Миллион личностных проблем, о которых никому не говорю.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! В моем случае даже не знаю с чего начать. Моя жизнь свалилась куда-то на самое дно. В ней нет особого смысла . Как это должно быть у нормальных людей. Я ненавижу себя , часто психую , срываюсь на всех . Отношения с семьёй ( родителями) стали ужасными , я часто грублю. Отвыкла делиться с кем-то своей жизнью , на любые вопросы отвечаю неохотно, порой грубо. Личная жизнь с МЧ превратилась в дружбу . Живу одна , привыкла замыкаться в себе. Ненавижу свою внешность , раньше пользовалась жутким успехом у противоположного пола , сейчас поправилась , растеряла друзей. И ещё Причём с незнакомыми людьми ( иногда и с близкими) чаще улыбаюсь , не показывая , что внутри. А по вечерам реву навзрыд. С виду может показаться , что у меня все красиво и здорово . Новый дом , собака , одежда . Но это я сама создала эту оболочку , за ней лишь несчастный человек. Мои близкие люди считают, что я грублю, говорю , что не люблю себя ,потому что хочу привлечь внимание и вообще высокого о себе мнения. Но все дело в том , что как раз таки мнение у меня о себе отвратительное. Я не привыкла делиться с кем-то секретами, доверяю только себе , потому что моя мама никогда не проявляла желания поговорить по душам . Я никогда не слышала от неё «дочке , что у тебя на душе, что тебя тревожит?». Поэтому я всегда в себе держу свои мысли . Даже подруге никогда не рассказывала , потому что не привыкла к этому. У меня куча тайн, но я точно знаю , что когда-то я заберу их в могилу. Это можно продолжать бесконечно , но кажется , что в моей жизни недалеко до срыва .
Автор вопроса: Злата Возраст: 26

На вопрос отвечает психолог Алферова Маргарита Олеговна.
Уважаемая Злата, здравствуйте!
Вы пишите, что жизнь свалилась. А была ли Ваша жизнь счастливой? когда и что это была за жизнь. Хотя важнее понять что случилось, что изменилось? Важно понять, что изменилось именно в Вас? в Вашем отношении к жизни?. что Вас так сильно свалило?.
Был ли когда то смысл? О чем Вы мечтали в детстве, юношестве? Вспомните это. Чем так сильно отличается Ваша жизнь от Вашей мечты? Что Вы можете сделать, что изменить это? Что именно Вы делаете, чтобы изменить это?. Вы же взрослый человек и понимаете, что волшебной палочки нет. Вы понимаете, что с прежним настроением, с прежними инструментами (действия. которые не работают) добиться иного результата невозможно. Это как варить суп. Один раз сварила - не вкусно. И в следующий раз начинаешь варить по тому же рецепту, из тех же продуктов и все делаешь точно так же. но почему то ждешь, что вкус будет другой. потом обижаешься на всех и себя и вообще отказываешься варить суп.
Самое худшее, что Вы можете продолжать делать, это обижаться, злится на себя, родных, судьбу. Очень важно ПРОСТИТЬ!!! простить всех и себя.
Вы не написали, что происходит у вас с молодым человеком. но возможно отношения с ним (вернее их отсутствие ) сейчас так сильно Вас огорчает. Возможно, что Вы очень боитесь будущее, боитесь одиночества. Боитесь, что ничего не изменится. НО! правда жизни и подарок в том, что ВСЕ ЗАВИТ только от ВАС!!!
Вы молодец!!! Вы сделали первый шаг! Вы осознали, что надо меняться! Вы написали сюда!. я надеюсь, что Вы начнете меняться и начнете действовать.
Как я уже написала Вам важно простить те обиды, которые накопились. И это сделать это важно для себя! Найдите сами техники, найдите те, которые Вам будут близки. в рамках одного письма сложно охватить все. а процесс прощения не такой уж и легкий и не быстрый.
Далее вам надо заняться самопринятием. Даже не повышением самооценки, а именно самопринятием и любовью к себе такой какая Вы есть. Вы можете почитать либо мои, либо других психологов статьи на эти темы. Но это очень важно!!!! САМОПРИНЯТИЕ!!!!!!
Вам важно понять себя. Важно понять, что же Вас так сильно гложет. Здесь может помочь ведение дневника. Записывайте туда все свои мысли и чувства, не контролируя себя. почитаете месяц спустя и проанализируйте. может заметите что то общее, или вообще придет понимание, что именно вас так беспокоит.
