Как выйти из затяжной депрессии? Как забыть весь негативный опыт жизни?

Вопрос психологу:
Добрый день, мне всего 21, но я уже достаточно пожила. Началось все с того, что с рождения и до 5 лет меня воспитывала бабушка с дедушкой. На 5 году моей жизни дед умер у меня на руках, и в срочном порядке меня забрала мать в свою новую семью, где особо меня не ждали. Жили мы вчетвером на 12 кв, отчим с матерью часто меня били за малейшие пустяки, а когда напивались водки то колотили и друг друга. Братик рос. Был один год нормальной жизни, когда мы переехали в квартиру доставшуюся от деда отчима, мои оценки пошли в гору, меня заинтересовали секции, искусство , мешало только то что приходилось донашивать одежду за старшим братом двоюродным и одноклассники меня гнобили.Потом после очередных побоев от отчима в сторону матери, она забрала меня и брата, и мы стали жить уже втроём в той же проклятой коммуналке на 12 кВ. Мать начала ещё больше пить, водила домой мужиков и они занимались любовью прямо у нас на глазах. Частенько вымещала злобу на мне, говорила, что я стану бомжом, сдохну, уродина, много ем, и так в 12 лет у меня начали появляться первые попытки суицида, булимия, нервное истощение. Оценки в новой школе испортились и меня перевели в вечернюю. Обслуживание младшего брата полностью легло на мои детские плечи. Потом она простила отчима и негатив в мою сторону полился в двойном размере, я можно было сказать была ребёнком для битья, просто ничтожеством на которого можно выплеснуть свою не состоятельность и озлобленность. В 13 лет я переставала ночевать дома когда они напивались, приходили органы опеки и видя одну бутылку водки в пустом холодильнике, ничего не предпринимали. В 15 лет я познакомилась с парнем он оказался абьюзером и теперь он стал бить меня не жалея, ногами, кулаками, преследовал меня, угрожал убийством, но я была запуганным ребёнком, которому хотелось любви хоть и такой. В 15 лет я забеременела девочкой, здоровой, но домой меня бы с ней никто не пустил, я готовилась отказаться в роддоме. Роды были тяжёлые, вместо кесарева меня отправили на естественные в итоге она погибла, задохнулась внутри меня, 20 часов адской боли, меня с того света достали, психолог в больнице сказал, что я сильная и выкарабкаюсь в 16 лет... сама.... Я вернулась домой, все началось по старому со стороны родителей, ни какой поддержки, только добавился ещё один повод для унижений и упрёков . Я цеплялась за все подработки и вскоре смогла сама себя обеспечивать. И тогда меня просто выгнали из дома в никуда, шёл 10 класс. 2 месяца я жила на теплотрассе, питалась из мусора, просто выживала, мылась в туалетах трц. Потом о чудо, я устроилась на неофициальную работу без ночлежки, в центре города познакомилась с неблагополучными ребятами, иногда ночевала у них чередуя с теплотрассой, денег на съем жилья не хватало. Но я держалась за каждую ниточку, чтобы не скатится ещё глубже и у меня получалось, даже когда мой новоиспечённый молодой человек повесился для меня это было естественным. Позже познакомилась со своим нынешним мужем, стали жить в месте, закончила 11 класс с хорошими баллами, бегая после работы в вечернюю школу. Сейчас мы 4 года вместе, общий ребёнок, обожаю свекровь, замечательные , добрые люди, муж полностью нас обеспечивает. Хоть у меня образование и 11 классов, но я читаю много литературы и сама по себе не глупая. Сыну сейчас 1,6 года, все ещё кормлю грудью, я души в нем не чаю, ведь познала горечь потери. Как бы все прекрасно не было, я закрытый человек, у меня нет друзей, я не подпускаю к себе людей, мой день начинается с ненависти ко всему живому, иногда у меня происходят вспышки гнева и я могу поколотить мужа, кота ( давлю на лапы ножкой кресла , топлю, душу), ребёнка ни когда и пальцем не тронула (он моя жизнь), муж ходит в синяках, кот пугается каждого шороха. Мне стало приятно причинять коту, мужу боль, я очень сильно давлю на мужа, осознанно изживая его словами, поступками. Прошлое ворошит мое настоящее, я испытываю очень сильную ненависть и отвращение к себе и это переходит на других. Не могу от этого избавиться, я бы отдала все, чтобы забыть всю эту боль в прошлом. Боюсь превратится в моих родителей. Так часто задумываюсь, о суициде из-за ненависти к себе, что входя в новые помещения на подсознательном уровне ищу балки на которых повешусь или ножи по острее. Держит только ребёнок и чувство вины перед ним за свою несостоятельность. И вопрос такой, как мне изменить эти установки, как забыть весь негативный опыт жизни? Как начать уже жить?
