Чрезмерное фантазирование. Мечты приукрашивают мою реальность.

Вопрос психологу:
Здравствуйте! Я очень мечтательный человек и с детства у меня появилась привычка каждый раз когда я дома одна я включаю музыку в наушниках и мечтаю .. при этом эти «мечты» скорее связаны с приукрашиванием моей реальности, то есть я представляю какие то ситуации, которые я бы хотела, чтобы произошли (к примеру, в личной жизни: где бы я хотела встретиться , что сказать) и во время этих «мечтаний» я прямо таки наворачиваю круги по комнате, даже могу жестикулировать или проговаривать то, что думаю или как бы разговариваю с «человеком», воображая его перед собой.
Когда я была маленькая, эти мечты были связаны со сказочной жизнью , с возрастом они стали гораздо приземленнее и никакой сказки в них нет. Но мечтать в детстве и воображать что то нормально, но мне 21 год сейчас и я по прежнему занимаюсь воображением. И это мне прям НУЖНО , у меня будто бы улучшается настроение, появляется энергия и я люблю себя больше такой какой я себя «воображаю», в моих мечтах я более успешная и привлекательная)) Иногда даже когда дома моя мама , я закрываю дверь в свою комнату на защелку и злюсь , если она мешает мне мечтать. И это прям обязательная «процедура» если я дома! Даже если я пришла уставшая и хочу спать , валясь с ног , я все равно помечтаю, послушаю музыку. Причём я это делать лёжа не могу , обязательно нужно двигаться , ходить по комнате. Такие вот дела , диагноз не иначе ! Объясните мне ,пожалуйста , это патология или что со мной не так?
Раньше не задумывалась об этом , а сегодня посмотрела фильм про психбольного, проанализировала своё поведение и поняла , что это вообще ненормально .. ну либо другие люди просто молчат об этом !
Вообще я считаю это проблемой , потому что я трачу много времени на это и иногда например не успеваю сделать что то по учебе , потому что всё своё свободное время я потратила на мечты ..
Надеюсь , вы поможете мне разобраться с этим. Заранее спасибо.
Автор вопроса: Лия Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Литвиненко Лидия Викторовна.
Здравствуйте Лия!
Поспешу Вас успокоить, мечтательность Ваша - это не патология и пока диагноза у Вас нет. Это часто встречающийся феномен, появляющийся в детстве и исчезающий сам по себе, как только человек начинает вести активную социальную жизнь - появляются друзья, отношения. Многие расценивают способность к фантазиям и мечтательности как дар, не каждому свойственный. Направленный в правильное русло он может дать феноменальные результаты.
Проблема возникает тогда, когда человек чрезмерно предаётся фантазиям и мечтаниям, запуская при этом остальные области жизни - академическую, профессиональную, уходит от реальности в воображаемое, предпочитает социализироваться в голове с воображаемыми друзьями, нежели строить отношения с теми, кто рядом. Официального диагноза для такого состояния нет, но сам феномен известен под названием «дезадаптивная мечтательность» или «навязчивые грёзы».
Какова причина, лежащая в основе дезадаптивной мечтательности? Существуют разные пути, приводящие к этому. Считается, что такой феномен развивается у людей, которые пережили болезненный опыт в детстве - насилие, лишения, отвержение родителями или сверстниками. Как следствие, мечтательность - это защита от невыносимости бытия, человек таким образом справляется с тем, что ему трудно принять в реальности.
С другой стороны, дезадаптивная мечтательность является своего рода зависимостью, как алкогольная, наркотическая, игровая, потребностью без которой человеку скучно и одиноко жить. Погружение в гущу интересных событий в голове, создание целых фантазийных серий и сезонов, приносит человеку огромное удовольствие. Ещё, например, есть такое расстройство как обсессивно-компульсивный синдром или навязчивое поведение. Человек напрягается очень сильно внутри и чтобы уменьшить напряжение совершает какое-то навязчивое действие, как-то: по многу раз проверяет закрыл ли он дверь, начинает грызть ногти, выдёргивать волосы, придумывает какие-то ритуалы. Точно так же, в дезадаптивной мечтательности присутствует элемент компульсии, потребности совершить какое-то действие, то есть помечтать, чтобы стало хорошо, поднялось настроение, стало спокойнее.
Из Ваших слов я понимаю, что Ваша мечтательность всё же мешает Вашему полноценному функционированию - Вы теряете время, не можете собраться, отказываетесь от общения ради собственных грёз. Вы сами пишете, что у Вас особенная потребность в этом и как следствие - улучшается настроение, появляется энергия и любите себя больше такой какой воображаете. Проблема в том, что это слегка иллюзия, самообман и дальше Вашей головы это не идёт, а время уходит. Есть риск, что это будет негативно отражаться на Вашей профессиональной и личной жизни, будет проявляться рассеянность, плохое настроение от этого, вплоть до депресии (по крайней мере такие возможные прогнозы). Если у Вас есть мужество и готовность бороться с этим, приступайте незамедля. Я не знаю Вашей личной ситуации, каким было Ваше детство и какова конкретно Ваша причина навязчивых грёз. Если Вы застенчивый человек, то это может быть побегом от общения. В таком случае нет другой пилюли как только учиться общению и оттачиванию этих навыков в обществе. Если Вы себя воображаете успешнее, круче или, скажем, талантливее, то это всё указатели Ваших желаний, и вместо того, чтобы это прокручивать в голове вхолостую, выписывайте это и пытайтесь реализовывать в жизни, составив поэтапный план. Старайтесь замечать моменты, когда Вы входите в состояние мечтательности, останавливать их сперва хотя бы не надолго, минут на 10, например физическими упражнениями, чтением вслух, декламированием стиха, разговором с мамой и постепенно увеличивайте время. Обычно излишняя мечтательность и сама уходит, когда жизнь погружает человека в работу, в общение.
Советую Вам посмотреть фильм «Невероятная жизнь Уолтера Митти», думаю Вы узнаете свою ситуацию. Почитайте в интернете статьи на эту тему, много чего найдётся полезного. Если окажется, что это огромная проблема для Вас и своими силами Вы справиться не в силах, можете обратиться к когнитивно-поведенческому терапевту.
Желаю Вам только конструктивных мечтаний, которые бы воплощались в жизнь и не отнимали у Вас драгоценное время. Всего доброго, Лидия.