Чувство тревожности, апатия, бессонница, панические атаки, невозможность контролировать ситуацию.

Вопрос психологу:
Доброго времени суток!
Вынуждена писать на форуме, поскольку самостоятельно не получается понять причины изменений и пути дальнейшей работы над собой. Начну по порядку. В целом, рассуждая с холодным умом, я понимаю что о моей жизни могли бы позавидовать многие ровесники и не только :D В данный момент, я учусь на дневном отделении магистратуры одного из престижных вузов. Специальность мне нравится, кажется, я наконец нашла то, чем мне действительно хотелось бы заниматься. Учиться достаточно трудно, но мне очень нравится сам процесс учебы. Поскольку учеба занимает большую часть времени, в данный момент я не работаю, да и родители против. Только занимаюсь с несколькими ребятишками английским языком. Мои родители обеспечивают меня финансово "от и до" - начиная от аренды жилья, заканчивая прочими расходами. Мне немного стыдно за то, что родители меня содержат в достаточно взрослом возрасте (22), однако, я в то же время понимаю, что без магистратуры мои перспективы гораздо более туманны и содержать меня родителям придется, в этом случае, еще дольше :D
Теперь поговорим о моей семье. Мои родители живут на противоположном конце страны, и видеться с ними получается всего 2 раза в год. С родителями у меня очень теплые дружеские отношения, я даже и не вспомню каких-либо серьезных ссор. Так вышло, что я "поздний ребенок" и возраст моих родителей выше возраста родителей моих друзей. Если честно, никогда не стеснялась этого, как то часто бывает в подобных случаях. Однако, каждый раз приезжая к родителям, я замечаю, что они становятся все старше, появляются "болячки" и т.д. Я понимаю, что это естественно, но я очень корю себя за то, что у меня нет возможности проводить с ними больше времени, помогать. Я очень по ним скучаю. Они, в свою очередь, просят меня выбросить эти глупости из головы и говорят, что пока мне нужна их активная помощь, они не имеют права стареть :lol: У меня это сделать особо не получается.
У меня есть несколько лучших подруг. В целом, не могу назвать свой круг общения очень широким, наоборот, не привыкла держать вокруг себя много людей. Чувствую себя по-настоящему комфортно только с самыми близкими.
К сожалению, сейчас у меня не так много свободного времени, но когда оно остается стараюсь сходить в спортзал или на йогу.
В апреле этого года я рассталась с молодым человеком после четырех лет отношений (он был вынужден уехать работать зарубеж). Конечно, я переживала некоторое время из-за этого, но спустя приблизительно пол года я перестала думать о прошлых отношениях совсем. Сейчас у меня другой молодой человек - очень внимательный и заботливый.
Собственно в чем же тогда проблема? Честно говоря я сама не до конца понимаю, но есть чувство что это все нарастает как снежный ком и я уже едва могу сама контролировать ситуацию.
Все началось с чувства тревожности (которое в принципе было с раннего детства - если, например, кто-то из родителей задерживался на работе я начинала плакать и меня долго-долго успокаивала моя бабуля). Тревога усилилась после того как я уехала от родителей. Сейчас ситуация еще хуже - постоянные панические атаки, при которых едва получается дышать. Тревога - константа моего существования сейчас. Постоянное ощущение, что что-то случится со мной или родителями. Дошло до смешного: каждый раз когда мне звонит мама на меня накатывает страх, что с кем-то что-то случилось. Сил бороться с тревожностью уже нет :((
С другой стороны, где-то с весны появилось чувство апатии. Раньше, друзья обычно подшучивали над тем, что у меня в квартире всегда идеально чисто. Сейчас же, я могу не убираться дома месяц. Такое чувство, что у меня просто нет сил на то, на что их хватало раньше. Приходя с учебы, я могу просто лечь на кровать и смотреть в потолок час-полтора-два. При этом, я понимаю, что это и не лень, и силы то у меня есть на самом деле. Просто ничего не хочется.
