От проблем ушла в мир фантазии.

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Помогите, пожалуйста.
Я всегда была ответственной, самодостаточной и независимой женщиной, любила фантазировать, но в меру.
Четыре года назад все изменилось. Я вышла замуж, начались проблемы с деньгами, здоровьем, ушла с работы. Вот уже год я дома, проблем меньше не становится и я "нашла" свой метод борьбы с ними - ушла в мир фантазии. По утрам не хочу встать, представляю себя кем то, кем на самом деле не являюсь. В течение дня выполняю обязанности по дому, но на автопилоте, в голове фантазии. Даже не мечты, мечты можно осуществить, а мои фантазии абсолютно далеки от реальности.
Не хочу искать работу, читать книги и прочее... Тело живёт на автопилоте в реальности, а голова в другом мире.
Понимаю, что если я не вернусь в реальность последствия будут катастрофичны - куча кредитов и долгов (уже есть, нужна работа), могу упустить сына, скоро переходный возраст, потерять мужа....
Иногда выхожу из ступора, на пару дней, просматриваю объявления, общаюсь с родными и близкими. Потом все возвращается на круги своя. Потеряла всех подруг, ведь не звоню и ни куда не выхожу из дома. Иногда хочется позвонить подруге, сходить с ней куда нибудь, вспоминаю, что денег нет и ближайшие пару лет и не будет, снова впадаю в апатию.... Мне 32, своего жилья нет, работы нет, денег нет, даже друзей нет.... Хорошо, что есть семья, но, боюсь, что если не вернусь в реальность и их потеряю.
Помогите, подскажите как выйти из этого состояния, как начать жить полной жизнью не смотря на проблемы, ведь раньше я была совсем другая.
Спасибо.
Автор вопроса: Таша Возраст: 32

На вопрос отвечает психолог Алферова Маргарита Олеговна.
Уважаемая Таша, здравствуйте!
Первое, что я посоветую, так это перестать ругать себя.
Вы пишите, что были самодостаточной и независимой женщиной. Вы такая и есть. просто вспомните это, вспомните себя такой, разбудите себя.
Вы не написали, что случилось 4 года назад. Да и вообще очень общее письмо. сложно дать конкретный совет.
Хорошо, что Вы понимание свою ответственность за свою жизнь. Так же Вы понимаете ответственность за то, что происходит вокруг и за воспитание ребенка.
Единственное... почему Вы считаете полностью себя ответственной за жизнь вашей семьи? Вы с мужем обсуждаете проблемы? как вы вместе решаете их? Вы же не одна!!!! Вы семья и правильно вместе обсуждать и решать задачи!!! Какую ответственность несет Ваш муж? Он же мужчина!
Часто люди уходят в фантазии (это как механизм психологической защиты), когда не могут в данный момент справиться с какой то травмой. Жить в фантазии возможно легче, ведь не надо ничего предпринимать, а значит и не надо бояться, что что-то не получится. возможно, что Вы очень боитесь жизни, очень боитесь, что у Вас не получится. Это сильная зависимость от внешней оценки. что этому способствовало - только Вам известно.
Сейчас. Вы сами понимаете, что надо меняться и менять жизнь. Это не так легко. Потому что жить в фантазии стало уже привычкой. А привычки нам дороги и избавиться от них не всегда легко. Придется прикладывать силу воли. Волшебной палочки нет. сразу скажу.
Вам необходимо захотеть проснуться!!! не на 1, 2 дня, а на жизнь. и начать действовать.
Есть такое направление в психологии - бихивиоризм (стимул-реакция). вам необходимо самой себе начать прививать новые привычки. Конечно же можно применить только силу воли. Но! это сложно и внутри будет сопротивление. Поэтому важно самозамотивировать себя. Вам важно захотеть проснуться. Подумайте для чего это вам.