Ведение дневника Вам может помочь еще и в свете того, что Вы пишите, что все держите в себе. А это опасно. опасно подавлять свои чувства и эмоции. вредно и очень утомительно постоянно носить маски. Вам важно выговариваться. Есть сейчас нет рядом человека, которому бы Вы доверяли, то начните доверять дневнику и рассказывайте ему все, делитесь своими мыслями, чувствами... можно еще высказывать свои мысли и чувства на свечу, воду. Если накопилось много негативной энергии то ее важно тоже отпускать. можно пойти в лес и очень хорошо прокричаться там. Ну или, как вариант пойти в парк атракционов. там и вы и позитив получите и покричите. точно будет толк.
Очень помогает занятие спортом. Давно известно, что после определенного времени нагрузки начинают вырабатываться гормоны счастья, но так же уходит негативная энергия, застои ее в теле, зажимы. Вам очень важно начать выплескивать весь негатив, НО!!! экологичным способом.
При депрессия выделяют несколько ложных верований, высказываний, в которые поверили, но именно из-за которых и начинаются депрессивные состояния. Надо обязательно их у себя отслеживать и переварачивать, переписывать, переделывать и внушать себе противоположное.
1) чтобы быть счастливым, я должен быть удачливым во всех сферах своей жизни, во всех начинаниях, ВО ВСЕМ;
2) чтобы чувствовать себя счастливым, меня должны любить и принимать ВСЕ и ВСЕГДА;
3) если я допускаю ошибку, следовательно, я глупый, я никчемный, я ничего не могу, я не имею право на ошибку, я не должен совершать ошибки НИКОГДА;
4) если я не достиг вершины, то потерпел провал. я должен достичь обязательно вершины, у меня ВСЕГДА ВСЕ должно быть лучше всех;
5) как чудесно быть популярным, известным, богатым; как ужасно быть обычным, посредственным человеком;
6) моя ценность как личности определяется тем, что думают обо мне другие люди. Для меня очень важно, что думают обо мне другие. Мне плевать, что думают обо мне другие. Обо мне ВСЕ ВСЕГДА думают плохо. МЕНЯ не ценят, не любят НИКТО;
7) я не могу жить без любви. Если мой друг (подруга) меня не любит, я ни на что не годен, я ничтожество;
8) если кто-то со мной не соглашается, значит, он не любит меня. Если кто то спорит со мной, то он против меня. Если кто-то имеет противоположную точку зрения, значит он против меня и т.д. Мир жесток...
Эти мысли деструктивны и чаще всего не имеют ничего общего с реальностью Очень важно исключит понятия и слова глобализмы, такие ВСЕ, всегда, никто, никогда и т.д.
Желательно убрать из своего лексикона слова должен... заменить их на мой выбор, я хочу... Словами должен мы сами себя загоняем в угол и считаем, что выбора нет. но он есть всегда. даже отказ от выбора, это тоже выбор.
Когда грустно переключайте свое внимание, идите в лес, посмотрите комедию... возьмите свои мысли в свои руки. именно за мыслями (негативными) следуют негативные эмоции. Но мысли в Вашей голове, следовательно Вы управляете ими , а не они Вами.
В качестве ресурса в совладании со стрессом многие психологи рассматривают оптимизм, а так же внутреннее убеждение человека, что он способен справиться с проблемой.
Очень уязвимым в человеке является низкое самоуважение. Поэтому люди, склонные умалять свои способности и успехи, свое значение и достоинства, крайне болезненно переносят жизненные стрессы.
Психологами доказано, что более успешны и счастливы люди с интернальным локусом контроля, т.е. те люди, которые считают, что ответственность за все, что происходит в их жизни лежит именно на них.
Приведу пример, чтобы было более понятно: два биатлониста выступают на олимпийских играх, оба бегут дистанцию на лыжах и стреляют по целям, оба проигрывают первую гонку.
Размышления первого биатлониста с экстернальным локусом контроля: «Мне опять не повезло с погодой, смазка не подошла, потому что сказали не правильный прогноз погоды, когда стрелял, то ветер подул не в ту сторону, да и вообще именно в этот момент был сильный порыв ветра, да еще и судьи меня засудили. Может в следующий раз мне повезет больше».
К сожалению, за везение в жизни отвечают другие силы и это не подвластно человеку.
Размышления второго биатлониста с интернальным локусом контроля: «Я проиграл, потому что сам не учел некоторые моменты. Мне надо было подготовить другую смазку, завтра, на следующую гонку я обязательно продумаю несколько вариантов и подготовлю несколько смазок, посмотрю по обстоятельствам уже. Я не попал по цели, потому что сам не сделал поправку на ветер, обязательно учту это в следующей гонке». На следующей гонке он так все и делает.
Проконтролировать эти действия человек может, и тогда уже победа более зависит от него самого. По мнению психологов именно такие люди чаще всего побеждают.
Для Вас очень важно снова найти смысл своей жизни. Только Вы можете это сделать. Ведь он в Вас.