Также я заметила, что стало труднее фокусировать внимание на протяжении хоть сколько-то длительного периода времени. Посмотреть передачу в 40 минут для меня сейчас непосильная задача. Например, раньше у меня было несколько любимых сериалов (40-50 минут), сейчас же я не могу заставить себя посмотреть даже половину серии. В общем, созерцание стен и потолка - мое любимое занятие вот уже несколько месяцев. При этом, у меня нет каких-то суицидальных мыслей. Нет, я просто превратилась в некого овоща. Все что я делаю на учебе, встречаюсь с МЧ, друзьями , я все это делаю через силу. С сентября мучает бессонница. Сплю по 4-5 часов после приема седативных препаратов.
Вот как-то так. Прошу прощения, что вышло так длинно. Постаралась упомянуть все важные, на мой взгляд, детали. С чего вы посоветуете начать работу над собой? Я понимаю, что все происходящее ненормально, и ситуация становится все хуже и хуже. Заранее благодарю!
Автор вопроса: Оксана Возраст: 22

На вопрос отвечает психолог Алферова Маргарита Олеговна.
Уважаемая Оксана, здравствуйте!
Вы умная девушка и наверняка понимаете, что для серьезной проработки необходимо намного больше информации и необходимо общение с психологом, т.е. необходимы сеансы с психологом.
Для Вас важно разобраться со своими страхами. Для начала я бы посоветовала Вам начать вести дневник. Записывайте туда свои мысли и чувства по поводу всего, особенно чувства, панические атаки, усиление тревожности, снижение настроения. Лучше всего без анализа, просто записывайте. проанализируете позже.
Вам важно понять в какой момент, что именно провоцирует у Вас повышение тревожности. это может в дальнейшем помочь и при консультации у психолога и для самостоятельной проработки.
Для Вас важно быть честной самой с собой. Важно перестать подавлять свои чувства. Разрешить себе быть собой, чувствовать. Важно принимать себя такой какая Вы есть. Понять где Вы себя подавляете, где не позволяете себя быть настоящей, где не разрешаете себе чувствовать (страхи в том числе), где не принимаете себя.
Здесь хорошо помогает творчество - для выхода эмоций. иногда покричать здорово помогает.
Вполне возможно, что Вы очень боитесь старости и смерти своих родителей. НО! это жизнь. и как бы цинично это не звучало, но у всего есть конечный цикл. Вам важно понять чего именно Вы боитесь: смерти, остаться одной, потерять близких, потерять поддержку, потерять финансы... страх того, что придется повзрослеть, страх того, что надо будет ухаживать за родителями ...
Вы не написали на каком курсе Вы учитесь. вполне возможно, что Вас тревожит будущее. Возможно вас тревожит сможете ли Вы найти работу, сможете ли сами себя содержать, сможете ли помогать родителям, сможете ли вообще стать профессионалом...
Возможно, что Вам не хватает уверенности в себе, веры в свои силы.
В этом направлении есть смысл начать работать над собой. Уверенность в себе, в своих силах, позитивность, оптимизм, любовь к себе и принятие себя.
Вы написали, что расстались с молодым человеком. Сейчас новый, который заботливый. а любите ли Вы его? отпустили ли прежнего? простили ли его? видите ли свое будущее с новым? насколько Вы ему доверяете...
тоже есть над чем подумать...
То, что Вам ничего не хочется это апатия. Она может быть скрытой формой депрессии. Вполне возможно, что много сил и энергии уходит на преодоление Ваших страхов, Вашей тревожности, на подавление чего то... На это может уходить очень много энергии. Хорошо бы понять, что это. и тогда направить энергию в позитивное русло, на созидание, на творчество.
Вам необходимо повышать самооценку, прописать цели в жизни. Сочините и пропишите рассказ о своем счастливом будущем. Нарисуйте свое будущее, начните мечтать о хорошем. Вам необходимо научиться быть независимой. Есть такие упражнения, когда люди специально заставляют себя на людях сделать что-то из разряда не принятых. Страшно, да, но помогает и тем более Вы знаете, что это Вы контролируете и делаете осознанно. Страх уходит, когда появляется успешный, позитивный опыт, когда у человека появляется уверенность, что он умеет справляться с трудностями, что он - победитель.