Автор вопроса: Катя Возраст: 21

На вопрос отвечает психолог Якутова-Вега Людмила Сергеевна.
Здравствуй, Катя.
Всегда обращаюсь к человеку на консультации на Вы. Первое, что идёт в ответе сейчас - говорить с тобой на Ты. Поэтому если это будет некомфортно, прошу простить меня. Но интуитивно ощущаю, что обращение в таком ключе наиболее подходящее и нужное.
И первое, что хочу сказать - с тобой всё хорошо. После всей истории, которая произошла, после того, что ты делаешь с котом и мужем, после мыслей об уходе из жизни - с тобой всё хорошо. Если трудно осознать эту фразу относительно всей себя и ситуации, попробуй осознать её на небольших и понятных моментах: после всего, что произошло есть части тебя, которые сильно пострадали (нервная система, упущенные возможности детского возраста, скорее всего, какие-то органы) и при этом есть такие части тебя, которые остались как бы «нетронутыми» всей историей. Возможно их немного (например, ты пишешь о твоей любви к литературе; на уровне тела это могут быть красивые части тебя, например, красивые пальчики ног). Таких «нетронутых» твоей историей частей может быть действительно немного, но они могут стать стержнем, который будет держать тебя и напоминать: прямо сейчас с тобой всё хорошо. Тем более ты пишешь о малыше, свекрови, муже, который заботится и обеспечивает. Но это больше внешняя поддержка. В первую очередь хочется помочь тебе осознать стержень в самой себе. При чём не тот стержень, который ты называешь внутренней силой и выносливостью. Они, безусловно, важны! И именно сила и выносливость помогли тебе в трудные времена. Но они начали становиться похожими на доспехи человека, который побывал на войне. Настолько долгой, что они стали словно прирастать к телу. А что же под доспехами? Что они защищали? Я предположительно напишу, а ты попробуй ощутить, что именно и продолжи список сама: возможно, твою красоту, мечты (о чём ты мечтала давно в детстве?), ощущение, что ты маленькая девочка, нежную кожу, что ещё? Как бы это не выглядело незначительно, ощути все !именно! женственные частички себя (особенно те, которые удалось защитить и они не пострадали). Замечательно, если получится ощутить к этим женственным частичкам такую же трепетность, как и к твоему сыну. Потому что они настолько же уязвимы, открыты, нежны как и твой малыш, которого ты оберегаешь. Можно сказать, даже проецируешь на него нежность и любовь, которую хотела бы подарить самой себе, но по многим причинам для тебя трудно дарить их себе, поскольку усвоен от мамы шаблон отношения к себе, поскольку в тебе есть память о прошлом. В сыне этого всего нет и тебе легче любить и оберегать его. Поэтому самая первая и важная задача для тебя сейчас - осознать все твои самые нежные стороны (которые долгое время были под доспехами, поэтому остались чистыми и не имеют памяти о боли и унижениях) и начать дарить им любовь, заботу и внимание.
Очень надеюсь, что не запутала тебя. Когда читала твоё письмо и планировала ответ, у меня была совсем другая картинка того, что напишу. Более практическая, логичная и понятная. Но начала отвечать и вижу, что ответ просится быть сказанным именно для тебя, в моменте.
А теперь о том, что делать с теми частями тебя, которые в прямом смысле сломаны и привели к закрытости, отсутствию друзей, ненависти, агрессии, суицидальным мыслям.
Ты хочешь забыть весь негативный опыт. Но он является большой душевной раной. И подобно физической ране ноет и просит исцеления. На рану можно, конечно не смотреть, пробовать забыть, что она есть. Но если рану не очистить, не положить заживляющую мазь, не защитить бинтом, рана может воспалиться и начать болеть ещё сильнее.
Поэтому самое лучшее - это попробовать позаботиться о твоей ране.
