В чём смысл жизни? Нет цели. Ничего не интересует.

Вопрос психологу:
Зд! В чём смысл жизни? Я не знаю и не понимаю. Я мусульманка. Окончила вуз в этом году. Не могу найти подходящую работу. Скажем так особо не ищу. Живу с родителями. Парня нет. Не была замужем. Друзья есть. Но вот проблема: ни с кем не хочу общаться. Нет цели. Ничего не интересует. Изредка смотрю сериал. Заставляю прочитать книгу. Но не получается. Всё равно вот ничего не интересует. Мне всё равно если даже умру. Иногда вот сижу и думаю. Может поступить в магистр, а потом стать преподом в вузе. Этого ж я и мечтала раньше. Но, нет. Сейчас, как то по барабану. И чё, поступила?! И чё устроилась и работаю?! Что в итоге? В чём же смысл?! Не понимаю что со мной даже. Уже полгода грустно, скука, без эмоций. Но я человек очень ранимая. Любое резкое слово обижает. Внутри меня всё переваливается. Но не плачу. Эмоций нет. Всё внутри меня. Попыталась покончить собой. Как то не получилось. Всё плохо. Я как овощ. Мне ничего не интересует. Ничего не хочется. Нет цели и мечты. На всё на всех быстро обижаюсь, злюсь. Но всё это храню в себе, никому не показываю. Да, и не получается даже. Хочется просто лежать и слушать музыку. Изредка смотреть фильм и сериал. Через силу читаю книжку максимум 2 дня, а потом перестану. Задаю себе вопрос. Чего я хочу вообще? Ответ : Хочу покинуть этот мир. Мир в моем соображении это гнилое место с хитрыми и наглыми людишками. Вокруг лишь зло, обман, предательство, вранье, хитрость, подстав и т.п. Я не устроена для этого мира. Чтобы выжить в этом мире нужно быть такими как "они". А я глупенькая, ранимая, слабая, наивная. Мне кажется, всё таки не стоит продолжать жизнь. Ведь смысла нет всё равно... Не знаю, что делать, что думать?!
Автор вопроса: Аиша Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Абилева Ирина Жаскайратовна.
Здравствуйте, Аиша!
Поскольку вы пишите, что подобное состояние апатии и скуки у вас уже длиться полгода, пройдите очную консультацию у врача психотерапевта в вашем городе. Возможно, есть какие-то нюансы в части здоровья, которые могут влиять на состояние, настроение и их нужно подкорректировать.
А я постараюсь в этом письме вам подсказать, на что можно обращать внимание, что можно делать вам самой. Что может быть причиной и что с этим делать. Я бы обратила ваше внимание на несколько аспектов.
Во-первых, Вы окончили вуз. Пока учились – учеба придавала цели и смыслы жизни. После того как закончили вуз. Наступает новый этап жизни, в котором нужны новые цели, новые отношения. Это могло вызвать у вас затруднения, и эти трудности вызывают отчаяние и безысходность. Вы не можете найти решение, и это вас угнетает до такой степени, что вам кажется, что жить не хочется.
Но выход есть всегда. Как только вы начнете делать первые шаги, чтобы справиться с вашими трудностями, появится сила и беспомощность пройдет.
Начните искать себе работу. Вспомните, что вас привлекало в вашей специальности, пока вы поступали и учились? На какие критерии опирались, когда выбирали вуз? Что привлекало в профессии? По своему желанию пошли в профессию или это был выбор родителей? Чем вы можете дополнить ваше образование, чтобы был интерес к ней. Помните, что вы можете начать сейчас работать, а потом дополнять свое образование, менять, учиться чему-то новому, искать интересную для вас сферу и углубляться там, где вам интересно.
Сейчас нужно ставить новые цели и искать новые смыслы в жизни. Смысл – величина не постоянная, он меняется в зависимости от обстоятельств жизни. Это могут быть поиски того, что вам интересно сегодня или поиск работы. Как только вы начнете работать (на любой работе), будете узнавать что-то новое о себе, о своих возможностях, интересах. Это может быть продолжение учебы или поиск партнера для создания семьи. Что вы выберете, тому и будете посвящать свое время и находить смысл в вашей деятельности.
Во-вторых, Вам сложно справляться с эмоциями, которые у вас возникают.
Вы пишите: «Мир в моем соображении это гнилое место с хитрыми и наглыми людишками. Вокруг лишь зло, обман, предательство, вранье, хитрость, подстав и т.п.». Ответьте себе на вопрос, какое событие произошло в вашей жизни, которое заставляет вас так думать? Кто вас обманул, предал, подставил, и вам сложно это осознать, в это поверить, признать и объяснить? Назовите, кто конкретно эти «они» и что «они» вам сделали? Вам нужно проработать эти вопросы, лучше со специалистом психологом. Чтобы получить доступ к вашим заблокированным желаниям и потребностям. Что за событие произошло, после которого вы перестали верить в людей, мечтать, строить планы? Что в вашей жизни вы не можете объяснить себе. Когда вы это поймете, у вас могут появиться разные варианты, как справиться с тем событием, которое выбило вас из колеи. Иногда бывают события, смысл которых сложно объяснить самим себе, сложно простить кого-то или себя. Не отказывайтесь от помощи специалиста! Вы гораздо быстрее проработаете результаты события, которое на вас повлияло.