Релаксация — первое и наиважнейшее средство помощи при панической атаке. да и вообще помогает.так же как и медитации. это лучше, чем таблетки.
Контроль дыхания как средство для снятия приступа паники. Найдите методики. их много.
Отвлечение, переключение мыслей поможет отодвинуть негативные мысли. Беспокойство, волнение о том, что происходит - эти и другие тревожные мысли как раз формируют замкнутый цикл панической атаки. То есть, по сути, вызывают панический приступ. Поэтому вместо того, чтобы концентрироваться на себе, можно переключить ваше внимание, например, на то, что происходит вокруг Вас. Это как раз поможет разорвать замкнутый круг панической атаки на ранней стадии ее формирования.
Отвлекаться можно по-разному. Можно попробовать изучать окружающих Вас людей, или делать сложные математические подсчеты, читать стихи. Можно представить какой-либо предмет, сосредоточиться на нем в деталях: какой формы, цвета, вес, запах и т.д. Важно помнить, что Вы должны очень подробно и внимательно сосредоточиться на том, что представляете. это хорошо переключает. это же может помочь уснуть.
Техника отвлечения не изменяет самих тревожных мыслей и поэтому в целом не решает проблему панических атак. Но эта техника дает хороший, краткосрочный результат и опыт, который можно использовать в борьбе с тревожными мыслями.
Если мы своими мыслями смогли сделать нечто, что вызвало наш страх, точно так же мы в своем воображении можем создать и то, что возвратит нам спокойствие, силу и энергию! подумайте над этим! начните контролировать свои мысли, начните думать позитивно!!!
Есть один прием противоположный тому, что ранее писала. его лучше делать под присмотром. Страх неизвестности. Что делать? Вот эффективный прием борьбы со страхом. Он заключается в том, что Вы начинаете размышлять: «Если это случится в моей жизни - что самое страшное может произойти?» Спросите себя о том, что случится, если произойдёт то, чего Вы больше всего боитесь? Осознайте реальные последствия реализации самого плохого сценария, представьте его реальностью. Обращайте внимание на то, что страшит Вас больше всего. При этом желательно утрировать эту ситуацию по максимуму. Фантазируйте от души. В общем, раскручивайте нелепость этой ситуации до предела, пока Вам не станет смешно! Почему этот прием работает. Зачастую Вам кажется, что если произойдет, то произойдет такое... Такое!.. Что лучше даже и не думать об этом! И, стараясь об этом не думать, Вы себя накручиваете, настраиваете на нечто ужасное. Когда же Вы об этом задумываетесь, то кажущаяся важность этого лопается, как мыльный пузырь. Порой даже становится обидно, что миру настолько все равно, как Вы вообще живете и, что делаете. А еще есть такой метод - довести накал до максимума. тогда есть вероятность перегореть. и страх пойдет на спад.
Лучшее средство от страха - это смех. Поэтому желательно утрировать ситуацию до тех пор, пока не станет смешно. Утрировать до смешного, абсурдного. А здоровый смех гораздо лучше, чем страх, вызывает хорошее ресурсное состояние.
Неизвестность сама по себе нейтральна. Она может таить в себе как опасность, так и радость, восторг, удовольствие! И то, с каким чувством мы будем ожидать предстоящего события - со страхом или с нетерпением, - во многом зависит от наших установок, от того, как мы его себе представляем. САМОЕ СТРАШНОЕ - НЕ СТРАШНО!
Сила позитивного мышления.
Мы одинаково можем запрограммировать себя как на успех, так и на неудачу. Причем усилия, которые нам нужно в это вложить, и в том, и в другом случае примерно одинаковы.
Одна из самых популярных стратегий страха - «фокусировка на негативе». Так начните фокусироваться на позитиве. Если Вы займете все Ваше внутреннее телевизионное время «позитивными фильмами», то для «фильмов ужасов» просто не останется места!
