Как вернуть интерес (волю, жажду) к жизни?

Вопрос психологу:
Здравствуйте. Начну издалека. Я рос в очень маленьком селе. Точно помню, что в садик категорически отказывался ходить, а в последствии и не ходил вовсе. У меня был один единственный друг до 9 класса (он был на 2 года старше и покинул наше село раньше меня). Я всегда был либо один, либо со своим другом. Но тогда меня все устраивало и нечего не беспокоило. После весь 10 класс я был один, общался со сверстниками только в школе, после школы всегда был только дома. В 11 классе я попытался выходит со своими знакомыми гулять. Наверное с этого и началось все. Большую часть времени, что я проводил с ними, мне было не комфортно. Я просто всегда молча стоял слушал их рассказы, редко вставляя слово. Хоть я и знал их всю свою жизнь, я просто не знал о чем с ними говорить (они разговаривали в основном о своих взаимоотношениях между собой и другими людьми, вспоминали прошлое, планировали будущие "тусовки". Я же когда был один, всегда читал интересные книги, статьи, увлекался естественным науками - это все было не интересно им). После 11 класса я уехал учится в большой город и уже осознавал, что мне очень трудно общаться с людьми, знакомится с ними (неуверенность в себе, низкая самооценка и через чур большая стеснительность). Я хотел приехать на новое место жительство, показать себя новым знакомым (одногруппникам) позитивным и уверенным человеком. Но все повернулось не так. Я не знал как познакомится и начать общение с совершенно новыми для меня людьми. Я замкнулся в себе. Живя в общежитии, где полно людей моего плюс минус возраста и не возможность общаться с ними из за своих каких-то психических проблем. Я краснел (я этого понимал и становилось ещё хуже) при разговорах с преподавателям на паре, в полной аудитории, боялся публичных выступлений. Начали появляться мысли о суициде. Со мной ни кто не общался (тут я понимаю, что это только моя вина), я видел общение только когда помогал одногруппникам по учёбе и намеренно им не отказывал, но и это мне надоело и я просто начал говорить всем "нет". Когда у тебе обращаются только за помощью, как можно вообще верить в какую то дружбу? У меня опять же появился только один друг (и то я думаю, что это потому, что мы живём в одной комнате и наши взгляды на мир совпали). Пытался найти девушку, но нечего не вышло, а когда все вокруг ходят парами это подкашивает самооценку. С каждым месяцем я пытался как то настроить свою жизнь, но начала появляться неопределённость. Я вроде хотел общение, но мне было лень, что то сделать. В следующие 3 года и по сей день вот какие проблемы появились: появилась эта самая лень. Бывает просто лежу часами нечего не делая. Появилась апатия к жизни. Интересы пропали. Часто стал спать, сонливость. Пытался найти себе хобби но через неделю уже бросал, пропадал интерес. Постоянно прокручиваю в голове свою жизнь, бывает часами и не могу заснуть из за этого. Не могу принимать даже простые решения решения (заметил это когда парикмахер спросил мол "так или так", я ему ответил "как лучше", а он мне "ты сам как хочешь?") и после этого во всем не могу сразу нормально принять решение и замечаю это в себе. Самобичевание. Мне кажется, что я не такой как все и из за этого хуже. Мысли о суициде преследуют уже 3 года и каждый день мне все страшнее. Появились чувства тревоги, не понятно от чего, какие то переживание, не понятно из за чего, беспокойство. Уже сейчас, буквально месяц назад решил закрыть все чувства, думаю если я все рано не пользуюсь ими, а они нужны только в обществе (симпатии, дружба, любовь, преданность, совесть) то будет легче. Вроде и полегчало, но не надолго все же. Единственное, что я не бросил - это учёбу, но я только ей и занимался. А через пол года мне выпускается и идти работать в каком то коллективе, принимать решение под свою ответственность общаться с людьми. Я всего этого очень сильно боюсь. Мне кажется, что люди меня не во что не ставят, не воспринимают как равного человека, а только ниже. У меня очень много психических проблем, я сам понимаю, сейчас я и все не описал. И я точно знаю, что такие проблемы не решаться по типу "вам грустно - не грустите" это не помогает. Хочу попросить помощи - как вернуть для начала интерес к жизни? Это мой главный вопрос.
Автор вопроса: Дмитрий Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Башкатов Николай Николаевич.
Здравствуйте, Дмитрий!
С интересом прочел Ваше письмо, в котором Вы описываете свою жизнь. Во первых, хочу поделиться впечатлением, которое оно на меня произвело. К сожалению, не знаю на кого Вы учитесь, но, могу с уверенностью сказать, что специалист из Вас получится толковый. Поскольку для этого Вы обладаете всеми необходимыми личностными качествами.
Ваше беспокойство связано с чувством одиночества. Скажу сразу, что эта проблема существовала во все времена, и Ваше поколение, Вы в том числе, не исключение. С чем же связана эта проблема, что является ее основой, корнем, так сказать? Давайте попробуем в этом разобраться.
Так или иначе, но во всем своем многообразии, это чувство - одиночества можно отнести к вопросу поиска "смысла жизни". Все люди разные, имеют разное внутреннее устройство, в зависимости от тех качеств, которыми наделила их природа. И чем сложнее устроен внутренний мир человека, тем глубже он забирается в поисках ответа. Для кого-то все просто, все лежит на "поверхности". Они хорошо ориентируются во внешнем мире, им легко дается решение каких-то несложных повседневных задач, не требующих глубокого проникновения в суть вопроса. Кто-то же, в силу свой одаренности, не может быть удовлетворен таким поверхностным взглядом на жизнь. Таким людям, обычно, выпадает решение задач более сложных, требующих определенных умственных и волевых способностей, подкрепленных соответствующими профессиональными навыками. Вот, как бы, обозначились две категории людей по своим способностям и соответствующим этим способностям отношением к миру.
