Я не знаю, чего хочу. Куда я иду, и кто я?

Вопрос психологу:
Доброго времени суток. Меня зовут Маргарита, мне 23 года. Я работаю школьным учителем. Учусь. У меня есть муж и дочь. В принципе, обычная семья. Обычная жизнь. Я всегда мечтала быть учителем. Но после школы, ввиду обстоятельств, поступила на технолога производства. Получила диплом и решила, что все-равно рискну и получу желаемую профессию. Казалось бы, все осуществилось. И все идет как надо. Живи и радуйся. Все, чего хотела я получила и получаю. Но в последнее время что-то надломилось. Меня терзают сомнения, я не знаю, чего хочу. Я от всего устала. У меня нет целей. Я монотонно выполняю свои обязанности. Плыву по течению, по инерции. Меня ничего не радует. Я не получаю удовольствия и радости от жизни. Ни во что не верю. Сомневаюсь во всем. К чему это все? Ради чего? Вот мне 23 года. И чего я добилась? Кем я стала? Что я сделала? Я ничего толком не умею. Я не знаю , в чем смысл моей жизни. И не могу ответить на вопрос : ради чего живу. Я сожалею, что родила ребенка. Что я ему дам? Чему научу? Мне стыдно. В жизни столько проблем, страданий. Мне кажется, что я родила ее, приговорив к страданиям. Ей вот так же придется искать свое место в жизни, добиваться чего-то, бороться... и ради чего? Ради 70-80 лет жизни? Причем, непредсказуемой и страшной? Неизвестной и непонятной? А что потом? Хорошо, если за чертой жизни что-то есть ( Бог, нирвана, ад, рай и т.д.) , а если там ничего нет? Вечная ночь? И ради чего тогда все эти иллюзии, усилие, старания... если в конце концов ее, как и меня , ожидает ничто? Зачем тогда это все? Я запуталась. И не знаю, что делать дальше. Посоветуйте, что мне делать?
Автор вопроса: Маргарита Возраст: 23

На вопрос отвечает психолог Зозуля Галина Анатольевна.
Здравствуйте, Маргарита!
Ваш вопрос о смысле жизни всегда волновал пытливые умы. И мне сейчас пришла в голову одна притча.
Три человека ворочали камни. Одного из них спросили:
-Что ты делаешь?
Он вытер со лба пот и ответил:
- Что, не видно? Я вкалываю!
Подошли ко второму и спросили:
-А ты что делаешь?
Он закатал рукава и деловито сказал:
-Деньги зарабатываю.
Спросили у третьего:
-А что делаешь ты?
Он посмотрел вверх и сказал:
-Храм строю.
Жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует великую цель!
Какую цель вы преследовали, когда все-таки пошли навстречу своей мечте – быть учителем? Просто быть? Или учить детей? Давайте рассмотрим подробнее для чего Вы пошли учиться. Есть несколько вариантов. Первое, вы решили, во что бы то ни стало исполнить свою мечту- мечту детства. Второе, образование ради образования. Третье, неосознанный интерес к этой профессии. Иной вариант…. Вы же прекрасно понимаете, что в этой профессии могут хорошо адаптироваться только фанаты своего дела. В этой профессии постоянно нужно пополнять и расширять свои знания, работать с самоотдачей. Может Вы просто ошиблись в выборе профессии? Это просто была ваша мечта, а не Ваша цель?
Вы пишите, что ничего толком не умеете. Но Вы же учите детей, значит, Вы хорошо знаете предмет, которому учите! Значит, Вы умеете учить! Не так ли? Вы говорите, что рискнули и пошли получать второе образование. В чем же был ваш риск? Не в том ли, что у вас не сложилось четкого представления о выбранной профессии?
Далее. Семья. Какую цель Вы преследовали, когда создавали семью и выходили замуж? Потому что все так делают? Или это мечта с детства? Или Вы очень любили своего будущего мужа? Какое представление о семейной жизни Вы имели? Я предлагаю Вам сейчас нарисовать цветными карандашами или фломастером два круга: один круг – Ваша любовь к мужу, второй – любовь мужа к Вам (по Вашему мнению). Закрасьте круги. Обратите внимание, какими цветами они нарисованы? Об этом мы с Вами можем поговорить отдельно.
Поговорим о ребенке. Для чего Вы родили ребенка? Не потому ли, что хотели продолжения вашей любви? Или это было продиктовано Вашими представлениями, что так надо или тем, что Вы об этом с детства «мечтали»?
Давайте поговорим о детстве. Как Вы думаете, о чем мечтает Ваш ребенок? Что ему хочется? Подойдите и спросите своего ребенка, что больше всего ему хочется? Что хотел бы Ваш ребенок увидеть или услышать от мамы, от папы? Каким свое будущее представляет Ваш ребенок через 10 лет, 15 и так далее… Прислушайтесь к своему ребенку. Что он Вам говорит. Чего ожидает от Вас?
Попробуйте расписать на бумаге цели своих действий. И я думаю, мы с Вами об этом поговорим отдельно и найдем причину и ответ на все Ваши вопросы.
С уважением Зозуля Галина Анатольевна, психолог, кандидат психологических наук