Если в Вашем сознании то и дело возникает какая-то навязчивая пугающая мысль, придумайте какое-нибудь слово или выражение, которое будет тормозить её развитие. Вы можете «приказать» себе подумать об этом завтра или не думать об этом именно сейчас, сказать себе: «Стоп, хватит» или представить, как надоедливый образ, нарисованный на листе бумаги, сгорает в огне, а пепел разносится по ветру. Это отвлечёт Вас от пугающих мыслей и переключит внимание на что-то другое.
Смените «пластинку». Многие страхи напоминают одну и ту же пластинку, играющую в голове. Слушать её означает потакать своему страху, давать ему шанс на развитие и рост. Лучше всего будет эту пластинку сменить на другую. Переключитесь: расслабьте тело, займитесь физическими упражнениями, позвоните другу/подруге, сделайте уборку. Постирайте руками, почитайте интересную книгу.
Вам необходимо переключаться и чувствовать удовлетворение от себя и жизни.
Очень важно следить за своими мыслями, особенно в начале. Отследить, когда и как Вы сами себя накручиваете.
Создайте в своем воображении самый лучший сценарий Вашей будущей жизни, или следующего дня. Пусть это будет фильм, в котором Вам все удается, Вас любят, Вас принимают и хорошо думают о Вас, Вам улыбаются, вы чувствуете себя расслабленно и комфортно, легко контактируете со всеми! А теперь прокрутите этот фильм в своем воображении до 100 раз. Научитесь фокусироваться на позитиве!
Страх смерти есть у почти всех людей, но степень проявления его разная. Есть общеизвестные истины: первая – мы все умрем, вторая – неизвестно, когда, хотя конечно существует масса предсказателей.
Навязчивый страх смерти, или по научному его называют - танатофобия, встречается достаточно часто и есть такое мнение, что в основе вообще всех фобий лежит страх смерти. Танатофобия - страх вне источника угрозы. Ведь пока мы живы, смерти нет, здесь и сейчас мы живы! А когда она приходит, нас уже нет, и мы не можем знать, что это! Так как можно бояться того, чего не знаешь. В этом и заключается иррациональность страха. страх - это реакция организма на опасность. В данном случае скорее всего речь идет о бесспокойстве, о повышенной тревожности, которые могут перерасти в фобии.
Страх смерти подогревается именно неизвестностью. Возможно Вы боитесь неизвестности, а возможно того, что не сможете все контролировать.
Очень часто страх смерти появляется у людей, которые бояться жить!!! Подумайте над этим. Чего Вы боитесь? Возможно, что Вы привыкли подавлять свои эмоции. А они ведь никуда не пропадают, а лишь подавляются до поры до времени, а потом могут вылезти как раз в виде фобий. я специально пишу бытовым языком, чтобы было понятно. Возможно, что Вы потеряли связь с самой собой и начать надо с этого, с познания себя, своих целей, эмоций, желаний, надежд, страхов, обид и т.д.
Примите решение сейчас встать и начать делать то, что когда-то хотели сделать, но почему-то не смогли, вспомните себя. Если Вы потеряли смыслы, так найдите их!!! Какая у Вас цель в жизни???? Поставьте себе цель! Пропишите цель, на год, два, пять и действуйте.
Сила позитивного мышления. Мы одинаково можем запрограммировать себя как на успех, так и на неудачу. Причем усилия, которые нам нужно в это вложить, и в том, и в другом случае примерно одинаковы.
Помните о том, что, когда человек преодолевает страхи, он открывает для себя новые возможности, становится сильнее, расширяет границы своей личности, совершенствуется и идёт вперёд, а также начинает видеть мир в новых тонах. Поэтому, не поддавайтесь своим страхам, воспринимайте их как новый шанс и возможность стать лучше. Перебарывая страхи, Вы становитесь другим человеком.
Я бы Вам посоветовала почитать книги Экхарта Толли. Он много писал про силу настоящего момента. Вам очень не хватает понимания жизни здесь и сейчас.
Я желаю Вам счастья!