Предлагаю сделать следующее упражнение: можно взять листок бумаги и разделить его на две части. В первой части вверху написать "ХОЧУ", во второй части вверху написать "МОГУ". В течение нескольких дней записывать все, что придет в голову. Написать, оставить, потом снова вернуться. Процесс в любом случае уже пойдет, и в голове мысли будут крутиться. Через несколько дней взять листы и проанализировать все, что там написано. Теперь надо подумать ЧТО из того, что написано в первой части соответствует второй. Затем подумать, а что можно сделать, чтобы то, что написано в первой части перешло во вторую. Подумать КАК это можно сделать, какие ресурсы нужны и т.д. и так по каждому пункту.
Пусть будут прям планы по реализации. После этого процесса, а это потребует усилий и умственной работы, можно приступить к следующему этапу.
Теперь надо проанализировать и подумать Как и ЧТО то, что написано во второй части может соответствовать какой-либо работе, КУДА и КАК можно применить то, что Вы можете, и хотите. Фантазируйте, как угодно (пусть фантазия улетает как угодно далеко), а потом только уже критически анализируйте. Запишите это. Может оно, как первая ступенька к Вашей мечте. Мечтайте. Но чем хорошо это упражнение, так это тем, что это не просто мечты. Вы мечтаете исходя из Ваших возможностей, талантов, а это придает реалистичность мечтам и дает уверенность, что это Ваше и Вы этого достойны, а значит Вас оценят по достоинству.
Используйте маленькие шаги к успеху, от наименее значимого и сложного к более и обязательно награждая себя за каждую победу над каждой проблемой и страхом. Лучше вообще исключить слово проблема. а использовать слово задача. составьте себе план действий и вычеркивайте то, что сделали. повесьте себе план на холодильник. поставьте себе цель - каждый день сделать что-то из плана. Обязательно награждайте себя за даже маленький шаг вперед, чтобы сформировать позитивную реакцию на делание, а не фантазию. Сами решите чем будете себя награждать. Чтобы новая привычка действовать утвердилась надо действовать не менее 21 дня, а лучше месяц, два. Поставьте себя в такие условия, чтобы не было возможности не действовать (не покупать в прок - чтобы чаще ходить в магазин. гулять в ребенком, играть с ребенком. не позволять себе чего-то, пока не потратите время на поиск работы.... придумайте. у вас же фантазия хорошо развита. а если будете награждать себя за сделанное, то постепенно сами не заметите, как будете сами хотеть что-то сделать, чтобы наградить себя, побаловать. НО!!! без делания никакого баловства).
Составьте список задач и проранжируйте его по сложности и начинайте работать с наименее значимого для Вас (чтобы начать с наименее сложного. чтобы поднимать свою самооценку за выполненную задачу).
Можете начать свою деятельность с хобби. Вспомните, что Вы любили делать, что получалось.
Начните с вопроса "Чем я могу быть полезной?" Главное начать действовать в интересном Вам направлении, тогда и депрессия, и апатия пройдут.
Вы пришли в этот мир, поскольку Жизни , Вселенной, Миру нужны именно Вы! Вы, и никто другой! Вы – воплощение чего-то очень важного, нужного, особенного. Вам не нужно быть кем-то, кроме самой себя. Каждый человек вносит свой вклад в Жизнь. Вглядитесь в себя и примите себя! Вы можете цвести, радоваться Жизни и развивать свои лучшие качества!
Составьте 2 списка: в одном напишите то, чего Вы не умеете, в другом то, что Вы умеете делать хорошо. Затем: перечитайте оба списка несколько раз, стараясь сформировать целостную картину своих сильных и слабых сторон. Это упражнение, если его практиковать регулярно, помогает сфокусировать Ваше внимание на нюансах, уйти от глобального «я ни на что не способен» к более конкретному «у меня есть трудности в некоторых моментах, но я много чего знаю и умею». Это упражнение так же поднимет самооценку.
