Пропал интерес ко всему. Я не хочу общаться с людьми...

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Меня зовут Саша, мне 42, в последнее время стала замечать, что меня совсем ничего не радует. Напротив прёт один негатив. Я не хочу общаться с людьми, не могу найти темы, часто забываю все, в том числе и слова. Постоянно хочу спать. Нелады с пищеварение, частые запоры, при малейшей нервозность побаливает в левом боку, в районе сердца. Часто срываюсь на ребенке, как мой муж говорит я истеричка, начинаю орать, швырять предметы, если меня разозлить. Сначала начало дёргаться одно веко, потом другое, теперь оба дёргают я и довольно часто. После или даже до приёма пищи часто тошнит... Раньше всего этого не было, я была нормальным позитивным человеком. Любила читать, рисовать вязать, сейчас на это совсем нет терпения, не могу сконцентрироваться нормально(((Три года назад умерла мама, это был самый близкий для меня человек, после её смерти я с головой ушла в кукольное хобби, начала скупать кукол, вязать, фотографировать сочинять истории с ними, сейчас даже это не радует Да что уж говорить лень просто встать и налить себе чаю. Домашние мои люди постоянно уставшие, ничего не хотят помогать по дому, я пыталась что то делать, но потом бросила эту затею. Дома грязь, никому ничего не надо, все уставшие и больные, и у меня настрой ко всему упал. Да, у меня есть 6 летняя дочка, она постоянно со мной, ибо сестра и отец сидят по своим комнатам и она им мешает. Так что только мама, на ней можно полазить, покататься, поиграть. А у меня нет сил, и я часто срываюсь на ней, о чем потом конечно очень жалею((( Что это такое и как с этим бороться? Заранее благодарю.
Автор вопроса: Саша Возраст: 42

На вопрос отвечает психолог Литвиненко Лидия Викторовна.
Дорогая Саша,
Сразу по делу, у Вас один из вариантов эндогенной, в прикуску с сезонной, депрессии, неотвратимой волной настигающих даже самых душевных и позитивно настроенных людей. Плюс ко всему, три года с момента потери близкого человека - не так и много, чтобы затянулась рана, чтобы полностью отпустить всё и радостно смотреть на мир. Муж занят своими делами, эмоциональной и физической поддержки мало, дочь - на Вас. За окном серо - и на душе серо, вот и болеет душа, эмоциональная сердцевина личности. А Ваш организм и психика на такое состояние отзываются теми симптомами, которые Вы описываете - раздражение, сонливость, ухудшение памяти, отсутствие интереса к жизни, проблемы с пищеварением, неврологические боли и тики. Энергетические батарейки жизни сели и не дают Вам возможности подняться с дивана. В одиночку сложно справиться с таким состоянием, нужно подключать бойцов сразу по нескольким фронтам.
Первое, что в таких случаях нужно усвоить и запомнить, это написанное на перстне библейского царя Соломона: всё проходит и это пройдёт. Да, Саша, такое состяние не может длиться вечно. Пребывая в таком полуадском настроении, кажется, что время замедляется. Но время и лечит, и даже если мы в него не верим, оно работает невидимо и качественно выполняет свою работу. Пройдёт шум праздников, закончится период вынужденного пред- и постновогоднего счастья, забрежжит весна на горизонте и душа Ваша отогреется, оттает.
Отдав часть правления в руки бойца по имени Время, помогайте тем временем сами своему организму и душе, чтобы ускорить процесс выздоровления. Боец по имени Движение - надёжный поборник диванного состояния жизни, причём, как внешнее так и внутреннее движение. Знаю, в таком состоянии двигаться хочется меньше всего, хочется лечь, замереть, погузиться в сон, во вселенское забытьё. Но в этом и состоит задача человека - преодоление себя, понемногу, шаг за шагом. Начните с внешнего движения - двигайтесь как можете - по дому, по кухне, по беговой дорожке, по улице, по лесу, по парку, по горам, вдоль реки. Начинайте понемногу, воспринимая это просто как лекарство от тоски. В моменты, когда не хочется подниматься с кровати - поднимите себя усилием воли и примите это движение как лекарство, как шаг в здоровье. Внутренее движение состоит в том, чтобы упорядочить беспорядок в голове, выливающийся в беспорядок в делах. С вечера составляйте список того, что Вам необходимо сделать завтра. Не загружайте себя по первах, пусть будут два-три дела, но которые обязательно нужно завершить. Завершение дела приносит удовлетворение душе, даёт маленькие ростки радости.