Ваши чувства сейчас заблокированы. Вы испытываете много эмоций – обиду, злость, отчаяние, НО все держите в себе. Не даете выхода и не можете проработать эти эмоции. Что вы можете сделать – поговорить с кем-то, кто сможет вас выслушать без критики и поможет вам прожить ваши эмоции; написать письмо вашему обидчику, в котором выразите все ваши эмоции, не отправляя ему; вам может помочь техника «пустого стула» – представьте, что обидчик находится напротив вас и выскажите ваши обиды вслух; вы можете нарисовать вашу ситуацию, а потом изменить рисунок так, как вы хотите, чтобы события разворачивались. Но конечно, лучше всего, вам обратиться к специалисту, чтобы он помог вам научиться экологично обходиться с вашими эмоциями и безопасно выражать их.
Из-за того, что когда-то в прошлом вы не смогли найти взаимодействие с людьми, которое вас бы устроило, вы сделали неверный вывод о себе – «Я не устроена для этого мира. Чтобы выжить в этом мире нужно быть такими как "они". Мне кажется, всё таки не стоит продолжать жизнь». Этот вывод опирается только лишь на какую-то часть вашего опыта. А возможно вы приняли чьи-то слова на веру, и стали думать так о себе: «А я глупенькая, ранимая, слабая, наивная». Нужно исправлять такое отношение к себе! Любой человек в какой-то ситуации может быть слабым, наивным и глупым. И иногда есть ситуации, в которых можно быть такой. Но это не значит, что это касается всех сторон вашей жизни. Повспоминайте о себе как можно больше – вспомните все ситуации, в которых вы были разной - умной, мудрой, сильной, рассудительной, когда вы что-то хотели и добивались чего-то. У каждого человека найдутся такие примеры в его жизни, и у вас они точно есть. Вспомните все ваши достижения! Одно только достижение вы упомянули в письме – вы закончили вуз. Только лишь слабая и ранимая девочка вряд ли бы этого достигла, для этого нужно много навыков, которые помогают справляться с трудностями. Опирайтесь на ваши разные качества! Ничего не упускайте. Так бывает, что когда с нами случается ситуация неуспеха, стыда, неудачи, мы можем зациклиться на ней и это мешает идти дальше и видеть дальнейший путь. И поэтому нужно обязательно вспоминать другие ситуации в жизни. Ситуации силы и смелости, чтобы опираться на них и идти дальше. Если вам сложно это сделать самой, найдите человека, который вам поможет. Это реально исправить!
Мир вокруг может казаться несправедливым и жестоким. Но знайте – не весь мир таков. Должен быть человек, который относится к вам доброжелательно, с любовью и этот человек, прежде всего - ВЫ сами. Не кто-то другой, а именно ВЫ, можете увидеть свою ценность, защитить себя, а не желать смерти.
Еще одна часть работы заключается в том, что вам нужно лучше узнавать себя. Что доставляет вам удовольствие? Что вызывает ваш интерес? Что нравится/что не нравится. Что хочется/что не хочется…. Чем больше вы знаете о себе, тем легче найти свой смысл в этом мире. Позвольте себе мечтать. Вам сейчас не нравится то, как вы живете сейчас, а как бы в ваших мечтах выглядела ваша жизнь, которая бы вам нравилась? Не останавливайте вашу фантазию. Какой бы жизнью хотели жить? Что мешает стремиться к этому? Это могут быть страхи, а может чьи-то слова, которые запрещают вам что-то делать для своего счастья. Работайте с вашими страхами. Страхи могут блокировать деятельность, вызывать апатию и потерю интереса.
Узнавайте себя. Чем больше вы узнаете о себе, своих реакциях на окружающих, о ваших желаниях, тем больше у вас появляется возможностей реализовать себя и найти свой смысл. Начните осознавать каждое свое действие. Что вы чувствуете. Для этого можете вести дневник наблюдений. Записывайте хотя бы несколько раз в день – какое событие происходит – что вы думаете по этому поводу, что вы чувствуете по этому поводу, что делаете в связи с этим.
Что еще может помочь преодолеть апатию и безысходность.
Старайтесь каждый день делать что-то новое. Пробуйте новизну в разных сферах вашей жизни – одежда, прическа, новые знакомства, новые увлечения, спорт, йога).
Выберите что-то, что вам подходит, и начинайте делать!
Аиша, боритесь за себя, и за свое будущее!
Если будут вопросы, обращайтесь! Желаю Вам удачи!
Психолог, Абилева Ирина.