Пустая жизнь. Поздно что-то менять в 28 лет.

Вопрос психологу:
Здравствуйте, дело в том, что мне кажется, что начинать что-либо делать (искать свой путь, реализовываться, наполнять свою жизнь интересными событиями и людьми) мне уже поздно. Мне 28 лет. Ощущение, что просто моя жизнь прошла впустую, а наполнять её уже слишком поздно. Я как премудрый пескарь, который не выплывал из своего домика всю жизнь и на старости лет решился выползти и его съела большая рыба. И главное я уже готова выйти из депрессии и апатии в которой находилась долгое время, но тут в голове: "Всё-равно все бесполезно, к 30 ты уже должна была прожить яркую, насыщенную жизнь и быть состоявшейся личностью. А теперь уже поздно начинать". Это меня очень напрягает. Чувствую себя неудачницей,кажется что жизнь моя бессмысленна и безнадёжна, дальше все неинтересно и невкусно будет. В голове всплывают картины пресной, скучной жизни.
В голове иррациональные мысли:
1. После 30 невозможно встретить новых друзей
2. Уже такие простые радости как природа, еда, косметика не будут приносить такой радости как в юности
3. К 30 нужно быть состоявшейся и материально, и ментально личностью. А если этого не случилось, значит я полный ноль.
4. Моя жизнь прошла зря
5. Всё бессмысленно
Причём я понимаю, что да я всегда была мега продуктивно, но все же жизнь была, не смотря на то что я всегда депрессивно реагировала на мир, было много хороших и счастливых моментов. Но теперь это все мне кажется не таким, неправильным. Мой путь какой-то некрасивый, корявый, и вся жизнь моя череда рандомных, непонятных событий.
Автор вопроса: Валентина Возраст: 27

На вопрос отвечает психолог Фокина Светлана Владимировна.
Здравствуйте, Валентина!
Я понимаю ваши беспокойства по поводу будущего. Наверное, тяжело, когда возникает ощущение, что всё бесполезно и, что менять что-то уже поздно. Я вижу, что вы очень хотите что-то сделать с этим, и появление волнения и беспокойства вполне естественно. Я бы хотела, чтобы это вас не останавливало на жизненном пути. Так же я вижу, что вы разочарованы тем, как складывалась ваша жизнь в течение этих 28-ми лет. Вы задаётесь вопросами развития и самореализации, и написали, что готовы выйти из апатии и депрессии и начать жить, но столкнулись с сопротивлением в виде иррациональных убеждений.
Из-за чего эти мысли у вас появились – из-за ваших внутренних страхов и сомнений или кто-то убедил вас в этом или из-за чего-то другого – это не так легко понять. Давайте просто поразмышляем о них.
Эти мысли, которые мешают вам реализовываться и развиваться, можно назвать иррациональными и довольно распространёнными. Очень много людей действительно могут так думать и пропагандировать, что после 30-ти лет жизнь кончена. Но в настоящее время наблюдается тенденция к тому, что всё больше женщин (особенно в крупных городах) позже начинают рожать, позже вступают в брак, больше акцентируют своё внимание на карьере и образовании, а потом уже на семье, не стремятся связывать себя обязательствами раньше времени. Таким образом, у них появляется больше времени на то, чтобы понять, кто они, чего они хотят от жизни.
Если обратиться к цифрам, то всё выглядит вполне позитивно: в 18 лет вы стали совершеннолетней. К 28-ми, получается, у вас есть опыт взрослой жизни – 10 лет. На пенсию в России женщины выходят в 60. Следовательно, возникает вопрос – на что же потратить оставшиеся 32 года взрослой сознательной жизни? Получается, что времени на самом деле довольно много. За это время можно успеть получить несколько образований, окончить какие-нибудь курсы, попробовать себя в разных областях профессиональной деятельности, построить карьеру, завести семью, вырастить детей и многое другое. Эти года – это ресурс и им можно воспользоваться весьма эффективно.
Может, вам могло бы помочь чтение статей или книг (просмотр передач) про людей, которые только в более позднем возрасте начали что-то делать значительное в своей жизни? Кто-то только в 50 лет открывает своё дело, кто-то в этом же возрасте только учится рисовать и в 60 становится известным художником... Таких историй очень много. Лично меня это всегда мотивировало – не так страшно, что ты ещё не понял, чем хочешь заниматься по жизни, ведь не возможно поздно это понять – ты понимаешь это тогда, когда ты готов.
Иногда начинать жизнь с чистого листа не так плохо. Вы уже не в подростковом возрасте, когда бушуют гормоны и можете серьёзно размышлять о том, что же может быть вам действительно интересно и чем бы вы хотели начать заниматься. Может, вы всегда мечтали начать рисовать, играть на музыкальных инструментах, петь, танцевать, изучать иностранный язык и многое другое. Сейчас как раз самое время начать это делать.
Возможно, поможет планирование будущего: составление списка того, что бы вы в жизни хотели уметь делать, за какой период вы бы хотели этому научиться, составление расписания.
А, может, вы помните ту самую большую мечту детства, когда представляли, что, когда вырастите, станете актрисой/космонавтом/архитектором. Подумайте о них. Если эти желания до сих пор вызывают у вас где-то глубоко в душе отклик, то, может, стоит попробовать реализовать себя в этом? Главное, чтобы с каждым днём вы становились лучше, чем были вчера, тогда спустя год преображение будет значительным.
Валентина, я желаю, чтобы вы были счастливы, и нашли себя!