для принятия ответственности:
На листе бумаге напишите:
1 список - я должна … напишите несколько фраз
2 список этих же фраз, но замените начало фраз на я предпочитаю и напишите это
Почувствуйте разницу
3 список фраз - я не могу… несколько фраз
4. замените начало этих фраз на я не хочу
Почувствуйте разницу
5. список фраз - мне надо…
6. замените на - я хочу…
Почувствуйте разницу
7 я боюсь, что…
8 замените на - я хотела бы…
Почувствуйте разницу
Что Вы выбираете: вынужденную ответственность или выбранную Вами добровольную. Отслеживайте в себе это.
Хочу предложить несколько упражнений для поднятия самооценки:
-) Любую негативную мысль, которая придет к Вам продолжите как устно, так и письменно Это хорошо тем, что… А за то… и позитивное… Делать это упражнение не меньше 2 месяцев, чтобы позитивное видение вернулось и заменило негативное.
-) Возможно ВСЕ!!! Все преграды, ограничения у нас в голове. Есть много техник из Симорона. Жизнь – игра! Придумайте Волшебный ритуал по избавлению от чего-то плохого, того, что Вам не нравится, мешает или по приобретению того, чего хотелось бы…найдите, почитайте про симорон. научитесь весело смотреть на мир и на себя.
-) «Я молодец!» Напишите на листе бумаги - я молодец потому что: … Можно сохранить это написанное и повесить на видное место.
-) Принцип «маленькая радость» - запланировать и доставить самой себе радость. Даже если это будет всего 5 минут. Это хорошая поддержка на эмоциональном уровне.
Помните, что жизнь сама по себе не является проблемой, хотя она, и непростая штука. Она может подкидывать нам неприятные сюрпризы, но проблема - это то, что создано нами, нашим восприятием, а значит мы может это изменить :).
-) Если есть кто-то кому Вы доверяете, то договоритесь с ними, чтобы они почаще говорили Вам комплименты, повторяли, что верят в Вас. Напоминали Вам, какая Вы на самом деле!!!! уникальная, уверенная в себе, все могущая!!!
-) Пропишите черты характера, которые Вам нравятся в Вас. увеличивайте этот список. Перечитывайте этот список, когда будет грустно.
Важно поменять парадигму в голове с должна на хочу?! Увидеть возможности, а не обязанности. Все проблемы в нашей голове.
Представьте себе, что никто Вас не заставляет, никто не уговаривает, что Вы сами хотите, что это Вы приняли такое решение, Вы сами этого хотите!!!
Каждый человек уникален и у каждого есть свои особенности и уникальные таланты, которые необходимо открыть и развивать.
Когда Вам необходимо сделать выбор. Представьте себе квадрат разделённый на четыре части. По одной оси будет «получу - потеряю», по другой «сделаю - не сделаю».
А дальше вам просто нужно будет записать в каждой соответствующей области приобретения и потери.
- Что я получу, если сделаю?
- Что я потеряю, если сделаю?
- Что я получу, если не сделаю?
- Что я потеряю, если не сделаю?
Вам важно почаще читать тексты мотиваторы, аффирмации по уверенности в себе.
Вы все можете! просто вспомните это!!!
Вы пишите, что выполняете обязаности по дому. Но ведь можно к этому относиться как к тому, что хочется делать, как к любимому занятию... смените парадигму с должна на хочу.
Почему Вы сами себе отказываете в общении с подругами. Для этого совсем не обязательно иметь деньги. Можно просто погулять в парке, пообщаться. Женщинам так важно просто общаться, выговариваться. Да можно встретиться и просто на кухне за чашкой чая. С чего Вы решили, что нужны деньги для дружбы. Это Ваши " тараканы" - уж извините.
Конечно же важно понять причину Вашего нежелания возвращаться в реальны мир.
Напишите: чего я боюсь..пишите, пока не исчерпаетесь. напишите, почему мне не хочется жить в реальности... на каждый ответ пишите опять почему... и на следующее выражение ..почему... пока не исчерпаетесь. Вам важно понять себя.
Но!!!! намного важнее начать действовать. Только начав делать Вы снова вернете себе уверенность.
Я желаю Вам успеха!