Очень часто помогает, когда люди начинают помогать другим. Может есть смысл начать какую то волонтерскую деятельность? Психологами давно доказано, что это поднимает самооценку, придет смысл...
Почаще вознаграждайте себя за что-то. Ведите свой дневник успеха. Записывайте туда то, что Вам кажется Вы сделали хорошо, или за что Вас похвалили. или поставьте себе цель и вознаграждайте себя за каждый шаг к этой цели. Дневник успеха вещь хорошая. Хвалите себя сами почаще.
Замените слово проблема на слово задача.
Чаще у людей отношение ко всему продиктовано их внутренним состоянием, общим фоном. Вы, наверное, и сами замечали: что когда у Вас хорошее настроение, жизнь кажется замечательной, вдруг случается какая-то неприятность, и Вы только слегка расстраиваетесь, но духом не падаете и вскоре с легкостью решаете возникшую проблему. Но, если бы Вы были в дурном расположении духа и произошло бы, то же самое или даже меньшее несчастье, Вы бы непременно восприняли произошедшее как трагедию мирового масштаба, причем увидели Вы бы в случившемся некий "закон подлости" или еще что-то в этом роде. Значит, дело вовсе не только в том, как мы относимся к тем или иным событиям в нашей жизни, а еще и в том, каков общий фон, общий настрой нашего внутреннего мира. Цените и берегите свой внутренний мир, его спокойствие, ощущение легкости, счастья. Найдите у себя те кнопки, нажатие на которые вводит Вас в ресурсное состояние позитива: это может быть чтение любимой книги, просмотр кинокомедии, игра с детьми, беседа с друзьями, творчество и т.д.
Можно выделить 2 пути развития и изменений: внешний (изменений обстоятельств, смена работы, партнера, места жительства и т.д.); внутренний (изменение себя, развитие личности, развитие качеств, изменение отношения к обстоятельствам). На мой взгляд, лучше начинать с внутренних.
Жизнь без цели может быть скучна и неинтересна, а главное может потерять смысл. Про важность понимания смысла жизни я писала в статье про кризис середины жизни.
Чтобы определиться с целью, чего Вы хотите, могу предложить следующий способ: Пофантазируйте…
Представьте, что Вы получили много денег, которых хватит абсолютно на все!!! Составьте для себя таблицу того, чтобы Вы тогда стали делать.
В одной графе - напишите ДА! То, что стали бы делать в этом случае (чтобы продолжили делать из того, что уже делаете). в следующей напишите - НЕТ! то, что не стали бы делать, что бы изменили в жизни. и в следующей напишите -НОВОЕ!!!! Новое, что впустили бы в свою жизнь
Анализируя написанное, Вы сможете легче понять чего же Вы хотите, т.к. будет снят барьер «это невозможно потому что…»
Есть хорошее упражнение для принятия себя и других:
Возьмите листок бумаги и напишите все свои качества, которые Вы цените в себе, все, что Вы приобрели в этой жизни (навыки, способности), то, что Вас делает сильным, успешным в чем-то. Просто возьмите и запишите. Только без придумывания.
Второе (на втором листе бумаги), что нужно сделать, это записать качества, которых у Вас пока не хватает. Например, терпения Вам не хватает, или не хватает решительности, мудрости в каких-то ситуациях, или чувствительности, внимательности к другому человеку. То есть надо записать качества, которых Вам не хватает, но которые хотели бы иметь. Записать качества, которые необходимы Вам для достижения определенной цели или налаживания отношений, например. Это будут некие реальные задачи, которые перед Вами стоят, качества, которые Вам нужно развивать, то к чему Вам надо стремиться.
А после этого посмотрите на все записанное (на 2 листа). На все это сразу.
Первая часть – это как раз то, при помощи чего Вы обретаете целостность, силу, гармонию. А вторая часть – это задачи, которые нужно решать.
После выполнения этого упражнения станет меньше шансов западать в ту или иную сторону (самовозвеличивание/самоуничижение; все могу/ничего не могу), потому что и здесь вроде что-то есть, и здесь вроде что-то есть. Вы уже не будете западать ни в гордыню со знаком превосходства «я все могу», ни в гордыню со знаком самоуничижения «я ничего не могу». Потому что Вы теперь видите реальность: вот Ваша сила - Ваши ресурсы, а вот Ваши слабости - Ваши задачи.
А теперь следующий шаг (так же очень важный), который нужно сделать: то же самое увидеть в другом человеке. Дать себе возможность увидеть в другом человеке его сильные стороны и задачи, которые ему необходимо еще решить. Понять, что другой человек может совершать ошибки, потому что не умеет пока справляться с чем-то, а не, потому что хочет навредить Вам.
