Запуталась в жизни, запуталась в себе. Своего жилья нет, карьеры нет, мужа нет. Нет ничего.

Вопрос психологу:
Запуталась в жизни, запуталась в себе, не знаю чего хочу. Я из маленького города, из бедной семьи, дома мама и бабушка. Выросла без отца. Поступила в университет и уехала в другой город. Отучилась, красный диплом, но образование сейчас не востребовано. Вот мне уже почти 25 лет, в этом городе осталась, снимаю комнату и не знаю что дальше делать. Я работаю на нелюбимой работе, потому что боюсь потерять и это, хоть стабильная зарплата средняя по городу, но роста нет. Пыталась найти другую работу, но предложения по ЗП почти такие же. Я не знаю кем я себя вижу, вообще. Пугает момент, что на свое жилье я никогда не заработаю и так и буду скитаться по съёмным комнатам. Рассталась с парнем, с которым были полтора года, потому что я хотела перейти на новый этап отношений, хотя бы съехаться вместе, но он сказал пока не готов, может через пару лет. Я люблю его, но понимаю, что не хочу тратить свое время на отношения, которые ни к чему не приведут. Возвращать домой, в глубинку- не вариант, работы толком нет, зарплаты мизерные, друзей нет, кто уехал, кто женился. Там я ещё больше зачахну. Подруга зовёт в столицу, можно там попробовать к ней на работу устроиться, она сейчас там неплохо зарабатывает. Но я боюсь, что не получится у меня, и куда потом, ведь там тоже не всем везет. Как ехать туда без денег, понимаю, что зарплаты там больше, но и цены выше намного. Боюсь, что и там буду бедовать. И буду очень редко видеть маму, она ведь тоже не молодеет. В итоге последние полгода живу в тревоге, панические атаки, плохо сплю, постоянные кошмары. По жизни всегда была жизнерадостная, а сейчас это ужас, а не состояние. Но мне страшно, страшно от всего. Мне кажется, я уже опоздала на все поезда. Своего жилья нет, карьеры нет, мужа нет. Нет ничего. Очень пугают мысли. Как разобраться в себе?
Автор вопроса: Карина Возраст: 24

На вопрос отвечает психолог Нижнева Алёна Александровна.
Карина, добрый день,
Спасибо за Ваше обращение. Основной посыл, который я прочувствовала из Вашего обращения - это чувство страха, которое Вы испытываете. При этом этот страх - парализующий, а Ваша вера в достоверность тревожащих Вас мыслей только подпитывает его. При этом хотела бы обратить Ваше внимание, что страх - это очень важная эмоция, которая обеспечивает выживание любого вида. Есть предположение, что если бы человек не испытывал страх, он не прожил бы и дня. При этом наша психика устроена таким образом, что, грубо говоря, одна из ее частей стремится к изменениям, новым достижениям, а другая ее часть - к стабилизации - пытается "оставить все как есть", противится любимым нововведениям и новым целям. Главное, чтобы эти тенденции были примерно равносильны друг другу, без существенных перекосов, как в одну, так и в другую сторону. Важно принять это противоречие, которое заложено в нас самой природой, а также осознать, что страх - важная и ценная эмоция, но она не должна быть основной эмоцией, которую мы переживаем, иначе мы так и останемся в той точке, в которой находимся сейчас, парализованные и скованные собственной верой в правдивость наших тревожных мыслей. Прочувствуйте мысль: страх есть во мне, но не Я в страхе. Разница пребывания в этих состояниях разительна. Прочувствуйте её.
Вы пишите, что уже совершили довольно серьезный шаг в своей жизни: переехали из своего родного города в другой, получили образование (красный диплом!), устроились на работу. Правда, теперь осознали, что работа Вам не интересна, зарплата не устраивает, а отношения, которые Вы строили в течение 1.5 лет не развиваются так, как Вам бы хотелось. При этом у Вас есть подруга в столице, которая, в целом, довольно успешна и у Вас есть возможность к ней переехать, но Вы не очень верите в свои силы (почему? Ведь Вы уже столько всего СМОГЛИ!) и в то, что у Вас что-то получится в столице. Предлагаю начать с вопроса: в какой именно момент Вы осознали, что Вам неинтересно то, что Вы делаете? В какой момент чувство страха стало нарастать? Что для Вас значит испытывать интерес? Попробуйте вспомнить, когда Вы занимались тем, что действительно было Вам интересно (это может быть что угодно от чтения книги до путешествия)? Какие чувства Вы при этом испытывали? Попробуйте для начала последовать за своим интересом, позволить себе "прожить" это состояние заинетересованности, что в дальнейшем позволит Вам более чутко относится к себе и, как конечная цель, переосмыслить свою профессиональную деятельность и выбрать ту, которая будет Вам по душе либо открыть новые грани в текущей деятельности (в идеале: найти баланс между Вашими способностями и искренним интересом). В качестве следующего шага предлагаю оценить те мысли, после осознания которых Ваше чувство страха усиливается. Оцените достоверность этих мыслей. На сколько % Вы им доверяете (от 0-100%)? Почему именно такую отметку выбрали? Какие факты это доказывают? Каковы доказательства обратного? Что самого хорошего может произойти, если Вы справитесь со своим чувством страха и сделаете этот шаг вперёд (к осознанно выбранному, интересному для Вас будущему)? Каким будет Ваше будущее? Какой профессиональной деятельностью Вы в будущем занимаетесь? Какой будете Вы в этом будущем? Как в этом будущем Вы себя ощущаете? Попробуйте себя для наглядности нарисовать. Проведите мысленный эксперимент: какое "послание" Вы, из будущего, направили бы себе в настоящее? Какие слова бы нашли? Как могли бы себя подбодрить? Путь к себе начинается с исследования собственного интереса и работы с теми мыслями, которые кажутся нам самим ограничивающими нас и неэффективными. Главное - самый первый шаг Вы сделали- обратились к психолгоу. Теперь важно настроиться на серьезную внутреннюю работу и найти ресурсы для нее. Буду рада ответить на вопросы.
С уважением,
Алёна