Как преодолеть эмоциональное выгорание?

Вопрос психологу:
Давно начала замечать что жизнь превратилась в рутину, я все больше начала хотеть спать, в голове каша которая иногда сопровождается головными болями. Не вижу смысла развиваться, да и просто устала. Хочется перестать просыпаться каждый день и чувствовать себя будто собираюсь на казнь. Нет сил чем либо заниматься, забросила рисование и музыку, иногда просто могу придти с работы, сесть в кресло и просто уйти в себя ничего не видя и не слыша. Начала часто забывать какие то мелочи ( закрыла ли я дверь в квартире и и.д). Раньше хоть какую то радость приносили книги, а теперь не могу просто сесть и почитать, просто не могу собраться. Чувствую себя как зомби, вся жизнь как будто на автопилоте. Хочется что то менять, но ни как не пойму с чего начать и просто боюсь загнать себя ещё глубже чем есть сейчас. Возможно эти загоны на самом деле глупость и я сама себя накручиваю, но хочется узнать так ли оно на самом деле. Усталость, стресс и простые проблемы копятся в голове и просто не дают продохнуть. Иногда становится просто страшно от того что в голову приходят такие мысли о которых я бы никогда в жизни и не подумала, и я задумываюсь о них и от этого становится ещё страшнее. Дошло до того что на нервной почве просто высыпало аллергией по всему телу. Я боюсь что будет дальше. Несколько раз начиналась паническая атака. Просто подскажите с чего можно начать что бы просто не думать о плохом и как то поменяться для начала хотя бы внутри себя, а потом стараться менять снаружи. Я начинаю впадать в отчаяние и поэтому пишу сюда.
Автор вопроса: Кира Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Яценко Вероника Витальевна.
Добрый день, Кира!
Описанные Вами симптомы действительно могут быть следствием хронического стресса на работе. Для синдрома эмоционального выгорания характерны такие реакции:
Эмоциональные - депрессия: чувство вины, снижение самооценки; бессознательные страхи, переменчивость настроения, равнодушие; агрессия: защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах, отсутствие толерантности и способности к компромиссу, подозрительность, конфликты с окружением.
Интеллектуальная сфера: снижение концентрации внимания, отсутствие способности к выполнению сложных задач тугоподвижность мышления, отсутствие воображения.
Мотивационная сфера: отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение задания строго по инструкции. Эмоционально-социальная сфера: безразличие, избегание неформальных контактов, отсутствие участия в жизни других людей или чрезмерная привязанность к конкретному лицу, избегание тем, связанных с работой, одиночество, отказ от хобби, скука, подозрительность.
Психосоматические реакции: снижение иммунитета, неспособность к релаксации в свободное время, бессонница, сексуальные расстройства, повышенное давление, тахикардия, головные боли, боли в позвоночнике, расстройства пищеварения, зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.
Если сейчас Вам наибольший дискомфорт создают негативные мысли, нужно начать с дистанцирования от них.
Шаги техники дистанционирования очень простые. Когда появляются негативные мысли необходимо:
1. Узнавать их и называть ("это снова «радио депрессии» и оно мне вредит").
2. Игнорировать ("я знаю, что это часть моей психики").
3. Переключить внимание на что-то более полезное.
Повторяйте шаги 1-3 снова и снова, сколько нужно.
Не пугайтесь свjих мыслей, это только мысли - продукт работы мозга и им нельзя доверять на 100%. Запишите мысли, которые у Вас возникают, и поработайте с ними.
1. Разделите лист бумаги пополам и запишите все доказательства "за" и "против" какой-то мысли. Оцените, какая сила/достоверность этих доказательств? Насколько можно им верить?
2. Можно ли каким-то способом проверить их достоверность? Или же найти дополнительные более надежные доказательства (можно провести эксперимент и узнать, подтвердится эта мысль или нет)
3. Если нельзя проверить, чтобы знать точно - то какая польза такого способа мышления? Какое влияние оно может иметь на мое будущее?
4. Есть ли основания думать, что это просто искажение/"перекручивание"/ или предвзятое восприятие информации?
5. Какие могут быть другие объяснения этой мысли? Как можно это увидеть в другой перспективе? Что бы я сказала другу или подруге об этом? Что бы я подумала об этом раньше, когда у меня не было депрессии?
6. Если бы это было действительно так, то что бы это означало? Какие были бы последствия? Как бы я могла с ними справиться?
Депрессия часто приводит к снижению уровня активности, поскольку пессимистические мысли «не допускают» в жизнь людей позитивные события. Например, человек с депрессией собирается что-то сделать, но вместо этого на протяжении часа сидит в комнате, глядя в стену. Все это время он снова и снова прокручивает в голове негативные мысли, что приводит к их увеличению и ухудшению настроения. Так человек лишает себя новых впечатлений и приятных воспоминаний, которые помогают преодолеть депрессию.
Таким образом, следующим шагом должно быть постепенное увеличение приятных и значимых событий. Воспринимайте эти события как естественное «противоядие» от депрессии. При этом нужно быть готовой к тому, что некоторые негативные мысли будут появляться при попытке делать то, что приносит удовольствие.
Выберите и запланируйте любые приятные события, какие Вы можете прибавить в свою жизнь, вспомните, что Вам нравилось раньше. Например, это могут быть:
- ежедневные прогулки;
- катание на велосипеде, роликах, коньках;
- занятия спортом;
- просмотр фильма с друзьями;
- прогулка с домашним любимцем;
- посиделки в выходной с подругами или родственниками;
- чтение;
- волонтерство;
- хобби;
- приготовление еды;
- планирование отпуска;
- игра на музыкальном инструменте, пение;
- изучение иностранного языка;
- разгадывание кроссвордов;
- принятие ванны или душа и т.д.
Составьте план на неделю и внесите в него выбранные приятные события по одному на каждый день в определенное время. После того, как событие произошло, оцените по шкале от 1 до 10, насколько оно доставило Вам удовольствие. Выделите те активности, которые получили наивысшие баллы.
Составляя список на следующую неделю, внесите в него наиболее приятные активности и добавьте новые. Не отчаивайтесь, если сразу не будете получать удовольствия – постепенно баллы будут повышаться.
Могу порекомендовать Вам книгу Д. Гринбергер, К.Падески «Управление настроением», где подробно описана работа с мыслями при депрессии. Если возникнут вопросы – пишите на мой электронный адрес.
Желаю Вам преодолеть этот сложный период и снова радоваться жизни!