И раз уж, одной из немаловажных составляющих Вашего беспокойства является недооценка себя самого, своих человеческих качеств, то далее уместно было бы поговорить о ценности представителей каждого из этих двух категорий. Как же определить, какой человек важнее, лучше? Наверное, единственно правильным ответом будет - и те и другие. Пожалуй, единственным критерием оценки здесь будет то, смог ли человек найти свое место в жизни, то занятие, в котором он может достичь высокого уровня своего развития. Ведь, в конечном итоге степень отдачи от его деятельности заключается в общественной пользе. Из этого же объективно складывается чувство самоуважения человека и никак иначе. Если у человека талант разрешать какие-либо повседневные задачи - это здорово и хорошо, если он будет заниматься именно этим. Ну, например, трудно себе представить успешную работу любого предприятия без эффективной работы менеджера. Если же человек тяготеет к более глубокому пониманию действительности, то и задачи перед ним будут стоять совершенно иные. Если первые - это практики, то вторые - теоретики. Возможно ли определить кто из них важнее? С уверенностью можно сказать и те и те, поскольку - это два неразрывных звена в развитии человечества. Не может быть без теории эффективной практики, поскольку практика без теории слепа. Равно как и не может быть и развития теории без практики, поскольку без практики теория была бы мертва.
Вы ставите перед собой не простые вопросы, что само по себе свидетельствует о способностях человека. А природа наделяет всех людей разными способностями. В народе говорят по этому поводу - кому больше дано с тех больше и спрос. Хорошо это или плохо - это вопрос риторический. Если вернуться к нашим двум условным категориям людей, точнее, к тому, представители какой из них наиболее "обласканы" жизнью, то и тут вопрос спорный. Первые достигают результата гораздо быстрее, и, может быть, легче, но ведь и плоды их труда недолговечны, быстро вспыхивают и так же быстро затухают. У вторых же путь к достижению результата может быть гораздо длиннее и тернистее, но и результаты не сопоставимы с первыми. Поскольку именно на результатах их деятельности и стоит развитие всего человечества. Поэтому результаты их труда выходят за рамки их жизни и их имена человечество будет помнить пока существует.
Я это к тому, что ответы на Ваши непростые вопросы будут зависеть в первую очередь от того, какие цели Вы перед собой ставите. А от этих целей уже будет зависеть то, сможете ли Вы реализовать в жизни те способности, которыми Вас наделила природа.
Что делает человека счастливым, что приносит ему удовлетворение от жизни в конечном итоге? Умение следовать моде, соответствовать чужим ожиданиям, говорить "нужные" слова, принимать "выгодные" позы, как говориться, плыть по течению? Или же знание своего дела, умение отстоять свою точку зрения, которая может оказаться единственно верной? Степень уверенности человека в себе зависит от того, чему человек придает решающее значение. Условно говоря, свой прическе или же уровню компетентности в деле, которое он выбрал. Ведь истинная уверенность в себе, как внутреннее, субъективное переживание складывается из объективных причин - из отношения к нему окружающих, от того насколько они доверяют ему и его мнению. Только так человек может заработать настоящий авторитет в окружающем его обществе. Именно на этом базируется уважение человека к самому себе.
То обстоятельство, что люди обращаются к вам за помощью в решении каких-то задач, говорит о том, что они Вам доверяют. А это уже чего-то да стоит (не в материальном смысле). И то, что по каким-то "параметрам" Вы не вписываетесь в это "светское" общество, еще не говорит о ущербности Вашей личности. Может быть как раз напротив. Просто у Вас мало пересекающихся интересов с этими людьми. И это не повод все время под них подстраиваться, так Вы можете окончательно потерять себя и вместе с этим все свои способности. Что Вы получите взамен? Дешевый сиюминутный авторитет в виде одобрительного внимания на вечеринке, или кучу лайков в соцсетях? По моему, не стоит идти на такой размен. Если Вы будете стараться быть "модным" есть риск того, что Вы не только ничего не добьетесь, но и все потеряете, что имели.
Быть личностью не легко во все времена, но это же дает один очень весомый "бонус" - ощущение внутренней свободы и возможность выбора. Поэтому прекратите самобичевание и вернитесь к учебе. А результаты Вам пока еще рано подводить, и то какими они будет зависит от Вас. И перестаньте считать свои психологические особенности - психическим проблемами. Проблема у Вас, пожалуй, одна - недооценка своих человеческих качеств и излишняя самокритика. Хотя, я Вам скажу по секрету, самокритикой могут обладать только сильные личности.
Чувство одиночества - это ведь внутренне, субъективное переживание, а это значит, что оно ситуативно и не всегда имеет отношение к реальности. И то, что к Вам обращаются за помощью тому подтверждение. Поэтому не отзывайте в помощи тем, кто действительно в ней нуждается, не давайте "садится на шею", тем, кто пытается эксплуатировать Вашу доброту. И ни в коем случае не «зарывайте» свои чувства. Вместе с ними Вы можете зарыть и свой талант. Наоборот, позвольте им дышать — они Вам еще пригодятся.
Как я уже сказал в самом начале, уверен, что из Вас получится прекрасный специалист своего дела, ответственный гражданин своей страны, достойный человек и отличный семьянин.