Боец Анализ поможет Вам отслеживать свои мысли и эмоции, понять, что удручает Вас больше всего и вводит в состояние тоски. Попробуйте отследить, записать, когда особенно портится у Вас настроение - это может быть ситуация, событие. Попытайтесь и поконкретней определить мысли, возникающие у Вас в этот момент в голове, можете также их выписывать. Возвращайтесь иногда к этим мыслям и проверяйте, так ли они верны и всегда ли они верны. Вы обнаружите, что тоска Ваша переменная величина, иногда она больше, иногда меньше. Вы также обнаружите и конкретные ситуации, которые Вас угнетают, в них и кроется причина неудовлетворения.
Вспомните также и то, что наоборот приносило Вам радость раньше, Ваши мечты. Может есть короткие проблески того, чего Вам и сейчас иногда хочется. Можете также выписать. И пусть сейчас все эти радости не вызывают у Вас ровным счётом никаких эмоций, даже возможно наоборот - отвращение, пусть этот список лежит на столе, время от времени поглядывайте в него. Пусть Вас не смущает то, что Ваше любимое занятие куклами не радует. Отложите это пока в не совсем длинный ящик, дайте себе передышку, помня, что это то, к чему Вы всегда можете вернуться с новыми идеями. Просто не сейчас, позже.
Попробуйте изменить режим питания. В таких состояниях хорошим помощником может быть лечебное голодание, как то однодневное воздержание от пищи, только вода, раз-два в неделю. Этот метод очищает не только организм, но и душу, оживляет и обновляет. Сразу предупрежу, что подходить нужно отсторожно и с умом. Сперва это может показаться невыносимой пыткой, но со временем, когда втянетесь, такая практика породит новые желания и придат силы. Введите в свой рацион продукты, содержащие витамины В12, С и D. Можете купить синтетические витамины и пройти курс. Если найдёте в продаже качественные настойки жень-шеня или гинкго билоба, также можете смело принимать. Вы можете обратиться и к антидепрессантам. Но к ним стоит прибегать, если, во-первых, все остальные способы уже испытаны, а во-вторых - это не настойка йода и не перекись водорода, они имеют строгие показания и не всегда приводят к желаемому результату. Кроме того, они предписываются исключительно доктором, то есть никакой самодеятельности.
Не бойтесь обращаться за помощью к другим людям, хотя бы к мужу. Отношений ваших не знаю, но попробуйте открыть свою ранимость, искренне поговорить. Гарантий нет, но вдруг этот разговор пойдёт на помощь обоим. Хорошо бы иметь подругу, с которой можно иногда поговорить о своих тяготах.
Но, главное, Саша, попытайтесь в этот непростой период внутренне отделить себя от Вашего внутреннего состояния, обретите отстранённый взгляд на происходящее с Вами, не угрызайтесь виной за апатию и несостоятельность. Но и не жалейте себя, не оплакивайте и не облизывайте. Просто принимайте себя в таком состоянии. Принимайте это состояние как повышенную температуру и тоска Ваша утратит свою разрушительную силу, и как всякая боль - укрепит и закалит Вас внутренне, послужит ещё одним мостом ко внутреннему взрослению. Увидите, Саша, как будет становиться легче, а может даже и вовсе хорошо. Хочу верить, что вскоре Вы выйдете на светлую дорогу. Всего Вам дорого. Лидия