Кажется, что жизнь в тупике.

Вопрос психологу:
Доброго времени суток.
Около года назад была депрессия длинною в полгода из-за токсичных отношений, перегрузок на работе, денежных долгов. АД принимать не смогла по причине непереносимости.
Пустила все на самотёк, спустя какое-то время было чувство, что все прошло. Но кажется, что не прошло, а просто ушло ещё глубже. Моральное состояние стабильное, почти не ощущаю радости, счастья, горя и печали, события которые должны приносить расстройства не вызывают ярких эмоций, с событиями противоположного характера - ситуация аналогичная. Понимаю, что это ненормально лично для меня, меня это тревожит. Я нигде не чувствую себя в безопасности, не чувствую расслабленности. Плюс ко всему мне все лень. Мне лень делать вещи, которые не вписываются в мои ежедневные обязанности рабочие или домашние. Работа дискомфорта не доставляет, но больше чем нужно я там не делаю, без энтузиазма берусь за нестандартные задания. Дома я делаю только необходимые дела, которые поддерживают мою жизнедеятельность на приемлемом уроне. Мне лень делать лишние движения: гигиенические процедуры отнимают много сил, уход за собой перестал быть в радость. Объективно чистая, без посторонних запахов и ладно. Мне лень ходить в магазин, лень пройтись пешком дальше, чем от машины до подъезда, я всегда ищу места где мне по-ближе проехать к месту назначения, а не как к нему пройти. Есть мысли пойти в спортзал, но мне лень даже достать спортивную одежду из шкафа и хотя бы отнести ее в машину. Мне лень разговаривать с людьми, писать. Сейчас моя жизнь заключается лишь в том, чтобы выполнять только необходимые для нормального социального существования функции.
Я начинаю задумываться о том, что депрессия не прошла, а лишь усугубилась, и что к душевной боли я просто давно привыкла, поэтому не ощущаю ее. Пожалуйста, помогите разобраться в себе! Я уже не могу понять в чем причина моего состояния.
Автор вопроса: Вероника Возраст: 28

На вопрос отвечает психолог Соколова Наталия Александровна.
Здравствуйте, Вероника!
Начальная стадия депрессии имеет слабовыраженный характер и со временем, набирая обороты, достигает своего пика, после чего её интенсивность снижается.
С одной стороны, свое состояние пассивности Вы оправдываете чувством сильной усталости, и это объяснение может быть убедительным. Однако на самом деле оно является ложным. С другой стороны, такое состояние может расцениваться как свидетельство необратимых личностных изменений, что обусловлено отсутствием эмоциональных реакции на происходящее вокруг. Это может происходить из-за отсутствия мотивации к деятельности. Вы анализируете и обдумываете ситуацию, вместо того, чтобы предпринимать какие-либо шаги к изменению.
Вы пишите, что год назад у Вас была депрессия, которая сегодня занимает прочные позиции в Вашей жизни. Ваша мысленная отсылка к прошлому не дает наслаждаться настоящим и планировать будущее. Возможно, в прошлом Вы не разрешили какую-то ситуацию, и она до сих пор беспокоит. Проще говоря, Вы живете прошлым. Происходит искажение восприятия, как окружающего мира, так и себя. Состояние выученной беспомощности (отказ от действий, неверие в собственные силы, подавленность), в котором Вы сейчас находитесь, провоцирует возникновение внутренних страхов. Поэтому возникает потребность в безопасности, которая не удовлетворяется. Не удивительно, что в таких условиях расслабиться достаточно сложно.
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, предлагаю начать движение от состояния пассивности к состоянию активности.
Для начала определите интенсивность проявления Вашего состояния пассивности по шкале от «1» до «10», где «1» – полное бездействие, «10» – гиперактивность. Учитывая, что при поиске вариантов решения Вы уже сделали первый шаг – описали вопрос, Ваше состояние никак не может быть на отметке «1».
Далее предлагаю Вам начать с простых заданий, которые будут легко выполнимыми. Например, оставьте автомобиль на 10-15 метров дальше от входа в здание, соберите спортивную одежду, приготовьте самое простое любимое блюдо. По шкале от «1» до «10» проанализируйте, как меняется Ваше внутреннее состояние после выполнения задания. Похвалите себя. Постепенно переходите от простых заданий к более сложным.
Важно что-то делать, влиять на происходящее.
С наилучшими пожеланиями, Наталия.