Я не нравлюсь себе, я копаюсь в себе, постоянно ною и жду помощи, а ее нет.

Вопрос психологу:
Казалось бы что в свои 30 лет у меня есть хорошая работа, свое жилье, но нет любви, семьи и умения жить самостоятельно. Такое впечатление, что я не живу, а существую. Я не нравлюсь себе, я копаюсь в себе, постоянно ною, и когда кто то пытается дать мне совет, я лишь спорю и занимаюсь самобичеванием. Мне говорят: повзрослей и прекрати топтаться на месте. А я не вижу выхода и не знаю как взять себя в руки и перестать ныть о своих проблемах, которых как говорят окружающие- нет. Все лишь говорят, что у всех свои проблемы и только ты сама способна решить свои, но я даже не знаю с чего начать, куда двигаться и как собрать себя в кучу и прекратить лить слезы каждый день. Друзья и близкие считают, что я не прислушиваюсь к ним и по итогу делаю так как считаю я, а не они и получается все как всегда не так как нужно. В результате выходят споры и ссоры. И я упорно продолжаю ныть и сидеть на месте без возможности встать на ноги, собраться и двигаться вперед. Я жду помощи а ее нет. Так как ей неоткуда взяться. А справиться самостоятельно я не могу. Я крайне упертый человек которому сложно принять мнение и правду даже близкого человека. И периодически мне кажется что всем легче будет если я забьюсь в угол и больше не буду никого трогать и беспокоить. И я начала чувствовать одиночество и ненужность, пустоту и отчаяние. И постоянно считаю себя не красивой, глупой и не привлекающей мужчин . Человек заблудившийся в себе и своих проблемах, без выхода и в отчаянии. Без возможности найти способ двигаться дальше.
Автор вопроса: Вероника Возраст: 30

На вопрос отвечает психолог Яценко Вероника Витальевна.
Добрый день, Вероника!
Поскольку Вы ничего не написали о том, когда у Вас появились подобные мысли и такое отношение к себе, могу предположить, что в детстве Вы не получали от близких людей (родителей, родственников) достаточно любви и принятия. Также могу допустить, что кто-то из них был человеком успешным и требовал от Вас успешности в учебе, при этом теплые и поддерживающие отношения могли не иметь такой ценности как карьера. Из этого, опять же гипотетически, может вытекать та проблема, о которой Вы написали: вроде бы на работе все хорошо, есть достаток, но нет семьи.
Ваше критическое отношение к себе также может иметь начало в детстве, поскольку тогда Вы неосознанно могли присвоить такое мнение о Вас родителя, брата, сестры или другого значимого лица. Однако это не является обязательным условием для развития у Вас низкой самооценки. Наш мозг является самоорганизующейся системой и способен, не имея опыта унижения, к построению самоунижающих убеждений, неправильно интерпретируя определенные ситуации или обобщая единичный опыт.
Каждый человек имеет свою уникальную систему взглядов и убеждений, которая формируется в период взросления. Иногда эти убеждения являются ошибочными и как кривое зеркало искажают действительность. Такие искаженные установки характеризуются тем, что они неадекватны реальности и сильно преувеличены. Например, такие искажения мышления, как преувеличение и сверхобобщение.
Если человек привык к такому образу мышления, это ведет к искажениям в мыслях, и, соответственно, в выводах. Например: 1) «Если меня не любит мужчина, я ничего не стою»; 2) «Иван не любит меня»; 3) «значит, я ничего не стою». Если ребенку заложили перфекционистское требование «быть всегда лучшим», то любая ситуация, когда он не может достичь успеха на 100%, оценивается им как поражение и может провоцировать депрессивные мысли и реакции.
Примеры таких установок: «Ты должен быть на высоте, иначе ты ничего не стоишь» или «Ты должен выполнять любое дело очень качественно, иначе ты ничего не стоишь». Эти установки поощряются обществом и многие родители убеждены, что воспитание детей в духе таких наставлений является залогом успеха в жизни. Если успех по каким-то причинам не приходит, то наступает депрес¬сия.
Негативные представления о себе ясно отражаются в содержании мыслей человека с депрессией, в том, как он систематически ошибочно истолковывает свой опыт, воспринимая себя как «неудачника». Во-первых, он уверен в том, что утратил нечто очень ценное, например, личные отношения, или ему не удалось достичь того, что он считал важным. Во-вторых, он ожидает, что результат любого его начинания будет отрицательным. Таким образом, он не имеет мотивации к целеполаганию, избегает какой-либо деятельности и считает, что все его будущее безнадежно. В-третьих, он думает о себе как о «ущербном» - глуповатом, недостойном любви и непривлекательном.
Если мы спросим, такого человека почему он думает, что он плох, не достоин любви и недостаточно хорош, каким образом он приходит к этому выводу, он наверняка ответит «у меня никогда ничего не получалось» или «мои родители меня никогда не любили, а это значит, что то со мною не в порядке».
Эти негативные представления дают импульс к развитию других симптомов депрессии - печали, пассивности, самообвинения, утраты переживаний удовольствия и суицидальных мыслей.
Поскольку депрессия это не просто плохое настроение, ее лечение требует времени и соответствующих навыков психотерапевта. На первом этапе можно начать работу с депрессией самостоятельно. Если не получится - обратиться к специалисту.
Относительно книг самопомощи при депрессии рекомендую книгу
«Управление настроением» Д. Гринбергер, К.Падески и «Сам себе психотерапевт: как изменить свою жизнь с помощью когнитивно-поведенческой терапии» С.Корина, а для работы над самооценкой – «Как повысить самооценку» Мелани Феннел.
Если будут вопросы, пожалуйста, пишите на мой адрес.