Психотравма в бессознательном возрасте. Хочу вычистить это из себя.

Вопрос психологу:

Я долгие годы занималась самостоятельной психотерапией, а именно задавала себе вопросы и находила на них ответы, почему со мной что-то не так происходит, я сталкиваюсь с плохими людьми, почему я испытываю те и иные эмоции и состояния, почему моя жизнь "стоит".. и в подобном ключе.

Последовательно я проработала много своих комплексов, ещё с детского сада и вот до сорока с лишним лет. Тем не менее, я упёрлась в постоянно повторяющееся состояние, которое, именно оно, связывает меня по рукам, не дает что-то активно начинать и делать.

Переживается оно, как мгновенное переживание смерти, всякий раз с разной степенью силы, по-разному протяженно во времени, в зависимости от того, как мне удается это отслеживать и справляться.

А конкретно перед самым моментом начала какого-то дела, я испытываю чувство сродни замешательству, ум как-будто останавливается, и начинаю как бы уклоняться и отвлекаться от приступания к делу, замещаю себе это решительное и важное дело массой нужных мелких дел, которые можно отложить или вообще обойтись..

На физическом уровне я чувствую скрытое смятение, тревогу, мощнейшее беспокойство, которые до определённого времени я не могла выявить сознанием, которые переживались, как предчувствие боли, чудовищной угрозы... И я понимаю, что именно засевший когда-то страх провоцирует ступор, фрустрацию, отказ от выполнения дела и все эти лихорадочные эмоции.

Я даже выявила, когда бы это могло со мной происходить, когда бы и кто бы мог всадить мне это глубоко в мозг, так, что я и вытащить не могу. Это была моя мать, которая сама очень тревожная и "покалеченная жизнью", ищущая до сих пор признания, раскрытия своей жизни и одновременно свободы. В виду чего, столкнувшись со мной, фактом своей нежелательной беременности мной, очень трудными родами и последующей необходимостью заботиться, вместо того, чтобы развивать свою жизнь, восприняла меня, как проблему. И ее методом был мощный душераздирающий крик, крик опасности, который заставлял, видимо, меня-ребёнка отказываться от желания пойти, залезть и так далее, от собственных намерений, потому что я ощущала в крике матери прямое предупреждение о возможной смерти от своего действия. Я даже спрашивала ее о своей младенческой жизни, которую я не помню, и она рассказала один такой достоверный эпизод, который завершил мои поиски своей проблемы.

На свою мать я совсем не обижаюсь, я знаю ее жизнь и причины её поведения, знаю, что она не желала мне зла. Она так же окрикивала мою сестру при ее воспитании и свою внучку - и я не смогла до конца объяснить ей, что она делает. Одним словом, с поры моей психотравмы прошла целая жизнь, а я только сейчас смогла довести до своего сознания, что переживаю начало любого своего дела, как будто кто-то кричит мне "Нельзя! Умрешь". И очень редко, через помрачненность, через подступающий к горлу ком и стеснение в животе мне удается все же начать что-то, двинуть какое-то настоящее судьбоносное для меня дело, при каждом этапе ужасающе пробуксовывающее. Такое состояние может повторяться десятки раз на дню, если в день надо принимать судьбоносные решения и переходить от этапа к этапу. Это всё конечно ненормально, это отняло целую жизнь и я хочу вычистить это из себя, чтобы остаток жизни заниматься жизнью и делами, призванием, а не ерундой.

Автор вопроса: Василиса Возраст: 40

На вопрос отвечает психолог Алибекова Рината Жолдасовна.

Дорогая Василиса, спасибо вам за письмо.

Насколько я поняла, вы долгое время пытались исследовать себя, обстоятельства своей жизни, которые могли бы дать объяснение вашему нынешнему состоянию, однако понимание обстоятельств не дает чувства избавления, ситуация остается не прожитой, продолжает возвращаться.

Я предполагаю, что в ходе исследования своих чувств вы интеллектуализируете вместо того, чтобы разрешить себе почувствовать. «А конкретно перед самым моментом начала какого-то дела, я испытываю чувство сродни замешательству, ум как-будто останавливается, и начинаю как бы уклоняться и отвлекаться от приступания к делу, замещаю себе это решительное и важное дело массой нужных мелких дел, которые можно отложить или вообще обойтись.. На физическом уровне я чувствую скрытое смятение, тревогу, мощнейшее беспокойство, которые до определённого времени я не могла выявить сознанием, которые переживались, как предчувствие боли, чудовищной угрозы... И я понимаю, что именно засевший когда-то страх провоцирует ступор, фрустрацию, отказ от выполнения дела и все эти лихорадочные эмоции» - вы чувствуете тревогу, страх, смятение и пытаетесь преодолеть все эти состояния. То есть ваш организм о чем-то настоятельно пытается рассказать, а вы вместо того, чтобы выслушать, пытаетесь заставить его замолчать. Обычно в терапии создается возможность не убегать от этих чувств, а дать им развиться, побыть в них. Рядом обязательно должен находиться человек, который может оказать поддержку в проживании чувств, которому вы доверяете, обычно это психолог.

«Я даже выявила, когда бы это могло со мной происходить, когда бы и кто бы мог всадить мне это глубоко в мозг, так, что я и вытащить не могу. Это была моя мать, которая сама очень тревожная и "покалеченная жизнью", ищущая до сих пор признания, раскрытия своей жизни и одновременно свободы. В виду чего, столкнувшись со мной, фактом своей нежелательной беременности мной, очень трудными родами и последующей необходимостью заботиться, вместо того, чтобы развивать свою жизнь, восприняла меня, как проблему. И ее методом был мощный душераздирающий крик, крик опасности, который заставлял, видимо, меня-ребёнка отказываться от желания пойти, залезть и так далее, от собственных намерений, потому что я ощущала в крике матери прямое предупреждение о возможной смерти от своего действия» - то, что вы описываете вызывает у меня много сочувствия. Действительно, маленький ребенок, который пытается исследовать пространство вокруг, выражает таким образом своей любопытство и любовь к жизни. Грубые повторяющиеся попытки нарушить этот процесс могут вызвать страх, который вполне может быть сейчас причиной ваших чувств. Однако ваше высказывание «На свою мать я совсем не обижаюсь, я знаю ее жизнь и причины её поведения, знаю, что она не желала мне зла» достаточно противоречиво. У вас, когда вы были ребенком, не было возможности анализировать, рационализировать действия других, а значит вы были беззащитны перед тем, что испытывали в результате их действий. Могу предположить, что именно эти представления были вытеснены. Складывается ощущение, что вы запретили себе злиться и обижаться на маму, хотя вполне естественно было бы иметь разные чувства по отношению к ней. Я думаю, необходим процесс, который сможет помочь вам обнаружить у себя амбивалентные чувств по отношению к ситуации, к маме.

Через проживание амбивалентных чувств по отношению к вашему детству, его конкретным эпизодам, к вашей маме, вы сможете разрешить интрапсихический конфликт.

Всего вам доброго,

Рината

Оцените ответ психолога:

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг: 4.67; 3 Отзыва
Психолог Алибекова Рината Жолдасовна

Автор: Алибекова Рината Жолдасовна

Город: Алматы

Квалификация: Психолог

Ответов психолога на сайте: 31

Добавить комментарий

Данная форма предназначена только для комментирования текущих публикаций. Если у вас есть вопрос психологу, то его следует задавать здесь.


2019-10-22