Тут хороши и самостоятельные действия и помощь извне. Так, ты замечательно сделала, написав на психологический сайт. Это хороший шаг для приглашения помощи. Позже я добавлю варианты помощи из вне. Кратко из того, что ты можешь сделать сама - понять, зачем всё было ИМЕННО ТАК и простить. Простить родителей, простить себя, простить саму жизнь. Может показаться, что сделать это нелегко и даже невозможно при всей трудности истории, но ВСЕГДА за трудностями детства стоит подарок, дар, который ждёт, когда каждый человек доберётся до него и примет его. Обертка такого подарка всегда неприглядна. И чем больше дар, тем неприятнее обёртка. Так, к примеру, почти все психологи пришли в психологию в первую очередь помочь себе и решить свои проблемы. Поскольку самостоятельно, один на один с собой это намного труднее и болезненнее. Далее, исцелив (а во многих случаях лишь начав этот процесс исцеления, поскольку он продолжается всю жизнь), психологи чувствуют себя гармоничнее и даже начинают помогать другим, поскольку понимание законов психики и больший ресурс действительно способны на многое. Так же и я, не будучи исключением, прошла историю, которая началась даже не в моем детстве, а с момента рождения моей мамы - поскольку у бабушки был алкоголизм, Мама родилась недоношенной, врачи сказали, что она не выживет, собирались бросить маму в печку, моя прабабушка забрала маму у врачей и выходила, но моя бабушка всё детство мамы пыталась избавиться от неё, например в 3хлетнем возрасте бросила под идущий поезд. При всей этой истории Мама нашла силы жить, появились мы с сестрой, но я думаю, что ты понимаешь , с какой нервной системой наша с сестрой мама была все наше детство. Вероятно, не пойдя учиться на психолога, меня бы уже не было в живых, поскольку очень многое было невыносимым для меня и я точно так же, как и ты, думала о суициде.
Большое количество работы над собой привели меня в точку понимания - зачем всё так было и в чем мне это пригодилось сейчас. И боль, ненависть к бабушке сменились на благодарность и мысль: «Боже, насколько же большую цену пришлось заплатить и бабушке и маме, чтобы дать мне такой подарок». Не напишу тут, в чём именно я поняла подарок, поскольку это очень лично для меня, и я предпочитаю сохранить его сокровенность. Но со 100%й уверенностью могу сказать, что у тебя точно так же получится найти дар во всём, что произошло с тобой.
Самое главное - начни отделять «неповрежденные» части тебя от «поврежденных». Так, ты перестанешь относиться к себе как только к человеку со всей этой болью. Напротив, со временем ты всё больше и больше будешь находить те части тебя, которые в «хорошем состоянии», и опираясь на эти части, сможешь дать больше поддержки раненым частям.
Рекомендую почитать книги Виктора Франкла. Особенно книгу «Логотерапия», в которой он говорит, что даже при самых сильных повреждениях психики есть часть пациента, которая ВСЕГДА будет идеально сохранена, даже если это незаметно внешне. Опираясь на эту часть, можно значительно и даже полностью вылечить, восстановить человека. Действительно выдающийся психолог, который прошёл концлагерь, лишился семьи, видел много боли и смерти, но выжил и помог большому количеству людей.
Так же мощная книга для самостоятельной помощи «Радикальное прощение» Колина Типлинга.
Прочтя хотя бы эти 2 книги, ты сможешь начать исцелять твою душевную рану, а также перестать выливать боль на мужа и начать жить полноценной, счастливой жизнью.
Для помощи извне можно перечислить так же многие способы. К счастью, сейчас такое изобильное время: из мягких способов ты можешь обратить внимание на йогу и медитации. Тут, конечно, важно найти бережных мастеров, которые деликатно помогут найти больше гармонии внутри.
Также существуют тренинги по Детской терапии, на которых можно найти много поддержки. Мои любимые ведущие таких тренингов - Амарга и Свабаво из Голландии (семейная пара). Пожалуй, самые деликатные специалисты во всём мире. Они бывают в России и в том числе в Екатеринбурге. Хотя лично я предпочитаю брать их индивидуальные «сессии».
Ещё мягче и глубже работают такие методы, как Цветотерапия Aura-Somа (из Англии) и работа с кристаллами от Сампатти (из Германии). Информация обо всём этом есть в интернете. Эти методы безопасны, работают глубинно, тонко и впечатляюще эффективно. Они работают с переживаниями не только на физическом и осознаваемом уровнях, но и на тонких энергетических уровнях. Помимо них также есть красивые методы Ватсу (терапия в воде) и Тета-Хилинг.