То есть не только себя увидеть в реальности, но и другого, и понимать: у него есть сильные качества (это то, чему мне нужно учиться у него, то, какое благо я могу получить от общения с ним, ориентируясь на эти качества), а вот его слабости, с которыми мне надо держать определенную дистанцию, или, наоборот, мне нужно помогать этому человеку в том, чтобы он что-то приобрел, в том, чтобы помощь ему оказывать.
Перестаньте сравнивать себя с другими. Сравнивать надо только себя с самим собой прежним.
Помните, что самой выигрышной стратегией считается стратегия по принципу: «Я-ок - ты – ок», «я выиграл – ты выиграл».
Если все-таки Вы замечаете, что все стало плохо, что как будто на мир смотрите через черные очки, то хочу предложить следующие упражнения:
-) Любую негативную мысль, которая придет к Вам продолжите как устно, так и письменно
Это хорошо тем, что…
А за то…и позитивное…
Делать это упражнение не меньше 2 недель, чтобы позитивное видение вернулось и заменило негативное.
-) Возможно ВСЕ!!! Все преграды, ограничения у нас в голове. Есть много техник из Симорона. Жизнь –игра! Придумайте Волшебный ритуал по избавлению от чего-то плохого, того, что Вам не нравится, мешает или по приобретению то, чего хотелось бы…
-) «Я молодец!» Напишите на листе бумаги - я молодец потому что: … Можно сохранить это написанное и повесить на видное место.
-) Принцип «маленькая радость» - запланировать и доставить самому себе радость. Даже если это будет всего 5 минут. Это хорошая поддержка на эмоциональном уровне.
-) Когда появляется претензия к человеку, то можно остановиться и подумать какая именно потребность у Вас ущемлена – можно осознать и проговорить эту потребность. Затем можно проговорить эту потребность человеку, по отношению к которому есть претензия: «мне важно чувствовать от тебя… важно, необходимо получать, видеть, слышать от тебя…» осознать потребность и проговорить ее человеку. Другому лучше говорить я нуждаюсь в чем то, чем я хочу.
Помните, что ВСЕГДА есть выбор!!! Задавайте себе вопрос, а в чем может быть альтернатива? Чаще всего 2 крайности реализуются, а важен 3-ий срединный путь: привязанность/антипатия, розовые очки/черные очки; очарованность/разочарование – а важно ПРИНЯТИЕ!!!
От привязанностей следуют ожидания, а далее претензии. Порочный круг, который можно прервать принятием, позицией ученика (зачем мне дается эта ситуация, в чем урок).
Есть мнение, что борьба с негативными качествами невозможна, это не тот путь. Нужно в себе развивать энтузиазм, сострадание, любовь - тогда просто не будет места гневу, жадности, гордыне и скуке. Лучше созидать, чем разрушать в том числе и себя.
Давайте с Вами договоримся - с этой минуты Вы ПРЕКРАЩАЕТЕ
себя ругать, т.е. абсолютно и вообще. Сначала отслеживайте в себе
это и говорите СТОП!. Договорились? ВСЁ! Вы больше не ругаете себя.
А если кто-то другой начинает ругать Вас, то просто мысленно говорите себе, что это мнение этого человека и оно может быть ошибочным, что человек может ошибаться или не знать всего (и прощаете этого человека).
Если Вы понимаете, что сделали ошибку, то и в этом случае не ругаете себя, а говорите себе, что это хорошо, что Вы получили урок, что Вы научились новому навыку (ведь теперь Вы знаете, что это неправильно и больше так делать не будете).
Без ошибок не будет опыта, без ошибок не находят правды и нового. Разрешите себе ошибаться. Это нормально!!!!
Сделайте упражнение: - постарайтесь хотя бы в течении 2 месяцев абсолютно во всем видеть хорошее, даже в плохом найдите хорошее (ногу подвернул, хорошо, что не сломал; порвала кофточку - хорошо, есть повод купить новую; двойку получила - хорошо, теперь лучше буду готовиться и знаю, где надо приложить больше усилий, на работу не взяли - хорошо, значит это не моя работа, а моя работа меня ждет и т.д.).
Заведите дневник успеха: записывайте туда все то, что Вы когда-либо (начиная с детства) делали успешно (например, выучила стих сама и получила за это 5 и т.д.). Ведите дневник на постоянной основе. И читайте его, когда грустно. Это Ваш ресурс.
Каждое утро, просыпаясь вставайте перед зеркалом и улыбайтесь себе! Это важно. Улыбайтесь себе и говорите добрые слова. Сначала, возможно, это будет сложно сделать, поэтому заранее придумайте для себя добрые слова и комплименты и говорите через силу. Дальше будет проще. Говорите сами себе, что любите себя, смотря в свои глаза в зеркало.
Очень длинный получился ответ.
Я верю, что у Вас все будет хорошо и желаю Вам счастья!