знает как укротить своих демонов.
С уважением, Елена Гладкова
P.S.Почему-то на этом сайте мало кто пользуется обратной связью. А иногда она очень полезна как для вопрошающих, так и для отвечающих!