В медицине есть интересное направление - Гомеопатия. Врач по общему состоянию здоровья назначает натуральные препараты, которые работают и с физическим здоровьем и оказывают влияние на эмоции. Так, 2 года назад, оказывая помощь мужчине, который продолжает помнить опыт войны в Чечне и срывается на близких, не контролируя свой гнев, помимо психологических методов, я искала, что можно включить в реабилитацию. Знакомый гомеопат, узнав об этой истории, помогла назначить препарат для помощи нервной системе. Уверена, в Екатеринбурге много врачей-гомеопатов, если не сможешь довериться незнакомым врачам, пиши, дам контакт конкретного специалиста (который находиться в соседнем с тобой городе).
Сегодняшнее время действительно изобильно!
Самое важное внутри себя принять решение исцелить свою рану. Засыпать и просыпаться с мыслью и молитвой о выходе на новый уровень понимания, прося у жизни помощи, учителей, и жизнь откликнется самыми красивыми способами!
Так же ты можешь обратиться и за личной консультацией ко мне и к любому психологу, к которому почувствуешь доверие.
Семья, будучи системой, в которой однажды произошёл надлом, и свалив на тебя всю боль, всего лишь доверила тебе остановить негативную историю и начать новую, счастливую.
Сможешь или нет - решать тебе. Если сможешь, меньше моральной и душевной боли достанется исцелять твоему ребёнку и его детям.
Начни с книг. С мысленной молитвы об учителе, об исцелении. О том, чтобы хватило внутренних моральных сил осознать, зачем всё было именно так.
С тобой всё хорошо.
Даже когда не хочется жить. Это лишь знак, что страдания слишком много (как физического, так и морального). И в следствии этого не реализуется тот потенциал, с которым ты родилась.
Несомненно то, что человек рождается для счастья, а не для страдания.
Часто счастье представляется возможным, когда всё идеально и созданы благоприятные условия. Но гораздо большее счастье ощущается, когда человек начинает «собирать себя» пониманием, что всё, что со ним случилось, шаг за шагом вело его к себе.
Возможно, покажется, что в моем ответе много общих фраз при такой сильной и серьезной ситуации. Не так много возможностей у ответа в одном письме. Надеюсь, ты нашла в нём полезные для тебя моменты.
В заключение добавлю отрывок от Екатерины Смирновой. Символично в нем описано много важных моментов: «- Ну, а если все? - спорила я. - Если в душе все умерло от боли? Если сердце превратилось в камень? Да никакая любовь не поможет тогда!
- Кис-кис-кис - позвала Сновидица.
И на коленках ее тут же свернулся черным бархатом кот.
- Его привела мне еще котенком Смерть. В качестве насмешки. Она тоже любит со мной поспорить.
Кот был совсем мертв. Совсем. Жизни не было ни в сердце, ни в душе. Ужасная судьба, тяжелые муки. В его глазах не было света, только молочная пелена пустоты, глядя в которую сам мертвеешь.
Сначала я поила его горькой настойкой чертополоха и полыни. Колючий вкус ее пробудил в нем жгучую ярость. Он ревел и выл взбешенно, он кидался на стены и разрывал в клочья все, до чего мог дотянуться. Через злость пробудилась в нем сила, но не жизнь.
Когда он немного поутих, я стала поить его соленой микстурой из слез матерей, потерявших детей своих. Ибо нет горше этих слез. И тогда кот начал плакать. По капле, потом ручьем, потом потоком. Лились слезы боли, боли потерь, боли жалости к себе. И поток этот очистил глаза его от тумана пустоты. Глаза стали ясными, лучистыми. Он оплакал себя и пробудилась в нем душа. Но не жизнь.
И тогда стала поить я его отваром семян не проросших, а сгнивших в земле сухой и безжизненной. В семенах было все - питание и рост, и проект жизни. Но их не приняла среда, отвергла. Они не нашли поддержки, они не нашли тепла и влаги питающей. И тогда они сами стали питать. Сами стали пищей для других живых существ и перегноем для будущих семян. Они смирившись, стали служить Жизни. И кот принял судьбу свою. Смирение и покой пробудились в его душе. Но не жизнь.
И тогда взяла я молоко самой любящей матери и смешала с душистым летним медом. Взяла свой самый теплый шарф и самую нежную колыбельную. Обняла его крепко, прижала к груди. И качала его так много лет. И вот тогда сердце его откликнулось. Удар за ударом, стало биться оно. Тепло и ровно. В нем пробудилась любовь. А раз пробудилась любовь, значит и жизнь вернулась.
Кот посмотрел на меня желтыми лукавыми глазами, потерся о щеку Сновидицы и улизнул в ночь. Жить свою жизнь.
- Сколько же лет ты лечила его?
- Может несколько веков, может - тысячелетий. Когда дело касается Жизни - время не имеет значения.»